Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля

 

Изобретение относится к двигателестроению . Изобретение может быть использовано для определения положения верхней мертвой точки поршневых двигателей и позволяет повысить точность и производительность диагностирования. Устр-во содержит сдвоенный переключатель 1, первые подвижные контакты которого подключены к цилиндру дизеля. Вторые неподвижные контакты сдвоенного переключателя 1 соединены с одним из зажимов катушки 4 индуктивности , а подвижные - с токопроводящими пластинами, установленными в камере сгорания. Второй зажим катушки 4 индуктивности связан с вторым зажимом генератора 10 и через первый резистор 11 связан с вторым входным зажимом датчика 12 тока. Выходы триггера 18 и инвертора 19 через схему и 20 связаны с блоком 21 индикации. Устр-во йбеспечивает определение положения верхней мертвой точки как обь1чиых дизелей, так и дизелей со встречно-движущимися поршнями. В этом случае обеспечивается определение угла развала коi ленчатых валов. При использовании устр-ва нет необходимости прокручивать дизель элекО ) трической машиной с постоянной частотой вращения. 1 ил. С 6 ю а с со со СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5p 4 б 01 М 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCHOMV СВИДЕЧ ЕЛЬС ГВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3929538/25-06 (22) 20.05.85 (46) 07.11.86. Бюл. № 41 (72) А. H. Борисенко, В. Н. Соболь, Е. Г Заславский, В. Н. Зайончковский, В. П. Колотий, О. С. Каганский и И. И. Бабинский (53) 621.436.001 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1002877, кл. б 01 М 15/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОЛО)КЕНИЯ ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ. ПОРШНЯ ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению, Изобретение может быть использовано для определения положения верхней мертвой точки поршневых двигателей и позволяет повысить точность и производительность диагностирования. Устр-во содержит сдвоенный переключатель l, первые

„.SU,;„1268995 А 3 подвижные контакты которого подключены к цилиндру дизеля. Вторые неподвижные контакты сдвоенного переключателя 1 соединены с одним из зажимов катушки 4 индуктивности, а подвижные — с токопроводящими пластинами, установленными. в камере сгорания. Второй зажим катушки 4 индуктивностн связан с вторым зажимом генератора 10 и через первый резистор 11 связан с вторым входным зажимом датчика

12 тока. Выходы триггера 18 и инвертора

19 через схему и 20 связаны с блоком 21 индикации. Устр-во Обеспечивает определение положения верхней мертвой точки как обычных дизелей, так и дизелей со встречно-движущимися поршнями. В этом случае обеспечивается определение угла развала коленчатых валов. При использовании устр-ва Pg нет необходимости прокручивать дизель электрической машиной с постоянной частотой вращения. 1 ил.

С:. быть использованы шунты, соединенные с одно или двухполупериодными выпрямителями без фильтров. Катушка 4 служит для компенсации емкостного сопротивления цепи, созданного образованным пластинами 5 и

6 и поршнями 8 и 9 конденсатором. Эта катушка может быть намотана низкоомным, например медным, проводом. Генератор 10 служит для формирования высокочастотного гармонического сигнала и может быть выполнен на транзисторах или микросхемах по. любой из известных схем. Элемент 14 сравнения служит для сравнения двух положительных сигналов и может быть реализован на транзисторах или микросхемах.

В частности, он может быть выполнен в виде дифференциального усилителя. Усилитель 16 служит для усиления выходного сигнала элемента сравнения и может быть выполнен по схеме неинвертирующего усилителя на транзисторах или аналогичных микросхемах любой серии. Усилитель-ограничитель 15 может быть выполнен на транзисторах или аналогичных микросхемах и включать в себя, например, диодный параллельный или последовательный ограничитель. Схема 7 регистрации максимума служит для формирования прямоугольного импульса в момент достижения выходным сигналом усилителя 16 максимального значения и может быть выполнена на транзисторах или микросхемах. Триггер 18 представляет собой триггер с установочными входами и может быть выпол нен на транзисторах или микросхемах. Инвертор 19 и схема И 20 также могут быть выполнены на указанной элементной базе. Блок 21 служит для индифицирования нахождения поршня дизеля в

ВМТ и в простейшем случае может представлять собой лампочку или светоизлучающий диод.

Устройство работает следующим образом.

Рассмотрим вначале случай определения верхней мертвой точки нижнего поршня 9.

Для этого сдвоенный переключатель 1 устанавливается в положение а, в результате чего верхняя токопроводящая пластина

5 подключается к цилиндру 2 дизеля, а нижняя токопроводящая пластина 6 — к одному из зажимов катушки 4 индуктивности.

В этом случае между этим зажимом и цилиндром 2 дизеля оказывается подключенной емкость, состоящая из двух компонентов: емкость конденсатора, образованного двумя пластинами 5 и 6, заключенным между ними диэлектриком 7, а также емкость конденсатора, образованного нижней токопроводящей пластиной 6 и нижним поршнем

9. При этом указанные составляющие емкости суммируются, поскольку конденсаторы соединены параллельно. В связи с этим электрическая емкость C между левым (по схеме! зажимом катушки 4 иыдуктивности и первым зажимом второго резистора 3 зависит оТ положения нижнего поршня 9

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности дизелей, и может быть использовано для определения положения верхней мертвой точки (ВМТ) поршневых двигателей.

Цель изобретения — повышение точности и производительности диагностирования и расширение функциональных возможностей устройства.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит сдвоенный переключатель 1, первые неподвижные контакты первой и второй секции которого подключены к цилиндру 2 и первому зажиму второго резистора 3. Вторые неподвижные контакты !S первой и второй секции переключателя 1 соединены с одним из зажимов катушки 4 индуктивности, а подвижные контакты первой и второй секции переключателя подключены соответственно к первой 5 и второй

6 токопроводящим пластинам. Последние неподвижно установлены в камере сгорания цилиндра,.изолированы друг от друга диэлектриком 7, изолированы от цилиндра 2 и от верхнего 8 и нижнего 9 поршней. Второй зажим катушки 4 индуктивности соединен с д вторым зажимом генератора 10 высокочастотного гармонического сигнала и через первый резистор I I связан с вторым входным зажимом первого датчика 12 тока. Первые входные зажимы первого 12 и второго 13 датчиков тока соединены с первым зажимом 30 генератора 10 высокочастотного гармонического сигнала, а второй входной зажим второго датчика 13 тока подключен к второму зажиму второго резистора 3. Выход первого датчика 12 тока соединен с вычитающим входом элемента 14 сравнения, а выход второго датчика 13 тока подключен к суммирующему входу элемента 14 сравнения и входу усилителя-ограничителя 15. Выход элемента

14 сравнения через последовательно соединенные усилитель 16 и схему 17 регистрации 4О максимума связан с единичным входом триггера 18, нулевой вход которого соединен с выходом усилителюограничителя 15 и входом инвертора 19. Инверсный выход триггера 18 и выход инвертора 19 подключены к входам схемы И 20, выход схемы И 20 сое- 4S динен с блоком 21 индикации.

В качестве сдвоенного переключателя 1, с помощью которого устройство переводится в режим определения положения ВМТ нижнего или верхнего поршней, может быть использован переключатель галетный и др.

Резисторы 3 и 1? имеют одинаковые сопротивления и служат для задания токов в соответствующих целях.

Датичики 12 и 13 тока вырабатывают положительные переменные по величине сигналы, соответствующие мгновенным значе- ниям токов, протекающих через резисторы

3 и I l. В качестве этих датчиков могут

1268995

1 =цх1 с где о — круговая частота сигнала генератора 10 высокочастотных гармонических колеба ни й. 25

Благодаря этому при заходе поршня 9 в верхнюю мертвую точку индуктивное сопротивление катушки 4 и емкостное сопротивление емкости С совпадают по абсолютной величине, и поскольку эти сопротивления имеют противоположные знаки, компенсируют друг друга. При этом в цепи наблюдается резонанс напряжений, комплексное сопротивление цепи равно сопротивлению второго резистора 3, а сдвиг фаз между током этой цепи и выходным напряжением генератора 10 равен нулю. В этом случае ток в цепи определяется только сопротивлением резистора 3.

Под действием выходного напряжения генератора 10 электрический ток протека40 з в цилиндре — с приближением этого поршня к положению BMT величина емкости возрастает, так как расстояние между этим поршнем и нижней пластиной 6 уменьшается.

Под действием высокочастотного переменного напряжения генератора 10, действующего между первым и вторым его зажимами, через второй резистор 3, второй датчик 13 ток, емкость С и катушку 4 индуктивности протекает переменный ток высокой частоты, амплитуда которого и сдвиг фаз между которым и выходным напряжением генератора 10 зависят от величины указанной емкости, т.е. от положения поршня 9 относительно BMT. Величина индуктивности, размеры пластин 5 и 6 и их расположение в цилиндре таковы, что при нахождении поршня 9 в BMT емкость С такая же, как и при расположении поршня 8 в ВМТ и величина ее связана с величиной указанной индуктивности L следующим соотношением: ет и по другой цепи, состоящей из первого резистора 11 и первого датчика 12 тока.

В этой цепи сдвиг фаз между током резистора 1! и напряжением генератора 10 равен нулю. Поскольку резисторы 3 и 11 имеют одинаковые сопротивления, то при нахождении поршня 9 в верхней мертвой точке амплитуды протекающих по этим резисторам токов одинаковы, мгновенные значения этих токов в одни н те же моменты времени также одинаковы. Кроме того, сдвиг фаз между этими токами равен нулю, так как фаза каждого из этих токов совпадает с фазой сигнала генератора 10..В связи с этим на суммирующий и вычитающий входы элемента 14 сравнения с выходов первого 12 и второго 13 датчиков тока поступают переменные по величине положительные сигналы, фазы которых совладают, а мгновенные значения в одни и те же моменты времени равны между собой. В ре5 !

О

55 зультате этого «а выходе элемента 14 сравнения сигнал равен нулю, на выходе усилителя 16 сигнал также равен нулю и в связи с этим схема 1? регистрации максимума импульса не вырабатывает.

Под действием выходного сигнала второго датчика 13 тока усилитель-ограничитель

15 формирует близкие к прямоугольным импульсы, поступающие на нулевой вход триггера 18 и вход инвертора 19. Поскольку на единичный вход триггера 18 импульсы не поступают, то выходной сигнал усилителяограничителя 15 подтверждает нулевое состояние триггера и на его инверсном выходе сохраняется единичный сигнал, поступающий на один из входов схемы И 20. На другой вход последней поступают импульсы с выхода инвертора 19, которые проходят через эту открытую схему на блок 21 индикации. Блок индикации сигнализирует о нахождении поршня 9 в верхней мертвой точке.

При расположении поршня 9 не в верхней мертвой точке емкость С, образованная плас- . тинами 5, 6 и этим поршнем, меньше, чем при заходе его в ВМТ, в результате чего емкостное сопротивление и, следовательно, полное сопротивление цепи, состоящей из датчика 13, резистора 3, емкости С и катушки 4, во=растают. В связи с этим ток в этой цепи уменьшается и по фазе опережает напряжение генератора 10. Ток, протекающий через первый резистор 11 и первый датчик 12 также остается без изменения.

В результате сигналы, поступающие на входы элемента 14 сравнения, имеют различные амплитуды и фазы и выходной сигнал этого элемента отличен от нуля. Поскольку полное сопротивление цепи, в которую включен второй датчик 3 тока, имеет характер емкостей и ток этой цепи по фазе опережает напряжение генератора 10, то сигнал на суммирующем входе элемента 14 сравнения по фазе опережает сигнал на вычитающем его входе, а по амплитуде ниже сигнала на этом входе. Поэтому сигнал на выходе элемента 14 сравнения в данном случае отличен от нуля и после усиления с помощью усилителя 16 поступает на вход схемы 17 регистрации максимума. Последняя вырабатывает импульсы в моменты достижения выходным сигналом усилителя !6 максимального значения, которые поступают на единичный вход триггера 18. На нуле- . вой вход этого триггера поступают импульсы усилителя-ограничителя 15, которые по фазе опережают импульсы схемы !7 регистрации максимума. Благодаря этому при действии переходных фронтов импульсов на нулевом входе триггера 18 последний сбрасывается в ноль, а при действии передних фронтов импульсов на его единичном входе устанавливается в единицу. В результате этого на инверсном выходе триггера 18 вырабатываются прямоугf ëьные импульсы, передний фронт когорых совпадает с перед1268995!

О чателя 1 в положение а предлагаемое устройство обеспечивает определение положения ВМТ нижнего поршня 9. 30

50 ним фронтом импульсов на нулевом входе этого триггера, а задний — с передним фронтом импульсов на его единичном входе, На выходе инвертора 19 также вырабатываются прямоугольные импульсы, передний фронт которых совпадает с задним фронтом импульсов на нулевом входе триггера 18, а задний — с передним фронтом импульсон на выходе триггера 18. Таким образом, на входы схемы И 20 поступают сдвинутые по фазе импульсные последовательности, которые йо времени друг друга не перекрывают, а именно: в момент начала сигнала на выходе триггера 18 сигнал на выходе инвертора 19 заканчивается, в момент же окончания импульса на выходе триггера 18 сигнал на выходе инвертора 19 равен нулю, а н момент действия переднего фронта выходного импульса инвертора 19 сигнал на выходе триггера 18 равен нулю. В связи с этим выходной сигнал схемы И 20 равен нулю и блок 21 индикации не срабатывает, что свидетельствует о нахождении поршня не в ВМТ.

Таким образом, по индикации блока 21 индикации видно, находится поршень 9 н верхней мертвой точке или нет. Если, например, в качестве этого блока используется лампочка, то при расположении этого поршня в ВМТ лампочка горит, а при другом положении поршня эта лампочка не горит. Следовательно, при установке переклюДля определения положения верхней мертвой точки верхнего поршня 8 переключатель 1 устанавливается в положение б, В результате этого нижняя токопроводящая пластина 6 электрически соединяется с цилиндром 2, а верхняя токопроводящая пластина 5 — одним иэ зажимов катушки

4 индуктивности. При этом между этим зажимом и первым зажимом второго резистора 3 оказывается подключенным конденсатор, состоящий из параллельного соединения двух конденсаторов: конденсатора, образованного первой 5 и второй 6 токопроводящими пластинами, разделенными диэлектриком 7,, а также конденсатора, образованного верхней токопронодящей пластиной 5 и верхним поршнем 8, Емкость С упомянутого конденсатора ранна сумме емкостей указанных конденсаторов и, следовательно, зависит от местоположения поршня 8 относительно пластины 5. При увеличении расстояния между поршнем 8 и пластиной 5 емкость С падает, а при уменьшении расстояния растет, имея максимальное значение при расположении указанного поршня н ВМТ.

В последнем случае реактивное сопротивление этой емкости и реактивное сопротивление катушки 4 индуктинности компенсируют друг друга, вследствие чего н цепи, состоящей из последовательно соединенных датчика 13 тока, резистора 3, укаэанной

45 емкости и катушки 4, имеет место резонаи= напряжений, ток в цепи является чисто активным и его величина определяется только сопротивлением резистора 3. Когда же поршень 8 расположен не в верхней мертвой точке, реактивные сопротивления катушки

4 и емкости С не компенсируются, резонанс

I напряжений места не имеет и токи резисторов 3 и 11 имеют различные параметры (амплитуду и фазу) . В рассматриваемом случае, когда переключатель 1 переведен в положение б, предлагаемое устройство работает точно так же, как в предыдущем случае (когда переключатель 1 находился в положении а), и блок 21 индикации указывает, находится поршень 8 в верхней мертвой точке или нет.

Емкость, образованная пластинами 5 и

6 и поршнями 8 н 9, не зависит от того, имеются или нет прогары, трещины, задиры, утечки и т.д. в цилиндро-поршневой группе, в связи с чем указанные факторы не влияют на точность определения положения

ВМТ поршня с помощью предлагаемого устройства.

