Тренажер радиотелеграфиста

 

1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА , содержащий последовательно соединенные пульт оператора и блок управления , а также блок формирования импульсов , блок предъявления звуковой информации и два регистра, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены два блока регистрации паузы, первый элемент задержки, блок сравнения и первый элемент ИЛИ, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход - к первому входу пульта оператора, причем блек формирования импульсов содержит генератор тактовых импульсов и два формирователя кодов Морзе, первые входы которых соединены с выходом генератора тактовых импульсов, вторые входы - соответственно с первым и вторым выходами блока управления, первые выходы - соответственно с вторым и третьим входами блока управления, а вторые выходы - с первыми и вторыми входами блока предъявления звуковой информации соответственно , с первыми входами первого и второго регистров соответственно и с входами соответственно первого и второго блоков регистрации паузы, выходы которых подключены соответственно к четвертому и пятому входам блока управления, третий выход которого соединен с вторым входом пульта оператора, выход которого непосредственно соединен с первым входом блока сравнения, а через первый элемент задержки - с третьим входом второго формирователя кодов Морзе и с вторыми входами первого и второго регистров, выходы которых подключены соответственно к вторым и третьим входам блока сравнения. 2.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок сравнения содержит две группы элементов И и группу элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выходы которых являются выходом блока, а первые Ci и вторые входы соединены соответственно S с выходами элементов И первой и второй (Л групп, первые входы которых являются первым входом блока, а вторые входы - вторым и третьим входами блока соответственно . 3.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок управления содержит последовательно включенные второй элемент задержки, второй элемент ИЛИ и элемент И, второй вход и выход которого со оо являются соответственно вторым выходом и третьим входом блока, и последовательно соединенные третий элемент задержки и третий элемент ИЛИ, второй 00 вход и выход которого являются соответственно пятым входом и вторым выходом блока, второй вход и выход второго элемента ИЛИ являются первыми входом и выходом блока соответственно, входы второго и третьего элементов задержки являются соответственно третьим и четвертым входами блока.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5@4 G 09 В 19 26 ф f$ j

) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3738599/24-24 (22) 15.05.84 (46) 23.11.85. Бюл. № 43 (72) H. И. Кудряшов (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 826397, кл. G 09 В 19/26, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 951366, кл. G 09 В 19/26, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 822235, кл. G 09 В 19/26, 1979. (54) (57) 1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий последовательно соединенные пульт оператора и блок управления, а также блок формирования импульсов, блок предъявления звуковой информации и два регистра, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены два блока регистрации паузы, первый элемент задержки, блок сравнения и первый элемент ИЛИ, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход — к первому входу пульта оператора, причем блек формирования импульсов содержит генератор тактовых импульсов и два формирователя кодов Морзе, первые входы которых соединены с выходом генератора тактовых импульсов, вторые входы — соответственно с первым и вторым выходами блока управления, первые выходы — соответственно с вторым и третьим входами блока управления, а вторые выходы — с первыми и вторыми входами блока предьявления звуковой информации соответственно, с первыми входами первого и второго регистров соответственно и с входами соответственно первого и второго блоков регистрации паузы, выходы которых под„„Я0„„1193718 A ключены соответственно к четвертому и пятому входам блока управления, третий выход которого соединен с вторым входом пульта оператора, выход которого непосредственно соединен с первым входом блока сравнения, а через первый элемент задержки — с третьим входом второго формирователя кодов Морзе и с вторыми входами первого и второго регистров, выходы которых подкаючсны соответственно к вторым и третьим входам блока сравнения.

2. Тренажер по и. 1, отличающийся тем, что в нем блок сравнения содержит две группы элементов И и группу элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выходы которых являются выходом блока, а первые и вторые входы соединены соответственно с выходами элементов И первой и второй групп, первые входы которых являются пер- g вым входом блока, а вторые входы — вторым и третьим входами блока соответств ен но.

3. Тренажер по п. l, отличающийся тем, что в нем блок управления содержит последовательно включенные второй элемент задержки, второй элемент ИЛ И и ьв элемент И, второй вход и выход которого являются соответственно вторым выходом и третьим входом блока, и последовательно соединенные третий элемент за- 3 держки и третий элемент ИЛИ, второй вход и выход которого являются соответ- Q() ственно пятым входом и вторым выходом блока, второй вход и выход второго элемента ИЛИ являются первыми входом и выходом блока соответственно, входы второго и третьего элементов задержки являются соответственно третьим и четвертым входами фв блока.

1 193718

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов" приему на слух.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера с сокращением времени обучения приему на слух путем повышения эффективности тренажа за счет предъявления обучаемому звуковых образов (мелодии) знаков кода Морзе.

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 функциональная схема формирователя кода

Морзе; на фиг. 3 — схема блока выделения пауз.

Тренажер радиотелеграфиста содержит пульт оператора, блок 2 управления, блок 3 формирования импульсов, блоки 4 и 5 регистрации паузы, блок 6 предъявления звуковой информации, регистры 7 и 8, блок 9 сравнения, многовходовый элемент

ИЛИ 10 и элемент 11 задержки.

Блок 3 формирования импульсов состоит из формирователей 2 и 13 кодов

Морзе н генератора 14 тактовых импульсовв.

Пульт 1 содержит кнопку «Пуск» 15, кнопку «Ответ» 16, счетчик 17 правильных ответов, счетчик 18 неправильных ответов, пнвертор 19, элемент И 20 и индикатор 21.

Блок 2 состоит из элементов 22 и 23 запер>кки, элемента И 24, элементов ИЛИ

25 и 26.

Блок 6 содержит ключи 27 и 28, генератор 29 звуковой (тональной) частоты, элемеи1 ИЛИ 30 и электроакустический преобразователь 31.

Блок 9 состоит из элементов И 32, элементов И 33, элементов ИСКЛ1ОЧА1ОЩЕЕ

ИЛИ 34.

Формирователи 12 и 13 содержат счетчик-дешифратор 35, переключатели 36, шифратор 37, регистр 38, элементы 39 и

40 задер>кки. Формирователь 13 имеет вход установки в исходное состояние (на фиг. 3 показан пунктирной стрелкой).

Блоки 4 и 5 состоят из инвертора 41, одцовибратора 42 и элемента И 43.

Тренажер работает следующим образом.

Предварительно переключателями 36 в формирователе 12 устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый дол>кен научиться четко различать среди других знаков (например, десять эталонных знаков), а в формирователе 13 — только эти знаки или в сочетании с другими, в случа йной последовательности.

Вклк>чают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 7 и 8, счетчикдешифратор 35 и счетчики 17 и 18. Тренажер готов к работе.

Обучаемый нажимает кнопку «Пуск»

15. Импульс с ее выхода поступает через элемент ИЛИ 25 на вход счетчика-дешиф5

10 !

55 ратора 35 и вход элемента 39. Импульс, поступивший на вход счетчика-дешифратора

35, вызывает появление на его выходе логической единицы, которая подается через первый переключатель 36 на соответствующий вход шифратора 37 и обеспечивает формирование на его выходе знака кода

Морзе, соответствующего установленной на переключателе 36 букве (цифре), в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует «1», тире

«111», а пауза между элементами знака—

«О». Этот импульс, пройдя через элемент

39, поступает на вход регистра 38, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 40,— на вход регистра 38, обеспечивая параллельную запись в него двоичного формализованного числа с выходов шифратора

37. Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 14 на вход регистра

38, производят выдвижение знака, записанного в нем, через выход на управляющий вход ключа 27, обеспечивая прохождение тональной частоты генератора 29 (через ключ 27 и элемент ИЛИ 30) в электроакустический преобразователь 31.

Обучаемый, прослушав предъявленный ему звуковой образ знака кода Морзе, опознает его и запоминает.

Одновременно кодовая комбинация с выхода формирователя 12 поступает в регистр 7, в котором производится ее запись, и в блок 4 для выделения пауз. По окончании кодовой комбинации на выходе блока

4 появляется импульс, который поступает на вход элемента 22 (задержка необходима для запоминания эталонного знака по мелодии и отделения от следующей за ним последовательности знаков). Импульс с выхода элемента 22 через элемент ИЛИ 26 посту пает на вход формирователя 13 и обеспечивает подачу с его выхода (аналогично описанному для формирователя 12) кодовой комбинации первого знака последовательности, который через кгпоч 28 и элемент ИЛИ 30 поступает в электроакустический преобразователь 31.

Одновременно кодовая комбинация с первого выхода формирователя 13 поступает в регистр 8 и в блок 5 для выделения пауз. Если обучаемый считает, что предъявленный ему звуковой образ знака кода Морзе не соответствует эталонному, то он никаких действий не производит.

Импульс с выхода блока 5 через элемент ИЛИ 26 поступает на вход формирователя 13 и обеспечит подачу с его выхода следующей кодовой комбинации в блок 6 и регистр 8, вытеснив из последнего ранее записанную информацию.

Если обучаемый считает, что прельявляемый ему звуковой образ знака есть эталонный знак, то он нажимает кнопку

«Ответ», 16, импульс выхода которой поступает на входы элементов И 32 и 33 и

1193718 вход элемента 11. Если кодовая комбинация, записанная в регистре 7, одинакова с кодовой комбинацией, записанной в регистре 8, т. е. обучаемый правильно распознал знак, то с выходов элементов И 32 и 33 подаются одинаковые потенциалы на оба входа каждого элемента ИСКЛЮЧАЮШЕЕ

ИЛИ 34. Нулевой потенциал на выходах этих элементов не изменяется, не изменив потенциала и на выходе многовходового элемента ИЛИ !О. Импульс ответа через элемент И 20 проходит в. счетчик

l7 (так как с выхода инвертора 19 на вход элемента И 20 поступает единичный потенциал) и фиксирует правильный ответ.

Если кодовые комбинации разные, а, обучаемый решил, что одинаковые, т. е. он неправильно распознал знак, то при нажатии кнопки 16 импульс с ее выхода, поступив в блок 9, вызывает появление на его выходе (выходах) единичного потенциала, так как на входы одного или нескольких элементов ИСКЛЮЧАЮШЕЕ ИЛИ 34 подаются разные потенциалы с выходов элементов И 32 и 33.

Импульс с выхода блока 9 через элемент

ИЛИ 10 поступает в счетчик 18 и фиксирует неправильный ответ. Этот же импульс, поступая на вход инвертора 19, предотвращает ложное срабатывание счетчика 17.

Импульс с выхода элемента 11 возвращает регистры 7 и 8 и счетчик-дешифратор 35 в исходное состояние. При возвращении формирователя 13 в исходное состояние импульс с его выхода через элемент

23 и элемент ИЛИ 25 поступает на вход формирователя 12 и обеспечивает подачу следующего (второго) эталонного знака.

Обучаемому предъявляют второй эталонный знак кода Морзе, а затем — последовательность знаков, из которой он должен опознать эталонный.

Если обучаемый в предъявленной последовательности не распознает эталонный знак, то устройство переходит к предъявлению следующего эталонного знака, так как импульс с выхода формирователя 13 (с выхода последнего разряда счетчика-дешиф5 ратора 35) через элемент 23 и элемент

ИЛИ 25 поступает на вход формирователя 12 и переводит его в следующее положение.

По окончании цикла с выходов формирователей 12 и 13 на вход элемента И 24 по10 ступают положительные потенциалы, которые обеспечивают загорание транспоранта

«Цикл окончен» в индикаторе 21.

Обучаемый снимает показания со счетчиков 17 и 18 и приступает к второму циклу.

Успешность обучения определяется ростом числа правильных ответов и уменьшением числа неправильных ответов при последующих циклах.

Использование изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позво20 ляет повысить эффективность тренажа и сократить время обучения приему на слух за счет усвоения и запоминания знаков кода Морзе путем восприятия его структуры по мелодии (восприятие целостного звучания знака) и определения истинного значе25 ния (с учетом развития интереса к приему).

Тренажер дает возможность начинать изучение кода Морзе с таких знаков, которые по своему значению наиболее просты и легко запоминаются, т.е. выдержать принцип обучения от простого к сложному и принцип усвоения всех и особенно сходнозвучащих знаков, которые лучше изучать раздельно, усвоив вначале один а затем другой знак (например, вначале «С», а затем «Х»).

Применение указанных принципов позволяет наиболее сильно воздействовать на слуховую память обучаемых, развивать ее и прививать уверенность в умении безошибочно отличать один знак от другого.! 193718

Фиг 7

Составитель А. Карлов

Техред И. Верес Корректор М Демчик

Тираж 451 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Саенко

Заказ 7319 54

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св
Наверх