Способ определения момента трения в подшипниковом узле

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь- ЗОВ6ШО для определения момента трения в подшипниковых узлах. Цель изобретения состоит в том, что повышают точность определения момента трения путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки и дополнительного момента при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке. Испытуемый подшипниковый узел содержит корпус и смонтированный в нем на опорных подшипниках вал. Рабочую нагрузку прикладывают к корпусу с помощью нажимного элемента.Если нагрузку прикладывают в радиальном направлении, то контактирующая с нажимным элементом поверхность корпуса должна быть выполнена цилиндрической. При измерении задают валу вращение, прикладьшают к корпусу нагрузку и крутя1ций момент в направлении вращения вала, увеличивают крутящий момент до равномерного вращательного движения корпуса и измеряют при этом значение крутящего момента . Затем повторяют измерение крутящего момента, приложенного к корпусу в направлении, противоположном направлению вращения вала, а момент трения определяют как полуразность измеренных крутящих моментов. В случае эксцентрично приложенной рабочей нагрузки указанные измерения вьтолняют как при вращении вала по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, а момент трения определяют как полусумму абсолютI (Л ных значений. полученных при этом полуразностей крутящих моментов . 1 з.п. ф-лы, Э ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;»

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3824448/25-28 (22) 18.12.84 (46) 23,04.86.Бюл. И 15 (71) Колпинское отделение Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института металлургического машиностроения (72) В.П.Бардин, Л.M.Бобров, Ю.M.Ãàíååâ и Е.А.Петров (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Вестник машиностроения, 1978, 11 5, с,31. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В П ДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ (57) Изобретение. относится к измерительной технике и может быть использовано для определения момента трения в подшипниковых узлах. Цель изобретения состоит в том, что повышают точность определения момента трения путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки и дополнительного момента при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке. Испытуемый подшипниковый узел содержит корпус и смонтированный в нем на опорных подшип„„SU,, 1226111 A (5D 4 С 01 М 13/04 никах вал. Рабочую нагрузку прикладывают к корпусу с помощью нажимного элемента. Если нагрузку прикладывают в радиальном направлении, то контактирующая с нажимным элементом поверхность корпуса должна быть выполнена цилиндрической. При измерении задают валу вращение, прикладывают к корпусу нагрузку и крутящий момент в направлении вращения вала, увеличивают крутящий момент до равномерного вращательного движения корпуса и измеряют при этом значение крутящего момента. Затем повторяют измерение крутящего момента, приложенного к корпусу в направлении, противоположном направлению вращения вала, а момент трения определяют как полуразность измеренных крутящих моментов. В случае эксцентрично приложенной рабочей нагрузки указанные измерения выполняют как при вращении вала по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, а момент трения определяют как полусумму абсолютных значений1 полученных при этом полураэностей крутящих моментов. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

122б111

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения момента трения в подшипниковых узлах.

Цель изобретения — повышение точности путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки и дополнительного момента при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке.

На фиг.1 показана схема определения момента трения в подшипниковом узле при незксцентричном приложении рабочей нагрузки; на фиг. 2 — моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении,противоположном направлению вращения вала; на фиг. 3 — моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении вращения вала; на фиг.,4 — схема при эксцентричном приложении рабочей нагрузки и вращения вала против часовой стрелки; на фиг. 5 — моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении, противоположном направлению вращения вала; на фиг. 6— моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении вращения вала; на фиг. 7 — схема при эксцентричном приложении рабочей нагрузки и вращении вала по часовой стрелке; на фиг. 8 — моменты, действующие на корпус подшипникового ysла при приложении к нему крутящего момента в направлении вращения вала, на фиг. 9 — моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении, противоположном направлению вращения вала.

Схема содержит корпус 1 испытуемо -о подшипникового узла, смонтированный в нем на опорных подшипниках вал 2 и нажимной элемент 3 для приложения рабочей нагрузки P.

Способ осуществляется следующим образом.

Вал 2 испытуемого подшипникового узла устанавливают в технологических подшипниках, задают валу 2 вращение и с помощью нажимнаго элемента 3 прикладывают к корпусу )подшипникового узла рабочую нагрузку P. Если нагрузку P прикладывают в радиальном направлении, то контактирующая с нажимным элементом 3 поверхность корпуса 1 должна быть выполнена цилиндрической, Затем прикладывают к корпусу 1 в направлении вращения вала 2 крутящий момент М,, увеличивают его величину до преодоления тормозного момента М„,, созданного рабочей нагрузкой P и достижения корпусом 1 равномерного вращательного движения с частотой вращения и3 и

2 измеряют при этом величину крутящего момента М . Затем уменьшают крутящий момент до нуля, повторяют измерение крутящего момента М,, приложенного к корпусу 1 в направлении, противоположном направлению вращения вала, и момент трения определяют путем. решения системы уравнений

-M — М+M=О

ТОР 1

Мтр Мтоо где М, — момент трения в подшипниковом узле;

М вЂ” тормозной момент, созданный рабочей нагрузкой Р;

М, и М вЂ” измеренные значения крутящих моментов, приложенных к корпусу.

После преобразования получим

М.-М

М вЂ” .й. и тР 2

30

3S — M. M р+M, +Ре = 0)

-M„+M„,— M +Ре =О1

40 где М и М, — измеренные значения крутящих моментов, приложенных к корпусу, при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке P и вращении вала против часовой стрелки;

Pe — дополнительный момент при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке P.

$0

После преобразований получим

M — M

M = — - — - -- + Pe т 2

При эксцентрично приложенной рабо.чей нагрузке P на корпус 1 действует дополнительный момент Ре и момент трения определяют из системы уравнений

1226111

M

lo гдеИ иМ, 20

N0P

Ректор

Поскольку значение дополнительного момента Ре неизвестно, то для определения момента трения при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке P изменяют направление вращения вала 2, 5 измеряют при этом значения приложенных к корпусу 1 крутящих моментов и снова определяют момент трения из системы уравнений

+M -M, +M, +Ре=О

+М, +M„, — М,". + Pe = OJ

>I

М2 — ----+- — Pe

2 15 — измеренные значения крутящих моментов, приложенных к корпусу, при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке Р и вращения вала по часовой стрелке.

После исключения из выражения для момента трения дополнительного момента получим

1 !M„- Ì 1

M («1 Х

IM — М 1

+ . Х 30

Для повышения точности определения значения момента трения процедура измерений может быть многократно повторена с последующим вычислением среднего арифметического значения.

Формул а изобретения

1. Способ определения момента трения в подшипниковом узле, заключающийся в том, что вал испытуемого подшипникового узла. устанавливают в технологических подшипниках, задают валу вращение и прикладывают к корпусу подшипникового узла рабочую нагрузку, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки, прикладывают к корпусу в налравлении вращения вала крутящий момент, увеличивают его величину до достижения корпусом равномерного вращательного движения и измеряют ее, уменьшают крутящий момент до нуля, повторяют измерение крутящего момента, приложенного к корпусу в направлении, противоположном направлению вращения вала, а момент трения определяют как йолуразность измеренных крутящих моментов.

2, Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке, изменяют направление вращения вала и измеряют при этом полуразность крутящих моментов, приложенных к корпусу в направлении вращения вала ив противоположном направлении, а момент трения определяют как полусумму абсолютных значений полученных полуразностей крутящих моментов, 122611 1

Ре

Ре

Составитель В.Харитонова

Тех ред Л. Олейник Корректор В.Синицкая

Редактор А.Козориз

Заказ 21!3/31

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул.Проектная, 4

Рр

И люр т

Способ определения момента трения в подшипниковом узле Способ определения момента трения в подшипниковом узле Способ определения момента трения в подшипниковом узле Способ определения момента трения в подшипниковом узле 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть, использовано для контроля угла контакта шарикопод- Ш.ИПНИКОВ при сборке или исследованиях работоспособности подшипниковых узлов

Изобретение относится к стендам для испытаний деталей машин, например буксовых узлов реверсивного подвешивания

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх