Тренажер радиотелеграфиста

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1229793 А1!

5g 4 С 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АSTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3802170/24-24 (22) 09.10.84 (46) 07.05.86. Бюл. № 17 (72) Н.И.Кудряшов (53) 681 .3.071(088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР № 903945, кл. G 09 В )9/26, !980.

Авторское свидетельство СССР

951367, кл. G 09 В 19/26, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 947904, кл. С 09 В 19/26, 1980, (54)(57). 1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий телеграфный ключ, блок индикации и последовательно включенные генератор тактовых им— пульсов, формирователь кодов Морзе и электроакустический преобразователь, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены формирователь импульсов паузы между знаками, вход и выход которого соединены соответственно с выходом телеграфного ключа и с вторым входом формирователя кодов Морзе, и последовательно включенные элемент задержки, блок анализа элементов знака, элемент ИЛИ и блок управления, второй вход которого соединен с выходом формирователя кодов

Морзе, информационные выходы — с соответствующими входами генератора тактовых импульсов, а управляющий выход — с вторым входом блока ана— лиза элементов знака, третий вход которого подключен к выходу телеграфного ключа, а выходы — к соответству ющим входам блока индикации, вход элемента задержки соединен с выхо— дом формирователя кодов Морзе.

2. Тренажер по и. 1, о т л и ч аю ш и и с я тем, что в нем формирователь импульсов паузы между знаками содержит последовательно включенные инвертор, одновибратор, эле— мент И и формирователь короткого импульса, выход которого является выходом формирователя, второй вход элемента И соединен с выходом инвертора, вход которого является входом формирователя.

3. Тренажер по и. 1, о т л и чающий с я тем, что в нем блок анализа элементов знака содержит по— следовательно включенные первый элемент запрета и первый счетчик, последовательно соединенные второй элемент запрета и второй счетчик и последовательно включенные элемент

ИЛИ и третий счетчик, первые входы элементов запрета являются первым входом блока, вторые входы счетчиков — вторым входом бпока, вторые входы элементов запрета — третьим входом блока, а выходы счетчиков соответствующими выходами блока,первый и второй входы элемента ИЛИ соединены с выходами первого и второго элементов запрета соотвс ственно.

4. Тренажер по и. 1 о т л и ч аю ш и и с я тем, что в нем блок управления содержит последовательно включенные элемент ИЛИ, элемент задержки, счетчик, регистр и узел ключей, выходы которого являются соответствующими информационными выходами блока, первый вход элемента ИЛИ и второй вход регистра являются первым входом блока, второй вход счетчика — вторым входом блока, а выход элемента задержки — управляющим

1229793 выхопГ)м блока RTopoA Вход элемента

ИЛИ соединен с выходом счетчика, Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов приему на слух и передаче на ключе. 5

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренажера и улучшением качества тренажа за счет учета и устранения в ходе 111 тренировки ошибок, вызванных нарушением темпа и ритма при передаче про— являющихся в удлинении или укорочении передаваемых элементов знака (точек, тире и пауз между ними), и ликвидации в дальнейшем препятствий для быстрого наращивания скорости передачи.

На фиг. 1 представлена структура тренажера; на фиг. 2 — временные диаграммы, поясняющие его работу.

Тренажер радиотелеграфиста содержит формирователь 1 кодов Морзе, электроакустический преобразователь

2, телеграфный ключ 3, блок 4 анали- у ва элементов знака, формирователь 5 импульсов паузы между знаками, блок

6 индикации, генератор 7 тактовых импульсов, блок 8 управления (частотой генератора 7), регулируемый элемент

9 задержки и элемент ИЛИ 10.

Формирователь 1 содержит счетчикдешифратор 11, переключатели 12, шифратор 13, регистр 14 и элементы

15 и 16 задержки. Электроакустичес- 35 кий преобразователь состоит из звукового (тонального) генератора 17, аналогового ключа 18 и головных гелефонов 19.

Блок 4 содержит элементы ЗАПРЕТ 4О

20 и 21, счетчики 22-24 и элемент

ИЛИ 25. Емкость счетчиков регулируется в зависимости от степени подготовки обучаемых н требований,предь— явленных индивидуально к каждому 45 радиотелеграфисту.

Формирователь 5 содержит инвертор 26, одновибратор 27, элемент

И 28 и формирователь 29 короткого импульса.

Блок 6 имеет транспаранты ошибок: укарочение точек, тире (удлинение пауз между ними) 30, удлинение точек, тире (укорочение пауз между ними) 31 и сдвиг по времени между предъявляемым и воспроизводимым элементами знака (изменение времени реакции обучаемого) 32.

Блок 8 содержит реверсивный ре— .гистр 33, узел ключей 34, количество которых равно числу возможных изменений скорости телеграфированиягрупп в минуту — в сторону увеличения или уменьшения, счетчик 35 (числа. элементов), элемент ИЛИ 36 и элемент 3, задержки.

Обучаемый, воспринимая звуковой образ знака кода Морзе, через головные телефоны 19 воспроизводит его с помощью телеграфного ключа 3 с той же скоростью.

1 .сли число ошибок эа один цикл не превышает заданный уровень, то во втором цикле скорость предъявления знаков увеличивается на одну группу в минуту. Если же число ошибок превышает заданный уровень, то тренажер сразу же переходит к предьявлению знаков со скоростью, меньшеи на одну группу в минуту, при этом высвечивается транспарант, указывающий причину ошибок.

Тренажер работает следующим об)э аэ ом, Предварительно, на элементе 9 устанавливают время реакции обучаемого — время задержки, которое определяют заранее.

При включении питания устанавливается в исходное состояние счетчикцешифратор 11, счетчики 22-24 и 35.

Переключателями 12 набирают знаки кода Морзе, например Ф, Я, Р, В, П и т.д., которые необходимо обработать в процессе тренировки. С помощью кнопки (не показано) в регистр

3 229

33 вводят единицу, которую продвигают так, что с выхода генератора 7 частота подачи тактовых импульсов соответствует скорости передачи, которой достигает обучаемый к данному

5 времени, например десять групп в минуту, Обучаемый нажимает кнопку "Пуск" (не показана). Импульс с ее выхода поступает на вход счетчика-дешифра-

1О тора 11, обеспечив появление на первом его выходе единичного потенциала, и на вход элемента 15. Единичный потенциал с первого выхода счетчика-дешифратора 11 через переключа15 тель 12 поступает на соответствующий вход шифратора 13, обеспечив формирование на его,выходах знака кода

Морзе, указанного на данном переключателе, например А, в виде двоичного

20 формализованного числа, в котором точке соответствует "1", тире "!!1" а паузе между элементами знака — "0".

Этот же импульс, пройдя через элемент 15, поступает на вход регист25 ра 14, осуществив перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 16, поступает на вход регистра 14, обеспечив, параллельную запись двоичного формализованного числа (знака кода Морзе) с выходов шифратора 13 в регистр 14.

Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 7 на вход регистра 14, производят последовательное выдвижение двоичной комбинации 35 знака с выхода регистра 14 на элемент 9 и на управляющий вход ключа

18, обеспечив прохождение тональной частоты с выхода генератора 17 на головные телефоны 19, воспроизводя- 4О щие звуковой образ знака кода Морзе, который воспринимает обучаемый. Элементы знака двоичной комбинации также поступают на счетчик 35, фиксирующий число поступивших элементов 45 знаков. Задержанные элементом 9 на время реакции обучаемого элементы знака проходят на информационный вход элемента 20 и запрещаюший вход элемента 21. 50

Воспринимаемые знаки кода Морзе обучаемый сразу же (с задержкой на время реакции) передает на телеграфном ключе 3 (метод ведущего). Формируемые обучаемым знаки (импульсы) поступают на запрещающий вход элемента 20 и информационный вход элемента 21 и на вход формирователя 8.

793 4

Если обучаемый в заданном ритме и без сдвига (начало и конец переданного элемента знака соответствуют началу и концу предъявленного знака с с учетом времени задержки, равного времени реакции обучаемого) передает элемент знака, то на выходах элементов 20 и 21 импульсы отсутствуют (фиг. 2а).

Если обучаемый передает элемент знака в заданном ритме, но со сдвигом, т.е. увеличивают время реакции по какой-либо причине, то на выходах элементов 20 и 21 появляются импульсы (фиг. 2б), которые поступают в счетчики 22 и 23 соответственно, через элемент ИЛИ 25 — в счетчик 24.

Если обучаемый при передаче укорачивает переданный элемент знака (удлиняет паузу), то на выходе элемента

20 появляется импульс (фиг. 2в), который поступает в счетчики 22 и 24, Если обучаемый при передаче удлиняет переданный элемент знака (укорачивает паузу), то на выходе элемента 21 появляется импульc (фиг. 2r)„ который поступает в счетчики 23 и 24.

По окончании передачи первого знака с выхода формирователя 5 на вход элемента 15 и вход счетчика †дешифратора 11 поступает импульс, который переводит счетчик-дешифратор

11 во второе положение, обеспечив формирование следующего знака кода.

Морзе аналогично описанному. Обучаемый, воспринимая следующий знак, телеграфным. ключом 8 снова воспроизводит его.

Так как каждый обучаемый в процессе передачи знаков допускает однотипные, присущие ему ошибки (сдвиг между принимаемым и передаваемым элементом знака, удпинение или укорочение элементарных посылок), то заполнение того или иного счетчика

22-24 зависит от того, к кой тип ошибок преобла ает.

Если, обучаемый передает знаки со сдвигом, т.е. его время реакции увеличилось по сравнению с ранее замеренным, то происходит переполнение счетчика 24, так как его емкость устанавливается в 1,5 раза больше емкости каждого отдельного счетчика, (22 и 23), емкость которых берется одинаковой, Импульс переполнения .с выхода счетчика 24 поступает на вход транспаранта 32 и высвечивает

1229793 причину ошибок (сдвиг в передаче знаков), которая обычно происходит з-эа ухудшения функционального состояния обучаемого.

Если обучаемый при передаче превышает допустимое число ошибок, например, типа укорочение посылки-удлинение паузы, то импульс переполнения с выхода счетчика 22 поступает на вход транспаранта 30 и высвечивает причину ошибок. Этот же импульс. через элемент 10 поступает на вход регистра 33, обеспечив снижение скорости передачи на одну группу в минуту, и через элементы Зб и 37 на установочные входы счетчиков 35,2224, обеспечив чстановку последних в исходное состояние, Обучаемому предъявлен следующий знак кода Морзе со сниженной на одну группу в минуту скоростью (девять групп в минуту ). Если же обучаемый при передаче определенного количества знаков, например 40, включающих 100 элемен- 7 тов, не превышает допустимое число ошибок, то на выходе счетчика 35 (емкость 99) появляется импульс переполнения, который поступает на вход регистра 33, обеспечив увеличение скорости передачи на одну группу в минуту, и через элементы 36 и

37, на установочные входы счетчиков

35, 22-24, обеспечив установку последних в исходное состояние.

Обучаемому предъявляются следующие знаки кода Морзе с повышенной на одну группу в минуту скоростью (11 групп в минуту).

Использование изобретения в устройствах для тренировки радиотелеграфистов позволяет повысить эффективность тренажера при одновременном повьш(енин дидактических воэможностей и улучшить качество тренажа за счет фиксации в процессе тренировки не только ошибок, вызванных передачей лишнего элемента знака или сокращением числа переданных элементов знака, а также перестановкой точки — тире, но и ошибок, вызванных нарушением темпа и ритма, приводящих к укорочению или удлинению элементов знака, к удлинению или укорочению пауз между ними. НесвоеВременное устранение ошибок, связанных с укорочением или удлинением элементов знаков и пауз между ними, затрудняет дальнейпее наращивание скорости передачи или приводит к прекращению ее наращивания. Это ухудшает качество подготовки обучаемых. Своевременное выявление и устранение . ошибок в передаче приводит к сокращению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с недостаточно быстро наращивающими скорость передачи радиотелеграфистами.

1229793

Составитель А. Карлов

Редактор Н.Бобкова Техред Л.Олейник Корректор В.Бутяга

Заказ 2453/50 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов
Наверх