Тренажер радиотелеграфиста

 

Изобретение относится к обучающим устройствам. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит пульт оператора, состоящий из кнопки «Пуск и телеграфного ключа, формирователь кодов Морзе, триггер, формирователь одиночных импульсов, элемент запрета, электроакустический преобразователь , блок управления, блок выделения паузы, элемент И, делитель, счетчик числа предъявлений знаков, блок выявления нарушений соразмерности, два элемента ИЛИ, блок регистрации и индикатор «Быстро, «Медленно. Новым является введение блока управления, элемента запрета, блока выделения паузы и второго элемента ИЛИ, при этом блок управления включает в себя счетчик, триггер, элемент задержки и два элемента ИЛИ. 1 з. п. ф-лы, 8 ил. to ю оо ГС

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ю 4 G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3799498/24-24 (22) 09.10.84 (46) 07.04.86. Бюл. № 13 (72) Н. И. Кудряшов и В. С. Попенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 612276, кл. G 09 В 7/00, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 947904, кл. G 09 В 19/26, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 1124369, кл. G 09 В 19/26, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к обучающим устройствам. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера.

„„SU„„1223270 A

Тренажер содержит пульт оператора, состоящий из кнопки «Пуск» и телеграфного ключа, формирователь кодов Морзе, триггер, формирователь одиночных импульсов, элемент запрета, электроакустический преобразователь, блок управления, блок выделения паузы, элемент И, делитель, счетчик числа предъявлений знаков, блок выявления нарушений соразмерности, два элемента ИЛИ, блок регистрации и индикатор

«Быстро», «Медленно». Новым является введение блока управления, элемента запрета, блока выделения паузы и второго элемента

ИЛИ, при этом блок управления включает в себя счетчик, триггер, элемент задержки и два элемента ИЛИ. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.

Я

1223270

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано на начальном этапе обучения радиотелеграфистов передаче на ключе при наращивании скорости передачи от 10 — 12 групп в минуту и выше.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера за счет отработки навыка точности воспроизведения ритма при отсутствии «подсказки» путем автоматизации процесса повторов и перехода к другому знаку, сохранения динамичности и сокращения времени тренировки.

Сущность изобретения заключается в том, что после предъявления знака при его воспроизведении обеспечивается «подсказка., а затем, если при передаче соразмерность не нарушается «подсказка» снимается, т.е. оценка качества передачи (точности) производится при отсутствии «подсказки».

На фиг. 1 изображена структура тренажера; на фиг. 2 — функциональная схема формирователя кодов Морзе; на фиг. 3— функциональная схема электроакустического преобразователя; на фиг. 4 — функциональная схема блока управления; на фиг. 5функциональная схема сумматора; на фиг. 6 — функциональная схема блока выделения паузы; на фиг. 7 — функциональная схема блока регистрации; на фиг. 8— временные диаграммы, поясняющие работу тренажера.

-Тренажер радиотелеграфиста .содержит пульт оператора, включающий кнопку 1

«Пуск» и телеграфный ключ 2, последовательно соединенные триггер 3, формирователь 4 одиночных импульсов, формирователь

5 кодов Морзе, элемент 6 запрета и электроакустический преобразователь 7, блок 8 управления, сумматор 9 (для выявления нарушений соразмерности), один вход которого связан с входом триггера 3 и подключен к выходу телеграфного ключа 2, а другой вход — к выходу элемента И 10, блок 11 выделения паузы, вход которого связан входом элемента И 10 и подключен к выходу формирователя 5, а выход — к одному входу второго элемента ИЛИ 12, другой вход которого связан с входом формирователя 5, через первыи элемент ИЛИ 13 с входом триггера 3, подключенного к выходу кнопки 1, делитель 14 частоты, вход которого связан с входом блока 8 и подключен к выходу элемента ИЛИ 12, счетчик 15 (числа предъявлений знаков) и блок 16 регистрации, выходы которого подключены к индикатору 17 («Медленно» и «Быстро»).

Формирователь 5 кодов Морзе содержит счетчик-дешифратор 18, переключатели 19, шифратор 20, регистр 21, генератор 22 тактовых импульсов, элементы 23 и 24 задержки и элементы ИЛИ 25 и 26.

Электроакустический преобразователь 7 включает генератор 27 тональной частоты, 5

55 аналоговый ключ 28 и головные телефоны 29.

Блок 8 управления содержит счетчик 30, элементы ИЛИ 31 и 32, триггер 33 и элемент 34 задержки.

Сумматор 9 включает генератор 35 временных меток, узел 36 суммирования, элементы И 37 — 39 и элемент 40 задержки.

Блок 11 выделения паузы состоит из инвертора 41, одновибратора 42 и элемента

И 43.

Блок 16 регистрации содержит сдвигающие регистры 44 и 45, сумматор 46 (по модулю два) и элементы И 47 и 48.

Тренажер работает следующим образом.

Предварительно переключателями 19 устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый должен отработать при тренировке. Включают питание. Счетчик-дешифратор 18, счетчик 30 и регистры 21, 44 и 45 устанавливаются в исходное состояние, на выходе триггера 33 — нулевой потенциал, включаются генераторы 22 и 27. Тренажер готов к работе.

Обучаемый нажимает кнопку 1. Импульс с ее выхода (фиг. 8 а) подается на формирователь 5, обеспечивая формирование знака кода Морзе, через элемент ИЛИ 13 на вход триггера 3, устанавливая последний в нулевое состояние, если он находился в единичном состоянии (фиг. 8 б), через элемент

ИЛИ 12 .на вход блока 8, записывая «1» в счетчик 30 (фиг. 0в), через элемент ИЛИ

12 и делитель 14 на счетчик 15, обеспечивая фиксацию предъявления знака, и на вход блока 16, производя контрольное считывание информации с регистров 44 и 45 в индикатор 17 (проверка исправности блока).

Импульс, поступивший на вход формирователя 5, проходит через элемент ИЛИ 25 на вход счетчика-дешифратора 18 и обеспечивает появление на его первом выходе логической «1», которая через переключатель

19 поступает на соответствующие входы шифратора 20. На выходах шифратора 20 сформирован знак кода Морзе той буквы (цифры), которая установлена переключателем

19, в виде двоичного формализованного числа. Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 25 поступает через элемент ИЛИ 26 и элемент 23 на вход регистра 21, переводя последний в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 24, поступает на вход регистра 21 и производит запись двоичного формализованного числа в регистр 21. Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 22 на вход регистра 21, производят выдвижение знака, записанного в нем, через выход на информационный вход элемента 6, на входы элемента И 10 и блока 11 (фиг. 8 г)

С выхода элемента 6 сигнал двоичной комбинации знака кода Морзе поступает на управляющий вход аналогового ключа 28, обеспечивая прохождение тональной часто1223270 ты с генератора 27 на головные телефоны 29 (фиг. 8д).

По окончании первого предъявления знака на выходе блока 11 появляется импульс (фиг. 8е), который через элемент ИЛИ 12 поступает на вход блока 8, записывая вторую «1» в счетчик 30, и проходит на вход делителя 14 (на выходе делителя сигнала нет) .

Обучаем ый, прослушав предъявленный звуковой образ знака кода Морзе и уяснив по мелодии его ритм, при помощи телеграфного ключа 2 воспроизводит его (фиг. 8ж).

При нажатии ключа 2 сигнал с его выхода поступает на вход сумматора 9 и на вход триггера 3, переводя последний в единичное состояние (фиг. 8 б) и обеспечивая подачу с его выхода единичного потенциала на вход элемента И 10 и на вход сумматора 9, осуществляя включение генератора 35 (фиг. 8 з) . Единичный потенциал с выхода триггера 3, поступая на вход формирователя 4, своим передним фронтом формирует импульс (фиг. 8 и), который, поступая на вход элемента ИЛИ 26, обеспечивает повторное выдвижение знака с выхода регистра 21 (фиг. 8г). Контрольный знак с выхода ре- д гистра 21 поступает через элемент И 10 на вход узла 36 одновременно с воспроизводимым знаком, поступающим с выхода элемента 40 на вход узла 36, так как время задержки элемента 40 равно сумме времени задержки элементов 23 и 24. Одновременно звуковой образ контрольного знака воспроизводится головными телефонами 29 (фиг. 8д), обеспечивая «подскачку» обучаемому.

При равенстве переданного и контрольного знаков (отсутствии нарушений соразмерности) на выходе узла 36 единичный потенциал отсутствует, временные метки с генератора 35 на элементы И 37 и 38 не проходят.

По окончании воспроизведения (предьявления) знака на выходе блока 11 появля- 40 ется импульс паузы (фиг. 8e), который через элемент ИЛИ 12 поступает на вход блока 8, записывая третью «1» в счетчик 30 .(фиг. 8в), и на делитель 14, на выходе которого появляется импульс. С выхода делителя 14 имп:льс поступает на счетчик 15, фиксируя очередное предъявление знака, на вход блока 16, производя считывание ин- формации в индикатор 17, который не засвечивается, так как информация в регистрах

44 и 45 отсутствует, и через элемент ИЛИ 13 «О на вход триггера 3, устанавливая последний в нулевое состояние (фиг. 8б) и обеспечивая подачу нулевого потенциала на входы элемента И 10 и сумматора 9, в котором выключает генератор 35 (фиг. 83). Переход триггера 3 в нулевое состояние вызывает исчезновение единичного потенциала, задний фронт которого формирует на выходе формирователя 4 импульс (фиг. 8и). Этот импульс, поступая на вход формирователя 5, вызывает повторное выдвижение знака с выхода регистра 21, который через элемент 6 поступает в электроакустический преобразователь 7.

По окончании повторного предъявления знака импульс паузы с выхода блока 11 через элемент ИЛИ 12 поступает в счетчик 30 и, записав четвертую «!» (фиг. 8в), переполняет его. На выходе счетчика 30 появляется импульс переполнения (фиг. 8 к), который через элемент ИЛИ 32, поступает на вход триггера 33 и переводит его в единичное состояние (фиг. 8 л) . Единичный потенциал с выхода триггера 33 поступает на запрещающий вход элемента 6.

Обучаемый, прослушав повторно знак, с помощью ключа 2 воспроизводит его. В этом случае «подсказка» отсутствует, так как формируемая комбинация контрольного знака через элемент 6 в электроакустический преобразователь 7 не проходит.

Если обучаемый при отсутствии «подсказки» не допускает ошибки, т.е. не нарушает соразмерность знака, то импульс паузы с выхода блока 11 (фиг. 8е) поступает, как описано, в счетчик 30, и на его выходе также появляется импульс переполнения, который переводит триггер 33 в нулевое состояние (на выходе — нулевой потенциал). Этот же импульс переполнения поступает на вход формирователя 5, обеспечивая предъявление обучаемому нового знака кода Морзе для опознавания и воспроизведения, а пройдя через элемент 34, возвращает счетчик 30 в исходное состояние.

Если обучаемый нарушает соразмерность при передаче знака, т.е. формирует знак, длительность которого меньше (больше) длительности контрольного (эталонного) знака, то число временных меток на одном выходе сумматора 9 меньше (больше), чем на другом. В регистр 45 записывается временных меток больше (меньше), чем в регистр 44.

При поступлении с блока 11 импульса паузы на выходе делителя 14 появляется импульс, который поступает на вход блока 16 и производит считывание информации с регистров 44 и 45. При считывании информации на выходе элемента И 48 (на выходе элемента И 47) появляется импульс, который поступает в индикатор 17 и засвечивает транспарант «Быстро» («Медленно»), что указывает обучаемому на необходимость передавать медленнее (быстрее) . Этот же импульс, поступая на вход установки счетчика 30, возвращает его в исходное состояние, а поступая в счетчик 15, фиксирует предъявленный знак.

После этого обучаемому снова будет предъявлен тот же знак с «подсказкой».

Использование изобретения в устройствах для обучения и тренировки радиотелеграфис тов расширяет дидактические возможности

1223270

Формула изобретения

4Риг./ тренажера и повышает эффективность обучения при применении метода «репетования» за счет отработки навыка точности воспроизведения ритма по «мелодии» вначале с «подсказкой», а затем при отсутствии «подсказки», и автоматизации процесса повторов и перехода к другому знаку. Это позволяет сохранить высокую динамичность в процессе тренировки, так как исключается возможность рассеивания внимания при повторах одного и того же знака (исключается необходимость повторных нажатий кнопки «Пуск»), и при переходе на отработку нового знака (не требуется установки нового знака в формирователе кодов Морзе) и сократить время обучения радиотеле- 15 графистов за счет более «тенсивной эксплуатации тренажера в процессе отработки упражнений.

По числу повторов, затраченных на правильное воспроизведение знака без «подсказки», судят о способности обучаемого к выработке навыка точности воспроизведения ритма (соразмерности) по «мелодии».

1.Тренажер радиотелеграфиста, содержащий последовательно включенные пульт оператора, первый элемент ИЛИ, триггер, формирователь одиночных импульсов, формирователь кодов Морзе, элемент И, сумматор, блок регистрации и индикатор, счетчик, вход которого соединен с выходом делителя частоты, подключенным к второму входу первого элемента ИЛИ и третьему входу блока регистрации, второй выход пульта оператора соединен с вторыми входами триггера и сумматора, третий вход которого подключен к выходу триггера, соединенному с вторым входом элемента И, и электроакустический преобразователь, первый выход пульта оператора подключен к второму входу формирователя кодов Морзе, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, в него введены последовательно включенные блок выделения паузы, второй элемент ИЛИ, блок управления и элемент запрета, выход которого соединен с входом электроакустического преобразователя, а второй вход — с выходом формирователя кодов Морзе, подключенным к входу блока выделения паузы, второй выход и второй и третий входы блока управления подключены соответственно к третьему входу формирователя кодов Морзе и первому и второму выходам блока регистрации, второй вход второго элемента ИЛИ соединен с первым выходом пульта оператора, а выход — с входом делителя частоты.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок управления содержит последовательно включенные элемент задержки, первый элемент ИЛИ, счетчик, второй элемент ИЛИ и триггер, выход которого является первым выходом блока, один из выходов счетчика является вторым выходом блока и соединен с входом элемента задержки, второй вход счетчика и второй и третий входы первого элемента ИЛИ являются первым, вторым и третьим входами блока соответственно.

1223270

l I ((IIII IIIII IIlllllllllll (Составитель А. Карлов

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 1718/54 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники
Наверх