Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты)

 

Изобретение касается устройств регулирования температуры (Т) воздуха в салоне транспортного средства с использованием кондиционера. В известных устройствах регулирования Т воздуха в салоне транспортного средства через контакты датчика тем4 пературы 15, включенные в цепь питания электромагнитной муфты (ЭН) 10, протекают номинальные токи, потреб . Siyffnofoa fnfftnplr ecfferя се/ - /ryftMtyrff/r/mvofo cpeffc/nfa

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК д11 4 В 60 Н 1/32 Р 24 F 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57) Изобретение касается устройств регулирования температуры (Т) воздуха в салоне транспортного средства с использованием кондиционера. В известных устройствах регулирования

Т воздуха в салоне транспортного средства через контакты датчика тем4 пературы 15, включенные в цепь питания электромагнитной муфты (ЭМ) 10, протекают номинальные токи, потребГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3855410/27-11 (22) 11.02.85 (46) 15.12.86. Бюл. ¹ 46 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (72) Б.В.Чернявский и Ю.А.Астапов (53) 629.113.06:628.83(088.8) (56) Чертеж 401.8127020-10 ЭС схемы электрооборудования кондиционера

КТА-403, разработанной КЗАМЭ и переданной для использования ПО "Авто

ЗАЗ". Инвентарный архивный № 401-847/

ГКТО, Калуга, 12.04.83.

„„SU„„1276527 А1! 27652/ ляемые ЭМ. Б результате этого пс>дгорают контакты и надежность устройст ва уменьшается. Цель изобретения повышение надежности устройства.

Для этого предложено электронный блок автоматического регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства использовать дополнительно в качестве отключающего устройства ЭМ. Устройство снабжают до :: полнительным резистором (Р) 18. При этом в случае применения датчика Т

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства, оборудованного компрессион- 5 ной холодильной машиной.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

На фиг.l изображена схема устройства с датчиком температуры, имею- 10 щим размыкающие контакты; на фиг.2— то же, с датчиком температуры, имеющим замыкающие контакты.

Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспорт- 15 ного средства (фиг.1) содержит подключенный в виде терморезистора 1 и соединенный с входом балансного усилителя электронного блока автоматического регулирования температу- 20 ры (ЭБАРТ), собранного на транзисторах 2 и 3, с включенным задатчиком температуры (выполненным в виде резистора 4) в базовую цепь последнего, который связан посредством уси". лителя мощности на транзисторах 5 .и 6 с исполнительным реле 7 с контактами 8 и 9, подключенными в цепь питания электромагнитной муфты .10 привоца компрессора и связанными 30 с цепью управления электродвигателявентилятора ll конденсатора холо . дильной машины посредством электромагнитного реле 12, имеющего конi3 и 14, pGTMHK 15 температуры компрессора с размыкающими контактами 16 и 17, резистор 18, подключенный параллельно к раэмыкающим контактам датчика 15 темперас размыкающими контактами P 18 подключен к нему параллельно с возможностью последовательного включения его между терморезистором 1 и мину" сом бортсети, а в случае применения датчиков Т с замыкающими контактами

P 18 последовательно включен с ними с возможностью включения P 18 между входом балансного усилителя, к которому подключен терморезистор 1, и плюсом бортсети. 2 с,п. ф-лы..

2 ил.

2 туры компрессора, который включен между датчиком температуры воздуха в салоне и минусовой шиной питания бортовой электрической сети, а также переключатель 19 с контактами

20-23, резисторы 24 и 25 в цепи питания электродвигателя-вентилятора воздухоохладителя 26, диоды 27-29, последовательную цепь, состоящую из резистора 30 и светодиода 31, . предохранители 32 и ЗЗ.

Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (фиг.2) содержит все указанные элементы sa исключением того, что в нем использован датчик 34 температуры с замыкающими контактами, а его резистор 18 последовательно включен с замыкающими контактами датчика .34 температуры компрессора между указанным входом балансного усилителя и плюсовой шиной бортовой электрической сети.

Устройство регулирования температуры воздуха фиг.l работает следующим образом

При работе двигателя транспортного средства и переводе переключателя

19 в первое рабочее положение замыкаются его контакты 20 и 21, Плюс бортсети через предохранитель 32, замкнутые контакты 20 и 21 1переключателя 19 одновременно поступает через диод 27 на плюсовую шину ЭБАРТ и: через резисторы 24 и 25 — к электродвигателю-вентилятору испарителя кондиционера. Пусть диапазон регулирования температуры устройства регулирования температуры воздуха, напримеп.

3 12765

18-28 С. Тогда температура воздуха в салоне транспортного средства в летнее время, как правило, выше возможно востановленного верхнего предела диапазона регулирования, зада— ваемого резистором 4 (28 С). Так как повышение температуры в салоне транспортного средства вызывает уменьшение сопротивления терморезистора 1, которое создает отрицательный потен- 1g циал базы транзистора 2, то он закрывается, а транзисторы 3, 5 и 6 открываются. Обмотка электромагнитного реле 7 оказывается под напряжением бортсети по цепочке — плюсовая шина электрической бортовой сети, предохранитель 32, контакты 20 и 21 переключателя 19, диод 27, обмотка электромагнитного реле 7, открытый переход коллектор — эмиттер транзистора 6, минусовая шина электрической бортовой сети.

Реле 7 срабатывает, замыкает свои контакты 8 и 9, подключая обмотку электромагнитной муфты 10 компрессора к бортовой электрической сети по цепочке — плюсовая шина электрической бортовой сети, предохранитель 32, замкнутые контакты 20 и 21 переключателя 19, замкнутые контакты реле 7, электромагнитная муфта

10 компрессора„ минусовая шина электрической бортовой сети. Электромагнитная муфта 10 срабатывает и посредством клиноременной передачи, связывающей последнюю с двигателем транспортного средства, приводит во вращение компрессор. Одновременно, так как резистор 30,.последователь—

40 но соединенный со светодиодом 31, и обмотка дополнительного реле 12 подключены параллельно электромагнитной муфте 10, они оказывают-. ся подключенные к бортовой электрической сети. Светодиод 31 светится, .45 сигнализируя о включении электромагнитной муфты 10 компрессора.

Электромагнитное реле 12 срабатывает и замыкает свои контакты 13 и 14, подключая электродвигатель-вентилятор 11 конденсатора кондиционера к бортовой электрической сети транспортного средства по цепочке плюсовая шина электрической бортовой сети, предохранитель 33, замкнутые контакты 13 и 14 электромагнитного реле 12, обмотка электродви27 4 гателя 1, минусовая шина электри— ческой бортовой сети.

Кондиционер начинает работать, и воздух салона транспортного средства, проходя через испаритель кондиционера по циклу — салон, испаритель, салон — постепенно охлаждается. Когда его температура становится ниже установленной (28 С), со— противление терморезистора увеличивается, потенциал базы транзистора 2 становится положительным, он откры,вается, потенциал базы транзистора 2 становится положительным, он открывается, а транзисторы 3, 5 и 6 закрываются, обмотка реле 7 обесточивается, реле 7 отключается и размыкает свои контакты 8 и 9 в цепи питания электромагнитной муфты 10 компрессора, светодиода 31 и обмотки дополнительного реле 12. Электромагнитная муфта 10 отключается, отключая компрессор от двигателя транспортного средства, светодиод 31 гаснет, сигнализируя об отключении электромагнитной муфты от бортсети, электромагнитное реле 12 отключается, размыкает свои контакты 13 и 14, отключая электродвигатель-вентилятор

11 конденсатора кондиционера. Кондиционер перестает работать. Воздух в салоне транспортного средства, перемещаясь и совершая цикл — салон, испаритель, салон, — постепенно нагревается. Когда его температура становится выше установленной (28 С), цикл работы устройства регулирования температуры воздуха. повторяется.

При переводе переключателя !9 в последующие рабочие положения из- меняются обороты электродвигателявентилятора 26 испарителя кондиционера, изменяется расход воздуха через испаритель, а следовательно, и интенсивность охлаждения воздуха в салоне транспортного средства.

Таким образом, используя ЭБАРТ по прямой его функции, можно автоматически регулировать любую желаемую температуру воздуха в салоне транспортного средства, лежащую- в пределах диапазона регулирования.

При возникновении аварийных ситуаций, например превышении температуры корпуса компрессора кондиционера выше предельно допустимого значения (с целью избежания заклини1276527 вания последнего), срабатывает датчик 34 температуры и размыкает свои контакты. Дополнительный резистор 18 оказывается включенным между резис— 5 тором 1 и минусовой шиной электрической бортовой сети. Величина резистора 18 такова, что потенциал базы транзистора 2 становится положительным, транзистор 2 открывается, а 10 транзисторы 3, 5 и 6 закрываются. Обмотка реле 7 обесточивается, реле

7 отключается, размыкая свои контак— ты 8 и 9 в цепи питания электромаг— нитной муфты 10 компрессора, послед- 1S няя отключается, отключая компрессор от двигателя транспортного средства.

Работа устройства регулирования температуры воздуха с датчиком температуры 34 (фиг.2), имеющим замыкаю- 20 щие контакты, аналогична описанной.

Различие в том, что при превышении температуры корпуса компрессора кондиционера выше предельно допустимого значения срабатывает датчик тем- 25 пературы 34, замыкает свои контакты и включает дополнительный резистор

l8 между базой транзистора 2 и плюсовой шиной электрической бортовой сети. Величина резистора 18 такова, gp что потенциал базы транзистора 2 становится положительным. Он открывается,, а транзисторы 3, 5 и 6 закрываются, реле 7 отключается, размыкая свои контакты 8 и 9 в цепи пи35 .тания электромагнитной муты 10 компрессора, последняя отключается, отключая компрессор от двигателя транспортного средства.

Формула изобретения

1. Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства, оборудованного компрессионной холодильной машиной, со" держащее подключенный к бортовой электрической сети датчик температуры воздуха в салоне, выполненный в виде терморезистора и подключенный

1 к входу балансного усилителя, который связан с исполнительным электромагнитным реле, контакты которого подключены в цепь питания электромагнитной муфты привода компрессора и связаны с цепью управления электродвигателем-вентилятором конденсатора холодильной машины, и датчик температуры компрессора с размыкающими контактами, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено резистором, подключенным параллельно к размыкающим контактам датчика температуры компрессора, который включен между датчиком температуры воздуха в салоне и минусовой шиной питания бортовой электрической сети.

2. Устройство регулирования тем.пературы воздуха в салоне транспортного средства, оборудованного компрессионной холодильной машиной, содержащее подключенный к бортовой электрической сети датчик температуры воздуха в салоне, выполненный в виде терморезистора и подключенный к входу балансного усилителя, который связан с исполнительным электромагнитным реле, контакты которого подключены в цепь питания электромагнитной муфты привода компрессора и связаны с цепью управг ления электродвигателем-вентилятором кбнденсатора холодильной машины, и датчик температуры компрессора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено резистором, последовательно включенным с замыкающими контактами датчика температуры компрессора между указанным входом балансного усилителя и плюсовой шиной бортовой электрической сети.

1276527

Составитель А.Мазилкин

Редактор Т.Парфенова Техред А.Кравчук

Корректор А.Ильин

Заказ 6623/13 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 1(-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно"полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты) Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты) Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты) Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты) Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике , вентиляции и позволяет повысить точность регулирования перепада давлений между помещениями путем сравнения с базовой величиной

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств
Наверх