Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (sO 4 F 02 Р 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3850427/24-06 (22) 28.01.85 (46) 07.08.86. Бюл. В 29 (71) Саратовский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) А.А.Отставнов (53) 612.43.032.4 (088 ° 8) (56) Осциллограф модель Э-206. Паспорт Э-206 ° 00.000. ПС. Новгород, 1975. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ ЗАЗКИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее датчик импульсов с первым и вторым входами, ÄÄSUÄÄ 1249188 А1 электронно-лучевую трубку, первый и второй делители напряжения; формирователь, инвертор, калибратор, цепь подсветки, генератор ждущей развертки, усилитель горизонтального отклонения и переключатель, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения точности измерения напряжения искрового разряда, оно дополнительно содержит цифровой блок измерения длительности искровых разрядов с первым и вторым входами, причем. первый вход соединен с входом второго делителя напряжения, а второй вход — с вторым входом датчика импульсов.

1249188

2. Устройство по и.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что цифровой блок измерения длительности искровых разрядов содержит первый и второй формирователи импульсов, первый триггер с двумя входами и прямым и инверсным выходами, выключатель, первую и вторую схемы совпадения, коммутатор импульсов зажигания, измерители временных интервалов с первыми и вторыми входами, десятичный счетчик, задающий элемент и схему сравнения, причем выход первого формирователя импульсов соединен через выключатель с входом первого триггера, выход которого соединен с первым входом второго триггера а инверсный выход последнего подключен к первому входу первой схемы совпадения, прямой выход второго

Иэ .бретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам,;ля испытания и проверки систем зажигания двигателей внутреннего сгорания ° 5

Цель изобретения — повышение точности измерения напряжения искрового разряда в свечах зажигания.

На фиг.. 1 изображена блок-схема устройства для проверки системы эа- 10 жигания двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — то же, цифрового блока измерителя длительности искрового разряда.

Устройство содержит датчик 1 !5 (фиг. 1) импульсов, один вход которого соединен с выводом 2 для подключения к свече зажигания первого цилиндра двигателя, а второй вход— с выводом 3 для подключения к контак- 20 там распределителя, делители 4 и 5 напряжения, входы которых соединены соответственно с выводом 6 для подключения к контактам прерывателя и выводом 7 для подключения к катушке зажигания, цифровой блок 8 измерения времени искровых разрядов, один вход которого соединен с выводом 3 для подключения к свече зажигания первого цилиндра двигателя, а второй вход - 30 триггера соединен с первым входом второй схемы совпадения, вторые входы первой и второй схем совпадения соединены с выходом второго формирователя импульсов, выход первой схемы совпадения подключен к входу десятичного счетчика импульсов, соединенного с входом задающего элемента, выход последнего соединен с входом схемы сравнения, а выход схемы сравнения соединен с вторым входом второго триггера, выход второй схемы совпадения соединен с входом коммутатора импульсов зажигания, выходы которого соединены с первыми входами измерителей временных интервалов, а вторые входы измерителей временных интервалов соединены с выходом первой схемы совпадения. с выводом 7 для подключения к катушке зажигания, формирователь 9 импульсов„ вход которого подключен к выходу датчика 1 импульсов, инвертор 10, вход которого соединен с выходом делителя 4 напряжения, выключатели 11 и 12, цепь 13 подсветки, вход которой через выключатель 11 подключен к первому выходу инвертора 10, переключатели 14 и 15, один вход переключателя 14 соединен с выходом формирователя 9 импульсов, а второй вход — . с вторым входом инвертора 10, третий выход которого подключен к одному из входов переключателя 15, калибратор

16, электронно-лучевую трубку 17, катод которой соединен с выходом делителя 5 напряжения, выходом цепи 13 подсветки и вторым входом переключателя 15, выход которого вместе с выходом калибратора 16 через выключатель 12 подключены к одной вертикально-отклоняющей пластине электронно-лучевой трубки 17, вторая вертикально-отклоняющая пластина которой соединена с выводом 18 для подключения к блоку питания, генератор 19 ждущей развертки, вход которого под ключен к выходу переключателя 14, и усилитель 20 горизонтального откло1249188 нения, вход которого. соединен с выходом генератора 19 ждущей развертки, а выходы подключены к горизонтальноотклоняющим пластинам электронно-лучевой трубки 17. 5

Цифровой блок 8 измерения времени искровых разрядов содержит первый 21 и второй 22 формирователи импульсов, первый триггер 23 и второй триггер

24 с двумя входами и прямым и инверс-10 ным выходами, выключатель 25, первую

26 и вторую 27 схемы совпадения, коммутатор 28 импульсов зажигания, измерители 29 временных интервалов, десятичный счетчик 30, задающий эле- 15 мент 3 1 и схему 32 сравнения. Причем выход первого формирователя 21 импульсов соединен через выключатель

25 с входом первого триггера 23, выход которого соединен с первым входом второго триггера 24.

Инверсный выход второго триггера

24 соединен с первым входом первой схемы 26 совпадения, а прямой выход второго триггера соединен с первым входом второй схемы 27 совпадения.

Вторые входы первой 26 и второй 27 схем совпадения соединены с выходом второго формирователя 22 импульсов.

Выход второй схемы 27 совпадения 30 соединен с входом коммутатора 28 импульсов зажигания, выходы которого соединены с первыми входами измерителей 29 временных интервалов, а вторые входы которых соединены с вы- З5 ходом первой схемы 26 совпадения, соединенной, кроме того, с входом десятичного счетчика 30 импульсов.

Выход десятичного счетчика 30 соединен с входом задающего элемента 40

31, выходом соединенным с входом схемы 32 сравнения, выход которого соединен с вторым входом второго триггера 24.

Измерители 29 временных интервалов, число которых равно чис. у цилиндров проверяемого двигателя, служат для измерения промежутков времени между моментами начала и окончания разрядного процесса в свечах saжигания определенных цилиндров двигагеля. Каждый из них выполнен в виде трехразрядного электронного пересчетного устройства и генератора импульсов времени, причем на выходе пересчетного устройства установлен элемент совпадения, управляемый триггером с раздельными входами.

Десятичный счетчик 30 импульсов предназначен для подсчета числа импульсов, поступающих на его вход с выхода элемента 26 совпадения, и выполнен в виде одноразрядного десятичного электронного счетчика, состоящего из пересчетного устройства, дешифратора и цифрового индикатора.

Задающий элемент 31 предназначен для предварительного задания числа, соответствующего числу цилиндров проверяемого двигателя, и выполнен в виде однодискового переключателя на одиннадцать положений с подвижным контактом, к неподвижным контактам которого присоединены соответствующие выходы дешифратора десятичного счетчика 30 импульсов. Он позволяет задавать значения чисел от нуля до девяти.

Схема 32 сравнения служит для выдачи на ее выходе сигнала в случае совпадения числа, заданного с помощью задающего элемента 31, с числом, отсчитанным десятичным счетчиком 30 импульсов. Она выполнена в виде дели. теля напряжения, на выходе которого установлен электронный усилитель.

Э

Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.(на примере четырехцилиндрового двигателя и проверки вторичного напряжения всех цилиндров последовательно в масштабе 15 кВ) .

С помощью спецгзльных присоединительных проводов устройство подключают к контактам прерывателя, распределителя, к катушке зажигания и свече зажигания первого цилиндра двигателя. В задающем элементе 31 устанавливают число 4. После запуска двигателя и включения устройства в сеть устанавливают переключатель выбора осциллограмм в. положение "15 кВ".

При этом сигналы с выхода катушки зажигания через делитель 5 (фиг. 1) напряжения и переключатель 15 поступают непосредственно на вертикальноотклоняющие пластины электронно-лучевой трубки 17. Сигнал с выхода датчика 1 импульсов первого цилиндра двигателя подается на формирователь

9 импульсов. Сформированный импульс через переключатель 14 запускает генератор 19 ждущей развертки. Напряжение развертки усиливается усилителем

20 горизонтального отклонения и подаf 249188 ется на горизонтально-отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки

17. Включается подсветка пиков вторичного напряжения. На экране электронно-лучевой трубки 17 появляется иэображение вторичного напряжения всех цилиндров последовательно в масштабе 15 кВ. Пробивное напряжение свечи зажигания первого цилиндра на- 10 ходится в конце развертки. Пробивные напряжения на свечах зажигания остальных цилиндров следуют слева направо в последовательности, определяемой порядком работы двигателя. По продолжительности и амплитуде искровых разрядов полученной осциллограммы, измеряемых по шкале экрана электронно-лучевой трубки 17, определяют вторичные напряжения на свечах зажигания каждого цилиндра двигателя.

Затем измерения проводят с помощью цифрового блока 8 измерения времени искровых разрядов. Для этого импульсом гашения (не показан) узлы 25 блока приводят в исходное состояние, при котором показания измерителей 29 (фиг. 2) временных интервалов и десятичного счетчика 30 импульсов сбрасываются на нули, триггеры 23 и 24, а также триггеры, входящие в состав коммутатора 28 импульсов зажигания, приходят в состояние "0", элементы

26 и 27 совпадения закрываются. На входы формирователей 21 и 22 импульсов поступают импульсы соответственно с катушки зажигания и свечи зажигания первого цилиндра двигателя, где они усиливаются, ограничиваются по амплитуде и формируются по дли- О тельности.

При замыкании контактов выключателя 25 импульсы с выхода формирователя 22 импульсов поступают на вход триггера 23 и перебрасывают его в

45 состояние "1". Выделяющийся на его выходе сигнал поступает на вход триггера 24 и также переводит его в состояние "1", в результате чего элементы 26 и 27 совпадения открываются.

При этом импульс положительной полярности с выхода формирователя 21 импульсов, соответствующий моменту начала разрядного процесса в свече зажигания первого цилиндра двигателя, поступает на вход элемента 27 совпадения, на выходе которого выделяется сигнал и поступает на вход коммутатора 28 импульсов зажигания. Последний на своем выходе выдает первый сигнал, открывающий первый измеритель 29 временных интервалов, который начинает подсчет импульсов с выхода генератора импульсов времени.

С приходом от форы рователя 21 импульсов отрицательного сигнала; соответствующего моменту окончания искрового разряда в свече зажигания первого цилиндра двигателя, совпадение образуется в элементе 26 совпадения, в результате чего на его выходе выделяется сигнал и одновременно поступает на вход десятичного счетчика

30 импульсов, который его суммирует, и на вход первого измерителя 29 временных.интервалов, Который при этом закрывается, фиксируя время искрового разряда в свече зажигания первого пилиндра двигателя.

При появлении с выхода формирователя 21 импульсов второго положительного сигнала, соответствующего моменту начала искрового разряда в свече зажигания следующего по порядку работы двигателя цилиндра (в данном случае второго), он проходит открытый элемент 27 совпадения и поступает на вход коммутатора 28 импульсов зажигания, который на своем выходе выделяет второй сигнал. Этот сигнал открывает второй измеритель

29 временных интервалов. В момент прихода с выхода формирователя 21 импульсов второго отрицательного сигнала, соответствующего моменту окончания искрового разряда в свече зажигания второго цилиндра двигателя, он проходит через открытый элемент 26 совпадения и одновременно поступает на вход десятичного счетчика 30 импульсов, который его также суммирует, и на вход второго измерителя 29 временных интервалов. Последний при этом закрывается, фиксируя время искрового разряда в свече зажигания второго цилиндра двигателя.

Описанный процесс работы цифрового блока 8 измерения времени искровых разрядов происходит далее аналогично в последовательности, определяемой порядком работы двигателя, цо тех пор, пока на вход десятичного счетчика 30 импульсов не поступает число импульсов, равное заданному числу в задающем элементе 31 (в дан1249188

Составитель Ф.Филиппов

Редактор О.Годовач Техред Г.Гербер Корректор А.Тяско

Заказ 4213/33 Тираж 523 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4 ном случае числу 4), что соответствует завершению цикла работы двигателя, равного двум оборотам коленчатого вала. В этот момент на выходе схемы 32 сравнения выделяется сигнал, который поступает на вход триггера

24 и возвращает его в исходное состояние. В результате этого элементы

26 и 27 совпадения закрываются, пре- 10 кращая прохождение через них импульсов с выхода формирователя 21 импульсов.

На этом цикл измерений эаканчива- 15 ется. На измерителях 29 временных интервалов.в соответствии с порядком работы двигателя фиксируются числа импульсов, соответствуюпр е времени искрового разряда и характеризующие 20 пробивные напряжения, а следовательно, интенсивность искрообразования в свечах зажигания каждого цилиндра двигателя.

„ Введение в предлагаемое устройст- 25 во цифрового блока измерения времени цифровых разрядов позволяет не только визуально наблюдать на экране электронно-лучевой трубки электрические процессы, протекающие в пер- З0

1 вичной и вторичной цепях системы зажигания, но и измерять в цифровом виде промежутки времени в процессе изменения напряжения во вторичной цепи системы зажигания с момента ь размыкания контактов прерывателя до конца работы конденсатора в каждом цилиндре двигателя, которые соответствуют длительностям искровых разрядов и характеризуют рабочие напряжения или интенсивность искрообразования в каждой свече зажигания. В результате этого увеличивается точность измерений напряжения на электродах свечей зажигания и оценки интенсивности искрообразования.

По сравйению с известным объектом предложенное устройство позволяет увеличить точность измерения напряжения искрового разряда в свечах зажигания в 10 раз, а следовательно, с большей точностью поддерживать зчачение этого параметра в процессе эксплуатации. Это способствует увеличению мощности искры, улучшению воспламенения и процесса сгорания рабочей смеси и повышению мощности двигателя, в результате чего уменьшается расход топлива на 0,37..

Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электронной технике и может быть использовано в качестве устройства для проверки электронного коммутатора системы зажигания двигателя внутреннего сгорания, на бесперебойность искрообразования и функционирование в многоискровом режиме

Изобретение относится к технике автосервисного обслуживания и предназначено для использования в качестве средства диагностики при регулировке двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию ДВС и позволяет измерять ионный ток между электродами искрового промежутка свечи зажигания двигателя во время горения топливовоздушной смеси

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе электроискрового зажигания с контролем состояния процесса горения в камере сгорания двигателя.Катушка зажигания содержит установленные в корпусе 1 сердечник 2, первичную обмотку 3, вторичную обмотку 4, диод 5, конденсатор, блок 6 низковольтных соединителей и высоковольтный вывод 7

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности для определения угла опережения зажигания в двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, может быть использовано для контроля процесса горения топлива в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и решает задачу повышения точности измерения ионного тока, протекающего через электроды разрядника, размещенного в камере сгорания ДВС
Наверх