При установке переключателя 1 в положение а первая токопроводящая пластина

5 подключена к цилиндру 2 и через иегов к верхнему поршню 8, вследствие чего расстояние между указанной-пластиной и поршнем не влияет на величину вышеупомянутой емкости и, следовательно, на точность определения положения верхней мертвой точки нижнего поршня 9. При переводе переключателя 1 в положение б положение нижнего поршня 9 не влияет на точность определения ВМТ верхнего поршня 8. Следовательно, предлагаемое устройство обеспечивает определение положения ВМТ в дизелях с противоположно движущимися.поршнями. При диагностировании дизелей, каждый цилиндр которых содержит по одному поршню, переключатель 1 устанавливают в такое положение, при котором расположенная ближе к поршню токопроводящая пластина соединяется с катушкой 4 индуктивности, а более отдаленная токопроводящая пластина — с цилиндром 2 дизеля, т.е. предлагаемое устройство обеспечивает определение положения верхней мертвой точки как обычных дизелей, так и дизелей со встречно движущимися поршнями. При этом совершенно безразлично, движутся ли поршни нз-за того, что работает дизель нли из-эа того, что его вал прокручивается вручную или валопоноротным механизмом. Зто означает, что функциональные возможности предлагаемого устройства шире .

При использовании предлагаемого устройства нет необходимости прокручивать дизель электрической машиной с постоянной частотой вращения и затрачивать на это дополнительное время, можно диагностирование производить при работа ющем дизеле.

Благодаря этому за одно и то же время!

268995

Формула изобретения

Составитель Н. Патрахальцев

Техред И. Верее Корректор А. Обрунар

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскан наб., д. 4)5

Филиал ППП сПатентв, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Воровин

Заказ 6026/44 выполняется большая программа исследований т.е. повышается производительность диагностирования.

Кроме того, в случае диагностирования дизеля со встречно движущимися поршнями обеспечивается определение угла развала коленчатых валов. Для этого переключатель ! устанавливают вначале в одно положение и при сигнализации блока 21 индикации о заходе поршня в BMT на связанном с коленчатым валом маховике наносят метку. Далее переключатель переводят в другое положение и по сигналу блока 21 индикации на том же маховике наносят другую метку, Количество угловых делений (в минутах или градусах), заключенных между полученными метками, и представляют со1 бой угол развала коленчатых валов. Этот факт также свидетельствует о более широких функциональных возможностях предлагаемого устройства по сравнению с известным.

Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля, содержащее источник напряжения и первый датчик тока, первый входной зажим которого соединен с первой клеммой источника напряжения, усилитель, схему регистрации максимума, усилитель-ограничитель и переключатель, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности диагностирования и расширения функциональных возможностей, в него введены второй датчик тока, первый и второй резис-, торы, катушка инду ктнв ности, элемент сравнения, триггер, инвертор, схема И, блок индикации и две токопроводящие пластины, помещенные в камеру сгорания цилиндра и изолированные одна от другой, от поршня и цилиндра, причем переключатель дополнительно содержит вторую секцию,а источник напряжения выполнен в виде генератора высокочастотного гармонического сигнала, подвижные контакты первой

4п и второй секций переключателя соединены с первой и второй токопроводящими пластинами, первые неподвижные контакты первой и второй секций переключателя подключены к цилиндру дизеля и к первому зажиму второго резистора, а вторые неподвижные контакты соединены между собой и через катушку первого резистора с вторым зажимом источника напряжения, второй входной зажим и выход первого датчика тока соединены соответственно с вторым зажимом первого резистора н вычитающим входом элемента сравнения, первый и второй входные зажимы и выход второго датчика тока подключены соответственно к первому зажиму источника напряжения, второму зажиму второго резистора и суммирующему входу

25 элемента сравнения, соединенному с входом усилител",-ограничителя, выход элемента сравнения через последовательно соединенные усилитель и схему регистрации максимума связан с единичным входом триггера, нулевой вход триггера подключен к выходу усилителя-ограничителя и входу инвертора, выход которого и инверсный выход триггера соединены с входами схемы И, выход которой подключен к блоку индикации.

Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет ускорить испытания

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для испытаний и контроля подшипников скольжения и фрикционных передач механизмов

Изобретение относится к испытаниям и диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность регистрации верхней мертвой точки поршня

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при Эксплуатации автомобилей и тракторов с двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к контрольноизмерительным приборам для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в электронных приборах, предназначенных для исследования, испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх