Устройство для диагностики систем трения качения

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики систем трения качения. Цель изoбpeteния - повьшение точности за счет учета несущей способности смазки между контактирую-, щими элементами. Вибрацию исследуемой системы измеряют преобразователями , полученный сигнал усиливается и через схему умножения поступает на сумматор, куда поступает-напряжение, пропорциональное статической деформации . Щетки выдают через блок задания уровня сигналов импульсную последовательность , характеризующую прорывы слоя смазки между контактными элементами , т.е. наличие контакта. Импульсный сигнал с выхода блока задания уровня сигнала через блок определения параметров контактирования поступает на третью схему совпадения и инвертор, где сигнал сравнивается с сигналом с блока динамической нагрузки и вьщеляется сигнал, в который входит вибрация, соответствующая контакту между контактир)тщими злементами. Четвертая схема совпадения выделяет сигнал, соответствующий отсутствию контакта. На выходах схем совпадения получаются сигналы, соответствующие несущей способности смазки при наличии контакта между контактирующим: элементами и при отсутствии контакта, с выхода сумматора снимается сигнал, соответствукиций способности смазки в контактно-гидродинамическом режиме. На блоке регистрации показывается значение несущей способности смазки, соответствующее приработанному ресурсу работы исследуемого объекта. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. |СЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) Al (51) 4 С 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕНКЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3535724/25-28 (22) 06.01.83 (46) 15.05.86. Вюл ° 0 18 (72) Т.В.Макарова, С.Л.Саватеев, А.К.Явленский, Г.А.Веркович и С.С;Трофимовская (53) 620.178.16(088.8) (56) Авторское свидетельство .СССР

У 838493, кл. С 01 М 13/04, 198!. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики систем трения качения. Цель изобретения — повышение точности эа счет учета несущей способности смазки между контактирующими элементами, Вибрацию исследуемой системы измеряют преобразователями, полученный сигнал усиливается . и через схему умножения поступает на сумматор, куда поступает.напряжение, пропорциональное статической деформации. Щетки выдают через блок задания уровня сигналов импульсную последовательность, характеризующую прорыР фу вы слоя смазки между контактными элементами, т.е. наличие контакта. Импульсный сигнал с выхода блока задания уровня сигнала через блок определения параметров контактирования поступает на третью схему совпадения и инвертор, где сигнал сравнивается с сигналом с блока динамической нагрузки и выделяется сигнал, в который входит вибрация, соответствующая контакту между контактирующими элементами. Четвертая схема совпадения выделяет сигнал, соответствующий отсутствию контакта. На выходах схем совпадения получаются сигналы, соответствующие несущей способности смазки при наличии контакта между контактирующими элементами и при отсутствии контакта, с выхода сумматора снимается сигнал, соответствующий способности смазки в контактно-гидродинамическом режиме. На блоке регистрации показывается значение несущей способности смазки, соответствующее приработанному ресурсу работы исследуемого объекта. 4 э.п. ф-лы, 4 ил.

1231419

Изобретение относится к измеря " тельной технике и может быть исполь. зовано для диагностики подшипниковых узлов, зубчатых передач и других систем трения качения. 5

Целью изобретения является повышение точности путем учета несущей спо" собности смазки между контактирующими элементами.

На фиг. 1 показана схема устройст- 16 ва для диагностики систем трения качения; яа фиг. 2 — функциональная схема блока определения динамической нагрузки, на фиг. 3 — функциональная схема блока определения параметров, контактирования; на фиг. 4 — функциональные схемы блоков определения несущей способности смазки и выделения сигнала.

Устройство содержит .закрепляемые на корпусе 1 исследуемой системы три вибропреобразователя 2, 3 и 4 с взаимно перпендикулярными линиями изме2S рения, причем вибропреобраэователи

2- и 3 расположены в радиальном на-. правлении, а вибропреобразователь 4в осевом, последовательно соединен, ные с вибропреобразователями 2„ 3 и

4 усилители 5, 6 и 7, две подпружи" ненные токосъемные щетки 8 и 9, установленные соответственно на корпусе 1 и на подвижном элементе 10 сис» темы трения качения, разделенных слоем смазки, последовательно соеди- 3$ пенный со щетками 8 и 9 блок 11 задания уровня сигнала, на один из входов которого подключено пороговое напряжение U>, соединенный с блоком

11 блок 12 определения параметров контактирования, выполненный в виде схемы 12. задания времени отсчета, соединенного с ней управляющего. эле мента 12.2, двух схем 12.3 и 12.4 совпадения, первые входы ico oðûõ соединены с управляющим элементом 12.2, а вторые входы " с блоком 11 задания уровня сигнала, и последовательно подключенных к схемам 12.3 и 12.4 совпадения счетчиков 12.5 и 12.6 импульсов и индикаторов 12.7 и 12.8, подключенный к третьему входу схемы

12.3 совпадения блок 13 формирования импульсов, блок 14 динамической нагрузки, выполненный в виде подклю- %! ченных к усилителям 5, 6 и 7 схем !

4.!, 14.2 и 14.3 умножения и связанного с их выходами сумматора 14.4, на чеФвертый вход которого подано постоянное напряжение, пропорциональное величине статической деформации контактирующих элементов исследуемой системы трения качения, блок 15 определения несущей способности смазки, выполненный в виде подключенных первыми входами к выходу сумматора

14,4, схем 15,! и 15.2 совпадения, второй вход схемы !5.1 соединен с блоком 11 задания уровня сигнала, инвертора 15.5, вход которого также соединен с блоком 11, а выход - со вторым входом схемы 15.2 совпадения, подключенных к выходам схем 15.1 и 15.2 совпадения детекторов 15.3 и

15 ° 4 с кубическими характеристиками, подключенного к выходу инвертора 15.5 интегратора 15.6, четырех схем 15.7, 15. В, 15.9 и 15.10 умножения, две из которых 15.7 и 15.8 подключены к выходам детекторов 15.3 и 15.4 и интегратора 15.6 и соединены со схемами

15.9 и 15.10 умножения, и.сумматора

15.11, подключенного к выходам схем

15. 9 и 15. 10 умножения, блок 16 выде" ления сигнала, выполненный в виде соединенных интегратора 15.6 триггеров 16.1 и 16.2 Шмидта и подключенно" го к их выходам коммутатора 16.3, другие входы которого соединены с выходами схем 15.7 и 15.8 умножения и сумматора 15.11 и блок 17 регист-, рации.

Блоки устройства могут быть собраны из интегральных микросхем типа

544УД2, 155ЛАЗ, 544СА3, 155ИЕ7, 155ИЕ2, и микро-ЭВМ.

Устройство построено с учетом динамики элементов системы трения качения, разделенных слоем смазки. На смазочный слой со стороны контактируюпдх элементов действует динамичес" кая нагрузка Я, определяемая по формуле

d ) где  — конструктивный параметр; о — статическая деформация контактно рующих элементов; х„. — вибрация контактирующих элементов в j-яом направлении (j = — осевое, j = 2,3 — радиальные); о „ — коэффициент пропорциональности.

Со стороны смазочного слон на элементы системы трения качения действу1231419 ет сила N, характеризующая несущую способность смазки.

В течение всего ресурса работы исследуемой системы в связи с испарением и разрушением смазки нес;щая способность смазочного слоя постепенно уменьшается и увеличивается динамическая нагрузка со стороны ее элементов. Вследствие изменения толщины смазочной пленки увеличивается вибрация исследуемой системы, при этом возникают прорывы смазки, а следовательно непосредственные контакты между элементами системы трения ка10 рактер.

Весь ресурс работы исследуемой системы, имеющий элементы трения качения, разделенные слоем смазки можно разделить на три периода.: гидродинамический, контактно-гидродинамический и контактный.

Гидродинамический режим характеризуется отсутствием контакта и продолжается в течение периода, равного

В этом режиме несущая способность смазки пропорциональна эффективной динамической нагрузки при пониженной вибрации Я (х ). (1) Контактно-гидродинамический режим характеризуется периодическими прорывами смазочной пленки и его.длите»:ьность равна, при этом несущая

21 способность смазки пропорциональна как динамической нагрузке при отсутствии контакта Ц,а, так и при наличии контакта Q (х

3сР 2

Контактный режим характеризуется прорывом смазочного слоя и повышенной вибрацией х при наличии контакта, и его длительность равна

При этом несущая способность смазки пропорциональна динамической нагрузке Ц, (x,. Таким образом, несу(zl> щая способность смазки равна чения. 15

В процессе контактирования вибрация х. резко возрастает и динамичес(2)

J (24 кая нагрузка Q, (х ) превышает не 2 J сущую способность смазки N,+. При отсутствии контакта вибрация х умень- 20

<14 шается и динамическая нагрузка Я„ (х. ) меньше несущей способрости (14 смазки N.

Таким образом, процесс контактирования носит импульсный, периоди- 25 чески повторяющийся во времени хаcp 1 (cp 1

Q (i- — (4рИ (1 )с П (1)

Р

Ц +К Ц, l()- ),паи

Са(1 )

Q <, 1- )со

Т !

«» л

Д (1- " ), new(4 )>G (з)

7 .-де Т . — Средняя длительность имса пульса контакта; n — число импульсов за время наблюдения Т; К, и К вЂ” коэффициенты пропорциональности.

Для приборных шарикоподшипников коэффициенты равны К, = 0,4; К = 0,6.

Квадрат эффективной динамической нагрузки равен

Т з

О J= l

I 2 где х и х — соответственно -виб.

J J рация при отсутствии и при наличии

« контакта в j-ом направлении.

«

Устройство работает следующим образом.

Закрепляют на корпусе 1 исследуемой системы вибропреобразователи

2, 3 и 4 и щетку 8, а на подвижном элементе 10 — щетку 9.

Вибрация х исследуемой системы измеряется с помощью вибропреобразователей 2, 3 и 4. Усиливаясь соответственно в усилителях 5, 6 и 7. сигнал поступает через схемы 14.1, 14.2, I4,3 умножения, гэе умножаются на величины, соответс:вующие коэффициентам < на сумматор 14.4, куда также поступает напряжение, пропорциональное статической деформации

5, где происходит суммирование и определяется величина ь ((г)

О" + . X о с

Подпружиненные щетки 8 и 9, смонтированные на элементах системы трения качения, разделенных слоем смазки, выдают через блок 11 задания уровня сигналов импульсную последовательность, характеризующую прорывы слоя смазки между контактными элементами, т.е. наличие контакта. После сравнения с заданным пороговым напряжением U сигнал поступает на вторые входы схем 12.3 и 12.4 совпадения, на первые входы которых поступает сигнал с выхода управляющего элемента 12.2. На третий вход схемы

1231419

12.3 совпадения поступает эталонная импульсная последовательность с периодом в 1 Мкс от блока 13 формирования импульсов. С выходов схем 12.3 и 12.4 совпадения сигналы поступают на входы счетчиков 12.5 и 12.6, которые при нажатии кнопки "Сброс" обнуляются, при этом управляющий элемент 12.2 устанавливается в исходное положение (уровень "0" на выходе),10

При нажатии кнопки "Пуск" на выходе управляющего элемента 12.2 устанавливается уровень логической " 1", разрешающий работу схем 12.3 и 12,4 совпадения. Счетчик 12.6 начинает считать импульсы, прошедшие с блока

11 задания уровня сигналов .через схему 12.4 совпадения, а счетчик

12.5 — импульсы с блока 13 формирования импульсов, совпадающие на выхо- 20 дах схемы 12.4 с .импульсами блока 11 задания уровня сигналов. Счет происходит до того момента, когда схема

12. 1 задания времени счета по прошествии заданного времени Т сформирует импульс "Стоп". Управляющий элемент

12.2 перебрасывается в исходное положение (уровень логического "0" на выходе), импульсы перестают проходить через схемы 12.3 и 12.4 совпа- N дения и поступать на счетчики 12.5 и 12.6. Индикаторы 12.7 и 12.8 показывают соответственно величины„ равные средней длительности контакта л ,р и числу импульсов п за данное 35 время Т наблюдения.

Индикация о средней длительности

КОНтаКта 1,р И ЧИСЛа ИМПУЛЬСОВ П За время наблюдения Т, получаемая с помощью индикаторов 12.7 и 12.8 блока 4О

12 определения параметров контактирования, дает представление о режиме контактирования в каждый текущий момент времени и его изменение в процессе эксплуатации системы трения ка-р5 чения. Информацию о несущей способности смазочного слоя получают следующим образом. Импульсный сигнал с выхода блока 11 задания уровня сигнала, характеризующий наличие контакта. между контактирующими элементами, поступает через блок 12 определения параметров контактирования на схему 15.1 совпадения и инвертор 15.5, где этот сигнал сравнивается с сигналом, поступающим через 55 блок 14 динамической нагрузки, и вьщеляется сигнал, в который входит вибрация х() контак ту между контактирующими элементами.

Проходя через инвертор 15.5, сигнал с блока 11 инвертируется и характеризует отсутствие контакта. В схеме

15.2 совпадения этот сигнал сравнивается с сигналом, поступающим из блока 14 динамической нагрузки, и вьщеляется сигнал, в который входит вибрация х(>, соответствующая отсут ствию контакта. С выхода схем 15.1 и 15.2 совпадения сигнал поступает на соответствующие детекторы 15.3 и 15.4 с кубической характеристикой, где формируется функция, соответствующая выражениям

Сигнал, поступающий с блока 11 задания уровня сигналов, несет информацию о средней длительности конA такта 1„и числе импульсов и за заданное время наблюдения Т. Проходя через инвертор 15.5 и интегратор

15.6, этот сигнал усредняется, и на выходе интегратора 15.6 получается сигнал, соответствующий величине

4и (1 - — --). В схемах 15.7 и 15.8 умТ ножения сигнал с выходом детекторов

15.3 и 15.4 умножается на величину и. ср п (1 — ††-) и на коэффициент В.

Т

Таким образом, на выходе схемы

15.3 умножения получается сигнал, соответствующий несущей способности смазки N, при наличии контакта э Р З между контактирующими элементами согласно формуле (3), а на выходе схемы

15.4 умножения получается сигнал, соответствующий несущей способности смазки И при отсутствии контакта согласно формуле (1). Для определе" ния несущей способности смазки N в контактно-гидродинамическом режиме согласно формуле (2) сигналы с выходов схем 15.7 и 15.8 умножения, проходя через схемы 15.9 и 15.10, умножаются соответственно на коэффициенты К„ и К и суммируются в сумматоре 15.11. С выхода сумматора 15.11 снимается сигнал, соответствующий способности смазки N в контактноэ 2 гидродинамическом режиме.

Блок 16 выделения сигнала предназначен для вьщеления сигнала, соответствующего несущей способности смазки Я, N или М в завиэр„ рр,, э р3

1231419 и симости от величины (1 — - 2--), характеризующей определенный режим в ресурсе работы исследуемой системы трения качения. Для этого в. триггер

16. 1 Шмидта устанавливается пороговое напряжение, соответствующее велил

,, и чине (1 — — Р— ) а в триггере 16. 2

Т

10 с и

Шмидта — величина (I — - -) = а

Т 1

Если на выходе интегратора 15.6 веl срп личина (1 — — 2--) < а„, то коммута15 тор 16.3 открывает канал, по которому поступает сигнал, соответствующий несущей способности смазки N . ЕсЭР1 ли на выходе интегратора 15.6 велибс и чина (1 — -- -) > а то коммутатор 20

16.3 открывает канал И . Если на э выходе интегратора 15.6 величина л ср Q а < (1 — ††) (а то открывается

1 Т

25 канал N . На блоке 17 регистрации

2 показывается значение несущей способности смазки, соответств.ющее проработанному ресурсу работы исследуемого объекта.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет получить информацию как о режиме контактирования в каждый текущий момент времени, так и о соответствующей этому режиму величине несущей способности смазоч- З5 ного слоя между элементами.

Использование информации о средней длительности о, и числе импульсов и за время наблюдения Т позволяет получить количественные характеристики, которые обеспечивают проведение диагностики в режимах контактирования.

Формула изобретения

1, Устройство для диагностики систем трения качения, содержащее закрепляемые на корпусе исследуемой системы три вибропреобразователя, последовательно соединенные с ними усилители, счетно-решающий преобразователь и блок регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с це лью повышения точности путем учета несущей способности смазки между контактирующими элементами, оно снабжено закрепляемыми на исследуемой системе двумя подпружиненными токосъемными щетками, одна из которых устанавливается на корпусе„- а другая — на подвижном элементе системы, последовательно соединенными со щетками и друг с другом блоком задания уровня сигнала н блоком опре.— деления параметров контактирования, подключенным к входу блока определения параметров -контактирования блоком формирования импульсов, счетно-решающий преобразователь выполнен в виде последовательно соединенных между собой блока определения динамической нагрузки, входы которого подключены к усилителям и блоку определения параметров контактирования, блока определения несущей способности смаэ. ки и блока выделения сигнала, а линии измерения вибропреобразователей взаимно перпендикулярны.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок опреде. ления динамической нагрузки выполнен в виде подключенных к усилителям схем умножения и связанного с их выходами сумматора.

3. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок определения параметров контактирования выполнен в виде схемы задания време". ни отсчета, соединенного с ней управляющего элемента, двух схем совпадения, первые входы которых соединены с управляющим элементов вторые входы — с блоком "адания уровня сигнала, а третий вход одной из них — с блоком формирования импульсов, и последовательно подключенных к схемам совпадения счетчиков импульсов и индикаторов.

4. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок определения несущей способности смазки выполнен в виде подключенных первы1 .,ми входами к выходу сумматора блока определения динамической нагрузки двух схем совпадения, второй вход одной из них соединен с блоком задания уровня сигнала, инвертора, вход которого соединен с блоком задания уровня сигнала, а выход - с вторым входом второй схемы совпадения, подключенных к выходам схем совпадения двух детекторов с кубическими характеристиками, подключенного к выходу инвертора интегратора, четырех схем умножения . две из которых подключены к выходам детекторов и интегратора и соединены с другими схемами умножения, и сумматора, подключенного к выходам других схем умножения.

5. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю п1 е е с я тем, что блок выделения сигнала выполнен в вкде соединенных с выходом интегратора блока г, 1О определения несущей способности смазки двух триггеров Шмидта.и подключенного к их выходам коммутатора, другие входы которого соединены с выходами первых схем умножения и сумматора блока определения несущей способности смазки, а выход — к блоку регистрации.

Я

1231419

Составитель В.Харитонов

Техред В.Кадар

Корректор Л. Пилипенко

Редактор А.Долинич

Тираж 778

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1.13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Заказ 2558/48

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения Устройство для диагностики систем трения качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь- ЗОВ6ШО для определения момента трения в подшипниковых узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть, использовано для контроля угла контакта шарикопод- Ш.ИПНИКОВ при сборке или исследованиях работоспособности подшипниковых узлов

Изобретение относится к стендам для испытаний деталей машин, например буксовых узлов реверсивного подвешивания

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх