Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 62 D 11 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3873294/27-11 (22) 25.03.85 (46) 5.09.86. Бюл. № 34 (72) В. М. Баландин, Ю. С. Беленький, Ю. М. Мажарцев и В. П. Шевчук (53) 629.! 13.01.4.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 662404, кл. В 62 D 5/06, 1979. (54) (57) 1. СИСТЕМА ПОВОРОТА ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ

МАШИНЫ, содержащая два шарнирно закрепленных на обеих секциях машины гидроцилиндра поворота, гидравлически соединенных через трехпозиционный гидрораспределитель с насосом и гидробаком, причем гидрораспределитель связан с органом управления машиной, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства управления путем обеспечения возможности управления поворотом машины при помощи рычагов управления, связь гидрораспределителя с органом управления машиной выполнена в виде кинем атически связанных между собой блока фиксации, содержащего два размещенных в корпусе параллельно друг другу ползуна с выполненнЫми на них канавками и

„„SU„„1257009 А1 стопоры, размещенные в отверстии корпуса перпендикулярно оси ползунов для взаимодействия через шарики с канавками, и рычажного механизма, имеющего два двуплечих рычага, середины которых шарнирно соединены между собой при помощи серьги, один из концов каждого рычага шарнирно закреплен на одном конце соответствующего ползуна блока фиксации, а другие концы рычагов соединены один — с неподвижной опорой, а другой через кинематическую связь с гидрораспределителем, а другой конец каждого ползуна соединен с соответствующим рычагом управления.

2. Система поворота по и. 1, отличающаяся тем, что кинематическая связь гидрораспределителя с рычажным механизмом выполнена в виде двух вертикально распо- ® ложенных валов, один из которых размещен на одной секции машины, а другой — на зве- %фф не тягово-сцепного устройства, на нижних концах которых закреплены рычаги, шарнирно связанные между собой тягой, верхний конец одного из валов посредством закрепленного на нем рычага связан с гидрораспределителем, а другого вала — с рычажным (Я механизмом.

Сд

1257009

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к системам поворота шарнирносочлененных гусеничных машин.

Цель изобретения — повышение удобства управления путем обеспечения возможности

5 управления поворотом машины прн помощи рычагов управления.

На фиг. 1 изображена гидравлическая схем а и тягово-сцепное устройство (ТСУ) в положении, соответствующему прямолинейному движению; на фиг. 2 — устройство, общий вид; на фиг. 3 — блок фиксации, вид сверху; на фиг. 4 — разрез А-A на фиг. 3.

Шарнирно-сочлененная гусеничная машина состоит из двух секций (тракторов), связанных тягово-сцепным устройством, которое включает переднее звено 1 и заднее звено 2. Звенья соединены между собой вертикальным шарниром 3, а с помощью двух горизонтально-поперечных шарниров 4 и 5 20 связаны соответственно с первой и второй секциями (не показаны) . На звене 2 закреплен корпус трехпозиционного гидрораспределителя управления 6, который с помощью гидролинии связан с насосом 7, гидробаком 8, обратным клапаном 9 и двумя гидроцилиндрами поворота 10 и 11, которые шарнирно закреплены на звеньях 1 и 2. Золотник гидрораспределителя 6 с помощью серьги 12 шарнирно соединен с рычагом 13, который свободно сидит на пальце 14, причем ось пальца 14 совпадает с осью вертикального шарнира 3. Серьга 15 шарнирно связывает рычаг 13 и верхний рычаг 16 вертикального вала 17, который шарнирно закреплен на переднем звене 1.

Второй вертикальный вал 18 шарнирно 35 закреплен на корпусе трансмиссии 19 первой секции. Верхний рычаг 20 вала 18 через серьгу 21 шарнирно связан с рычажным механизмом, а нижний рычаг 22 соединен с нижним рычагом 23 с помощью тяги 24 со сферическими шарнирами. Когда обе секции шарнирно-сочлененной гусеничной машины расположены на горизонтальной площадке, ось тяги 24 в ее средней части 25 пересекает ось горизонтально- поперечного шарнира 4, что сводит к минимуму внешние 45 воздействия на механизм управления, например, при преодолении препятствий.

Рычажный механизм включает два двуплечих рычага 26 и 27, середины которых шарнирно соединены между собой серьгой 28.

Один из концов рычагов 26 и 27 шарнирно закреплен на подвижных ползунах 29 и 30 блока фиксации 31, а противоположные концы этих рычагов соединены через шарниры соответственно с опорой 32, закрепленной на корпусе трансмиссии 19 и с серьгой 21.

Блок фиксации закреплен на корпусе трансмиссии 19 и выполнен в виде корпуса с расположенными в нем ползунами 29 и 30, передние концы которых шарнирно связаны с приводом штатного механизма управления первой секции, передающим управляющие воздействия от рычагов поворота 33 и 34 на соответствующие тормозные ленты планетарного механизма поворота (ПМП). секции. На поверхности ползунов 29 и 30 выполнены радиусные канавки 35 и 36 по форме шариков 37 и 38. Шарики 37 и 38 и стопоры 39 и 40 расположены в каналах 41 и 42, которые выходят во внутреннюю полость 43 корпуса 31. В полости 43 расположен стакан 44 с радиальными отверстиями под стопоры 39 и 40 и осевым резьбовым отверстием под хвостовик клина 45, который соприкасается с торцовыми поверхностями стопоров 39 и 40. На конце цилиндрической части клина 45 имеется квадратная головка 46 под ключ для регулировки необходимого зазора а.

Распределитель управления 6 связан насосом 7 с помощью напорной гидролинии 47 с гидробаком 8 сливной гидролинией 48 через фильтр 49. Связь гидрораспределителя управления 6 с гидроцилиндрами 10 и 11 осуществляется через обратный клапан 9 с помощью гидролиний 50 — 55.

Система работает следующим образом.

При прямолинейном движении управляющие воздействия на рычаги поворота 33 и 34 отсутствуют и золотник трехпозиционного гидрораспределителя 6 находится в среднем (нейтральном) положении. В этом случае масло из гидробака 8 подается насосом 7 по гидролинии 47 в центральную полость гидрораспределителя 6, проходит в его боковые полости и по гидролинии 48 сливается через фильтр 49 в гидробак 8. При этом плунжер обратного клапана 9 находится также в среднем положении, благодаря чему масло во всех полостях гидроцилиндров поворота 10 и 11 оказывается запертым, что способствует стабилизации прямолинейного движения.

При повороте, например, направо водитель воздействует на рычаг 34, вследствие чего ползун 30 перемещается вперед. В начальной стадии движения ползуна 30 шарик 38 вытесняется из радиусной канавки 36 влево на величину а. В результате этого происходит перемещение стопора 40, жестко связанных стакана 44 с клином 45 и стопора 39, которые вводят шарик 37 в радиусную канавку 35 ползуна 29. При дальнейшем движении ползуна 30 шарик 38 удерживается в нужном положении за счет контакта с наружной цилиндрической поверхностью ползуна 30, благодаря чему ползун 29 оказывается зафиксированным в исходном положении. Таким образом, рычаг 26 также оказывается зафиксированным неподвижным ползуном 29 и опорой 32, вследствие чего перемещение ползуна 30 приводит к вращению рычага 2? вокруг своего центрального шар1257009

3 нира, связанного с серьгой 28. Далее управляющее воздействие осуществляется через серьгу 15 и серьгу 12, которая перемещает золотник гидрораспределителя 6 в направлении стрелки П. В этом случае масло из гидробака 8 подается насосом 7 по гидролинии 47 в центральную и правую полости распределителя 6, вследствие чего плунжер 9 обратного клапана перемещается влево, открывая левый запорный клапан. Правый запорный клапан открывается под действи- lO ем давления масла, которое далее проходит по гидролиниям 53, 54 и 55 и попадает в гидроцилиндры 10 и 11, вызывая перемещение их поршней и «излом» тягово-сцепного устройства относительно вертикального

15 шарнира 3, в результате чего происходит правый поворот. Слив масла из противолежащих полостей гидроцилиндров 10 и 11 осуществляется по гидролиниям 51, 52 и 50, левый обратный клапан, левую полость гидрораспределителя 6 и гидролинию 48. 20

При фиксации рычага управления 34 в любом промежуточном положении золотник гидрораспределителя 6 возвращается в среднее положение под воздействием его пружин (не показано). В результате этого масло внутри гидроцилиндров 10 и 11 оказывается запертым с помощью обратного клапана 9, что способствует стабилизации установившегося поворота с постоянным радиусом.

Возвращение рычага 34 в исходное положение обеспечивает возвращение тяговосцепного устройства в положение, соответствующее прямолинейному дижению шарнирно-сочлененной гусеничной машины.

При повороте налево водитель воздействует на рычаг поворота 33, вследствие чего ползун 29 начинает перемещаться вперед, а ползун 30 оказывается зафиксированным в исходном положении. Вращаясь вокруг шарнира на опоре 32, рычаг 26 передает управляющее воздействие через серьгу 28 на двуплечий рычаг 27. Далее передача управляющего воздействия идет известным путем— через серьгу 21, вал 18, тягу 24, вал 17, серьгу 15, серьгу 12 на гидрораспределитель 6, золотник которого перемещается в направлении стрелки Л, что соответствует повороту влево.

Воздействуя на один из рычагов 33, 34, одновременно происходит отключение тормозных лент планетарного механизма поворота отстающего борта первой секции, что снижает сопротивление повороту со стороны грунта.

Для обеспечения возможности работы каждой секции в автономном режиме достаточно демонтировать тягу 24 и аннулировать кинематическую связь штатного механизма управления первой секции с одним из ползунов 29, 30.

1257009 щиг.4Редактор A. Гулько

Заказ 4874/16

Составитель В. Калмыков

Техред И. Берес Корректор М. Демчик

Тираж 57! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4j5

Филиал ППП «Патент», l. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам поворота гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным военным гусеничным машинам /ВГМ/, тягачам и бронетранспортерам

Изобретение относится к тормозам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к горному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано в конструкциях лесохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к устройствам для управления движением транспортного средства
Наверх