Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет возможности обучения с учетом нормативов времени, отведенных на ответ. Устройство содержит электроакустический преобразователь , первый формирователь кода Морзе, первьй, второй, третий и четвертый счетчики, первый блок индикации , генератор помехи, ключ, блок определения реакции обучаемого, элемент И, блок коьмутации, блок управления , первьш и второй элемент ИЛИ. Цель достигается тем, что в устройс Ц- во введены первый, второй и третий триггеры, элемент задержки, второй блок индикации, третий и четвертый элементы ИЛИ и второй формирователь кода Морзе, при этом блок определения реакции обучаемого содержит генератор импульсов, первый и второй элементы И, счетчик, ключ и элемент ИЛИ, а формирователь кода Морзе - распределитель импульсов, переключатели , шифратор, регистр пймяти, генератор тактовых импульсов, узел выделения паузы и элемент задержки. 2 з.п.ф-лы, 2 ил. сл с tsS ю Ш Р оо

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) gi) 4 G 09 В 19/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21} 3687772/24-24 (22) 05.01,84 (46) 15.04.86. Бюл. N - 14 (72) Ц.И<Кудряшов и Н.В.Пономарев (53) 681.3.07 1 (088.8) (56) Лвтарское свидетельство СССР

Ф 654952, кл. G 09 В 19/26,,1978.

Лвторское свидетельство СССР

Р 1125222, кл. G 09 В 19/26, 1982. (54} УСХРО11СТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕ1"РЛФИСТОВ (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано прн обучении радиотелеграфистов приему на слух. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей за счет возможности обучения с учетом нормативов времени, отведенных на ответ. Устройство содержит электроакустический преобразователь, первый формирбватель кода

Морзе, первый, второй, третий и четвертый счетчики, первый блок индикации, генератор помехи, ключ, блок определения реакции обучаемого, элемент И, блок коммутации, блок управления, первый и второй элемент ИЛИ.

Цель достигается тем, что в устройс ) во введены первый, второй и третий триггеры, элемент задержки, второй блок индикации, третий и четвертый элементы ИЛИ и второй формирователь кода 11орзе, при этом блок определения реакции обучаемого содержит генератор импульсов, первый и второй элементы И, счетчик, ключ и элемент

Ф

ИЛИ, а формирователь кода Mopse — Щ распределитель импульсов, переключа-

";ели, шифратор, регистр памяти, re- МФ нератор тактовых импульсов, узел С выделения паузы и элемент задержки.

2 з.п.ф — лы, 2 ил.

1 224813 выдвижение двоичной комбинации знака с последнего разряда регистра 42 через элемент ИЛИ 14 на вход электроакустического преобразователя 4.

Обучаемому предъявляется основной 5 сигнал. По окончании комбинации знака на последнем и предпоследнем разрядах регистра 42 появляются нули, комбинация "00", которые при одновременном . t0 поступлении в формирователь паузы, формируют на его гыходе сигнал (импульс) конца зпака. Этот импульс, поступая на первый (счетный) вход распределителя 39 формирователя 1, 15 переводит последний во второе положение и обеспечивает формирование следующего знака, установленного на переключателе 40, например П, аналогично описанному. 20

Сигнал конца знака через элемент

ИЛИ 11 поступает на S-вход триггера 9, обеспечивая на его выходе появление единичного потенциала. Этот потенциал с выхода триггера 9 поступает на второй вход элемента П 31 и обеспечивает прохождение временных меток с выхода генератора 30 в счетчик 32. Так как на вход ключа 33 с второго выхода триггера 21 подается ,единичный потенциал, то первый выход счетчика 32, соответствующий време1ни опознания Зс, через открытый ключ

33 и элемент 1ШИ 34 подключается к первому входу элемента И 35..

Обучаемый, прослушав сигнал, нажимает кнопку 36, если считает, что прозвучал основной синнал, и кнопку 37, если считает, что прозвучал сходнозвучащий (симметричный) сигнал. При правильном и своевременном ответе на первом выходе элемента 25 сравнения появляется импульс, который поступает на вход счетчика 5, где фиксируется правильный ответ, и через элемент ИЛИ 13 — на вход счетчика 7, в котором фиксируется общее число ответов.

40

Обучаемому снова предъявляются в случайной последовательности знаки кода Морзе.

Одновременно импульс с выхода пульта 20 (при нажатии кнопки 36 или

37) через элемент ИЛИ 12 поступает на второй вход элемента И 35, однако . записи в счетчик 8 задержанных ответов не происходит, так как на первом входе элемента И 35 сигнал отсутствует (на первом выходе счетчика 32 импульс переполнения не появляется, потому что обучаемый укладывается в отведенное для опознания ответа время).

Если же правильный ответ будет задержан, то на первом выходе счетчика 32 появится импульс, который при поступлении сигналов с пульта 20 I запишет в счетчик 8 задержанный ответ.

При неправильном и своевременном ответе на втором выходе элемента 25 сравнения появляется импульс, который поступает на вход счетчика 6, где фиксируется неправильный ответ, и через элемент ИЛИ 13 — на вход счетчика 7 числа ответов.

При неправильном и несвоевременном ответе результат записывается как в счетчиках 6 и 7, так и в счетчике 8 задержанных ответов.

После каждого ответа обучаемый снова нажимает кнопку 39 "Пуск" и ему предъявляется очередной сигнал, записанный в формирователе 1 или 2 аналогично описанному ранее.

Если в процессе предъявления записанпых в формирователи 1 и 2 знаков кода Морзе обучаемый не укладывается по времени с ответом, т.е. число задержанных ответов превышает норму (в предлагаемом устройстве число задержанных ответов не должно превышать трех при 20 предъявленных), то импульс переполнения с выхода счетчика 8 поступает на вторые (установки в первое положение) входы формирователей 1 и 2 и переводит распределитель 39 в первое положение.

Этот же импульс, поданный на К-вход триггера 21, переводит последний в нулевое состояние. Нулевой потенциал с его второго выхода поступает на управляющий вход ключа 33 и обеспечивает переключение с первого выхода счетчика 32 (Зс) на второй (бс). Единичный потенциал с первого выхода триггера 21 включает транспарант

"Повтор" 22 (установка триггера 21 в единичное состояние осуществляется включением питания).

Если же обучаемый не укладывается в повышенный норматив (бс), то тренировка прекращается. ВозобновЛение тренировки возможно после получасо- вого отвлечения от приема знаков.

72248

Длтт обучения приему сигналов в

УСГ(ОВпяХ ПОМЕХ КЛ<ОЧОМ 17 ВКЛЮЧа(От генератор 16, обеспечивая поца ly: основной ст(гнал + помеха, сходнозвуЧаЩИй {С!!Мт!ЕТРНт(НЫй) С!(ГIIQJI + ПаМЕХа. >(Ейеттзттт(ОбУЧаЕМОГО Пт>И ЭТОМ аll;>!(01 !Иllгь(ОПИ« IE(lfblhf вь((1(е °, Форм ула пзобретепия (О

1.Устройство для обучения радиог-:леграфистав, содержащее электроэкустическнй преобразователь, первый форинротзатель кода Морзе, IIepBh!II и

Dт0рой счетчики, подключепные выходамн к первому блоку т!Иднкацни, ге(ератор помехП, соедтнтенный с вхо(!>М Кг Ю (Э ТРЕ Гпй СЧЕТ Ч<1К IIQCJIQJ70Daль (а сuv,;òløet(tth1(e блок определения !

,e:-)1;(((;(1 абучаеl!01" О, элемен 11 11 бг!Ок кo:.:(y Tat!Ill!, последовательно соеди:(еннь!е пулт)т управления и первый эле:feнт 1Ш11, тзыход которого подключен

1 !Icp! .О>() вхо)т)г блока. Ql(p((Tei(c!(!тя реакции обучаемого второй в<(ход коl op0го саед!(Иен с нет>вым вхацОМ

:pQòüQDo с (етчика, прп этом ттер!Зый и второй Dttxîäht блока коммутации (<од(с.(ю (ены к входам первого н (>торов гQ сче I It,QD и к сооттзетстDующим

«хода: t вт(рого эг!емента ИП(1, выход кoTOp01 о т(адlслlочсн к Ieт!зе(>TQ. Ã)J с -тот нку, второй и TpcTEIlf Гзхады бло;;1 каммутацпн соединены ceответствен20 чe .t к Ifepun! ty входу первого ГриггеРа т 13ТОРОй ВХСД КО OPOI О ПОДКЛIОЧ< t( к выходу элемента задержкн, соединенному с четвертым . входам блока. ((c.(мут((цнн, трет((й н четвертый выходы которого подключены к первым вха- 55 дам Первого и второго формирователей!!O С НЕРГЗЫМ II ВТОРЬ<" (В).IХада>(н П y J(Ü "

) ьоа управления, третий выход которого подключен к вторым вхадаи элемента И и бг!ока определения реакции обучаемого, о т л и ч а 10 щ е е с я теи, чт >, с целтыо рас!((Прения днда!(тнчес!с!!Х,1б

Dp3:fQ;t:íQñTeé óñòpQéCTBà, D E(QDQ BBåдетн(первый, второй и третий триггеры, элемент задержки, второй блок инднкации, третий и четвертый элементы

РЛ11, .зторой формирователь кода Морзе, первые выходы формирователей коДа Морзе подключены соОтветстпенно к IiepBoиу н второму входам третьего элемента 1/ЛИ, выход которого подклю13 6 код;-.. Морзе соответственно, !Зторые выходы которых соединены сос>тветстDeíío с первым и вторым входами четве(> ОГО э IQYetITB. 1!ЛИ Dhtxo)! которого подкл(очен к входу электроакустическаго преобра-ователя, сседине((ному с . 3htxQ)i(>ff ключа а вторые входы фарииров (TQJiåé кода Морзе псдключены к выходу третьсго счетчика соединенному со своим вторым входoh! 11 с входом

D Гot> 01" 0 I Pill" 1 Р1>а т пеР?(ый 13ыхад ко I а рагс соединеll с l3òot>hler! блокам инДикации, Q BTopQ!l выход — с третьим входаи блока определения реакции, четBет>тый вход которого подкгиочен к выходу первого триггера, а вход элемент:т 3 эцержтс.! < Оедине с треть! : (Jhlxo

DOE! П; Гтт> (а J>IIPаВЛ<) )()<Я .

2.устройство пс) п.1, а т;i и I a—

i0 щ Q (= . С я т:М, ) (Q бстат(ОПГ>ЕЧЕЛЕпия реакннн об":чаемого соцет>жит Ioc— лсдавательно соединенные ГQJ ератар (1 .)!!(угтьcoв fiepBh!11 эг!емент 1! счстчик > !

;г(ютт 37elfeIIT 11Я1 И D f Op01" эг(> )fe!IT 11, второй вход элемента 11П11 соединен с зторь!."! выходом счетчика, при этом вход второго элемента И IIDJ!slcrcя первь(((т(хадои блока., второ: »xO;I счетчиI э. — 13тophtht 33xQ>T(Qì блока, второй

D > 0Jf, I Л,о 1;т ЬЕ i L!Bf DXÎ IOt (O)70ha, ;; rQ)>Q,t вхо;т т!Срвого эле!".ента М вЂ” чете,>т.>!>1 Dxi>70(! б..ат а .>)>)Ха)г, Г сттсра (.Орэ явл <; I csf ттер) (ом в((хода,,! OJIQI a а выход BTopQT. элемента П вЂ” вторым !

h(xQgoм блока.

З,устройство lio п.1 о т л t: ч а о щ: е с я тем, что >(JpifllpQBaTeJ!B .-:сода Морзе cot>et»af r рас71>едегнггель и.(т!ульсатз, подкл(очен!(ьп(через ттере1(с!ПО)таTQJIII к !!ирэ) тару z тзыхады l(QTQ

Ipого Г!Одкл(о-(ены к входам грутзпы ре:.гистра памяти,, первый вход 1(QTàðQãÎ подключен к генератору тактовых импульсов, ьыход — к узлу выделения

Па)> ÇÛ, Bтат>ай )Зха>Ц вЂ” I(ВЬ!ХОДУ ЭЛЕ иентэ. задержки, вход которого и третт(т! 13хОД pe I истра памяти Объединены

II ЯНЛ>llот СЯ ПЕР(ЗЫИ !ЗХОЦОМ фОРМ((Г>ОВа QJis(, первый вход paclipeделителя имп") J(Lcoв вторым тзхаДам <1>ophfHpo втт1 еля, выход регистра памяти — nepDым выходом <1(ар(<(3:рователя, а вь(ход узл. вь(де (еlн:я пэузы 1!адкл!0 Iett к .второму входу >рэспределнте:тя >(((пульс(7D и я;>ляется B Top(, выхода!! Ормир ав атe Jli! °

1224813 (жг2

Составитель Т,Панина

Техред Н.Бонкаяо Корректор Л.ференц

Редактор A.Ëåæíèíà

Заказ 1955/49

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауцская паб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г.ужгород,ул.Проектная,4

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора
Наверх