Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства

 

Цель изобретения - улучшение условий труда водителя. Гидрообъемный привод имеет трехпозиционный гидрораспределитель управления 34. В исходном положении этого распределителя рабочая жидкость к гидромоторам 4 и 5 не подается и гидроцилиндры 32 и 33 тормозят транспортное средство. В среднее положение распределитель 34 устанавливается в тяжелых дорожных условиях. При этом блокируется дифJ4 гоi iil Tl I I 39 (Л со о оо 4 4 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (59 4 В 60 17 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ рт-"

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) Инструкция по эксплуатации полевого измельчителя Е-290. Феб Комбинат Фортшритт (ГДР), 1981, с. 109. (21) 3937529/30-11 (22) 25.07.85 (46) 15.04.87. Бюл. № 14 (71) Производственное объединение «Гомсельмаш» (72) А. Д. Ковтун, Л. 3. Шац, В. В. Подрез, А. И. Соболевский, М. К. Сопильняк и И. М. Комяк (53) 629.113 (088.8) „„SU„, 1303446 А1 (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Цель изобретения — улучшение условий труда водителя. Гидрообъемный привод имеет трехпозиционный гидрораспределитель управления 34. В исходном положении этого распределителя рабочая жидкость к гидромоторам 4 и 5 не подается и гидроцилиндры 32 и 33 тормозят транспортное средство. В среднее положение распределитель 34 устанавливается в тяжелых дорожных условиях. При этом блокируется диф1303446 фсренциальная связь ведущих колес 6. Гидроцилиндры 32 и 33, шунтирующие распределители 36 38, обводной распределитель 8 и следягцис распределители 21 и 22 сооб:цаются с вспомогательным насосом 12. Oneразор, управляя следящими распределителями 20--22, управляет скоростью движения транспортного средства, причем с помощью следящего распределителя 20 меняется направление движения вперед или назад. Делитель-сумматор потока 7 при этом обеспечиваеI синхронное вращение мотор-колес 6.

При крайнем нижнем положении гидрораснрсделитсля управления 34 устанавливается дифференциальная связь ведущих колес 6, обводной распределитель 8 сообщается со сливом, а шунтирующие распределители 36—

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самоходным машинам, машинам с гидрообъемным приводом ведущих колес.

Цель изобретения — улучшение условий

5 труда водителя.

На чертеже представлена гидравлическая принципиальная схема гидрообъемного привода.

Гидрообъемный привод ходовой части содержит регулируемый основной насос 1, 10 связанный гидролиниями 2 и 3 с регулируемыми гидромоторами 4 и 5 мотор-колес 6 через делитель-сумматор 7 потока, снабженный обводным гидроуправляемым распределителем 8, предохранительные клапаны 9 и 10, систему подпитки 11 со вспомогательным насосом 12 и сервомеханизмы установки регулирующих органов 13 — 15 соответственно основного насоса и гидромоторов 4 и 5. Сервомеханизмы выполнены в виде сервоцилиндров 16 — 18 с пружинами 19 нульустановителей и следящих гидрораспределителей 20 — 22. Входы следящих гидрораспределителей 20 — 22 соединены через дроссели 23 со вспомогательным насосом 12, а выходы гидролиниями 24 — 29 — с рабочими камерами сервоцилиндров 16 — 18. Гидропривод содержит также стояночно-аварийную тормозную систему, включающую тормоза 30 и 31 и исполнительные гидроцилиндры 32 и 33 одностороннего действия с подпружиненными штоками. Исполнительные гидроцилиндры 32 и 33 связаны с выходом гидрораспределителя 34 управления, вход которого сообщен со вспомогательным насосом 12 посредством гидролинии 35. Сервомеханизмы установки регулирующих орга38 и гидроцилиндры 32 и 33 — с вспомогательным насосом. Давлением последнего обеспечивается разобщение гидролиний 40 и 41, 42 и 43, 44 и 45. Дальнейшее управление транспортным средством осуществляется с помощью следящих распределителей 20—

22. В случае необходимости оператор осуществляет аварийное торможение транспорт. ного средства установкой распределителя 34 в крайнее верхнее положение. При этом сервоцилиндры 16 — 18 сообщаются между собой, силовые линии 2 и 3 запираются установкой регулирующего органа 13 насоса 1 в положение нулевой подачи, а гидромоторы 4 и 5 работают в насосном режиме, тем самым повышается быстродействие тормозной системы. 1 ил. нов дополнительно снабжены шунтирующими гидроуправляемыми гидрораспределителями соответственно 36 — 38, в исходном положении которых рабочие камеры сервоцилиндров 16 в 18 связаны между собой.

Рабочая камера обводного распределителя 8 делителя-сумматора 7 потока сообщена с одним из выходов гидрораспределителя 34 управления, а рабочие камеры шунтирующих распределителей 36 — 38 и исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 тормозной системы сообщены со вторым выходом гидрораспределителя 34 управления, при этом оба выхода последнего сообщены между собой в одной из позиций его золотника. Входы следящих гидрораспределителей, по крайней мере, только гидрораспределителей 21 и 22 сообщены с исполнительными гидроцилиндрами

32 и 33 тормозной системы. Кроме того, гидропривод содержит бак 39, гидролинии 40 — 46 управления, сливные гидролинии 47 — 49, силовые гидролинии 50 и 51 делителя-сумматора 7 потока.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Состояние 1. Транспортное средство заторможено на стоянке. В этом случае гидрораспределитель 34 управления тормозной системой установлен в исходное положение, как показано на чертеже. При этом рабочие камеры исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 тормозной системы и шунтирующих распределителей 36 — 38 сообщены со сливом, а рабочая камера обводного распределителя 8 — с нагнетательной гидролинией вспомогательного насоса 12. Если двигатель транспортного средства заглушен, шунтирующие 36 — 38 и обводной 8 распределители

1303446 установлены в исходном положении. Пружинами штоки гидроцилиндров 32 и 33 перемещаются и, воздействуя на тормоза 30 и 31, затормаживают валы гидромоторов 4 и 5, а значит. и транспортное средство. Пружинами 19 нуль-установителей регулирующий орган 13 насоса 1 установлен в положение нулевой подачи, а регулирующие органы 14 и 15 гидромоторов 4 и 5 — в положение максимального рабочего объема.

После запуска двигателя давлением вспомогательного насоса 12 обводной распределитель 8 устанавливается в положение, при котором делитель-сумматор 7 потока подключается к силовой линии 2 основного насоса 1, что однако на режиме торможения не отражается. Если при этом оператор ошибочно воздействует на орган управления скоростью движения транспортного средства следящий гидрораспределитель 20, сдвигая его, например, вверх, рабочая жидкость от вспомогательного насоса 12 через дроссель 23 и следящий гидрораспределитель 20 поступает по гидролиниям 24 и 40 к шунтирующему распределителю 36 и от него по гидролиниям 41 и 25 через следящий распределитель 20 и сливные гидролинии 47 и 49 в бак 39 гидросистемы. Таким образом, давление в сервоцилиндре 16 отсутствует и регулирующий орган 13 насоса 1 находится в положении нулевой подачи, т. е. рабочая жидкость к гидромоторам не подается.

Состояние II. Дифференциальная связь ведущих колес заблокирована. Такое состояние гидропривода необходимо при движении транспортного средства в неблагоприятных условиях, когда сцепные свойства грунта под правым и левым ведущими колесами различны. В этом случае гидрораспределитель 34 устанавливается оператором в среднее положение. При этом рабочие камеры исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 шунтирующих распределителей 36 — 38 и обводного распределителя 8 сообщаются со вспомогательным насосом 12. С ним же посредством гидрораспределителя 34 сообщаются через дроссели 23 следящие гидрораспределители 21 и 22 сервомеханизмов установки регулирующих органов 14 и 15 гидромоторов 4 и 5. При работающем двигателе транспортного средства давление вспомогательного насоса 12, шунтирующие распределители 36 — 38 устанавливаются в положение, при котором гидролинии 40 и 41, 42 и 43, 44 и 45 разобщаются между собой, обводной распределитель 8 смещается вправо, отделяя гидролинию 2 от гидролиний 50 и 51, поршни исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 сжимают пружины, при этом транспортное средство растормаживается. Для движения прямым ходом оператор перемещает органы управления скоростью движения транспортного средства — следящие распределители 20 — 22, например, для основного насоса 1 вверх рабочая жидкость вспомогательным

10 !

55 насосом 12 подается через дроссель 23, следящий распределитель 20 и гидролинию 24 в сервоцилиндр 16. Поршень сервоцилиндра перемещается вниз, сжимая пружину 19 нуль-установителя и устанавливая регулирующий орган 13 в положение, задаваемое следящим распределителем 20. Основной насос 1 подает рабочую жидкость, например, по гидролинии 2 через обводной распределитель 8 и делитель-сумматор 7 потока к гидромоторам 4 и. 5. Делитель-сумматор делит подводимый к нему поток рабочей жидкости поровну, независимо от нагрузки на валах гидромоторов 4 и 5, тем самым обеспечивая синхронное вращение моторколес транспортного средства. Отработавшая на гидромоторах рабочая жидкость поступает в силовую линию 3, которая является всасывающей для основного насоса 1.

Система подпитки 11 восполняет утечки рабочей жидкости в замкнутом контуре: основной насос 1 — гидролиния 2 — гидромоторы 4 и 5, гидролиния 3 — основной насос L.

Для движения задним ходом оператор перемещает следящий распределитель 20 основного насоса 1 из нейтрального положения (чертеж) переводит вниз. Рабочая жидкость подается вспомогательным насосом 12 в другую рабочую камеру сервоцилиндра 16.

Поршень сервоцилиндра перемещается вверх, сжимая пружину 19 нуль-установителя и устанавливая регулирующий орган 13 насоса 1 в положение, задаваемое следящим распределителем 20. Основной насос 1 подает рабочую жидкость по гидролинии 3 к гидромоторам 4 и 5. Отработавшая на гидромоторах рабочая жидкость поступает к делителю-сумматору 7, который в этом случае работает в режиме суммирования потока, причем таким образом, чтобы расход гидромоторов был одинаков. Этим обеспечивается синхронное вращение ведущих колес транспортного средства.

Принцип работы сервомеханизмов установки регулирующих органов гидромоторов 4 и 5, в основном тот же, что и сервомеханизма установки регулирующего органа насоса 1. Отличие заключается в том, что регулирующие органы 14 и 15 гидромоторов 4 и 5 пружинами 19 нуль-установителей и давлением рабочей жидкости, подводимой в сервоцилиндры 17 и 18, первоначально установлены в положение максимального рабочего объема гидромоторов. Перемещая следящие распределители 21 и 22 вправо, оператор уменьшает рабочий объем гидромоторов и тем самым увеличивает скорость движения транспортного средства. Смещая их в обратную сторону, оператор уменьшает скорость движения.

Состояние 111. Между ведущими колесами установлена дифференциальная связь.

В этом случае гидрораспределитель 34 устанавливается оператором в крайнее нижнее положение. При этом рабочая камера

1303446

5 обводного распределителя 8 сообщается со сливом, а рабочие камеры шунтирующих распределителей 36 — 38 и исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 сообщаются со вспомогательным насосом 12. С ним же через дроссели 23 сообщаются и следящие гидрораспределители 21 и 22 сервомеханизмов установки регулирующих органов гидромоторов 4 и 5.

При работающем двигателе транспортного средства давлением вспомогательного насоса 12 шунтирующие распределители 36 — 38 устанавливаются в положение, при котором гидролинии 40 — 45 разобщаются между собой, обводной распределитель 8 пружиной смещается влево, в исходное положение, сообщая гидролинию 2 с гидролиниями 50 и 51, поршни исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 сжимают пружины, при этом транспортное средство растормажива ется.

Для движения прямым ходом оператор, перемещая следящий распределитель 20 основного насоса 1 вверх (по чертежу), устанавливает регулирующий орган 13 основного насоса 1 в положение, соответствующее задаваемой скорости движения транспортного средства. Основной насос 1 подает рабочую жидкость по гидролинии 2 через обводной распределитель 8 по гидролиниям 50 и 51 в обход делителя-сумматора 7 к гидромоторам 4 и 5. Отработавшая на гидромоторах рабочая жидкость поступает в силовую линию 3 на вход основного насоса 1.

Такое подключение гидромоторов 4 и 5 к основному насосу 1 обеспечивает независимое друг от друга вращение мотор-колес, что необходимо, например, при движении транспортного средства на повороте, когда забегающее колесо проходит больший путь, чем отстающее.

Для движения задним ходом оператор перемещает следящий распределитель 20 основного насоса 1 вниз, устанавливая регулирующий орган 13 основного насоса 1 в положение задаваемой скорости движения.

Основной насос 1 подает рабочую жидкость по гидролинии 3 к гидромоторам 4 и 5.

Отработавшая на гидромоторах рабочая жидкость поступает по силовым линиям 50 и 51 в обход делителя сумматора 7 в силовую линию 2 на вход основного насоса 1.

Состояние IV. Рабочее торможение.

Рабочее торможение движущегося транспортного средства, находящегося перед этим в состоянии II или 111, осуществляется гидроприводом ведущих колес. Происходит это, например, при движении прямым ходом следующим образом. Оператор смещает следящий распределитель 20 вниз, а следящие распределители 21 и 22 — влево. Рабочая жидкость вспомогательным насосом 12 подается через дроссели 23 и следящий распределитель 20 в нижнюю рабочую камеру

10 l5

55 сервоцилиндра 16. Верхняя рабочая камера сервоцилиндра 16 при этом посредством рас-пределителя 20 сообщается со сливом. Поршень сервоцилиндра 16 давлением рабочей жидкости и усилием пружины 19 нуль-установителя смещается влево (вверх), перемещая регулирующий орган 13 насоса 1 и тем самым уменьшая его подачу рабочей жидкости в силовую линию 2. Вспомогательным насосом 12 рабочая жидкость через гидрораспределитель управления 34 по гидролинии 46 через дроссели 23 и следящие распределители 21 и 25 подается также в нижние рабочие камеры сервоцилиндров 17 и 18.

Верхние рабочие камеры сервоцилиндров 17 и 18 при этом посредством распределителей 21 и 22 сообщаются со сливом. Поршни сервоцилиндров 17 и 18 давлением рабочей жидкости и усилием пружин 19 смешаются вверх, перемещая регулирующие органы 14 и 15 в положение максимального рабочего объема, и тем самым, увеличивая расход гидромоторов. Вследствие нарушения равенства между подачей насоса 1 и расходом гидромоторов 4 и 5 и инерционности движения транспортного средства гидромоторы переходят в насосный режим работы, всасывая рабочую жидкость из гидролинии 2 и нагнетая ее в гидролинию 3. Давление в гидролинии 3 повышается до срабатывания предохранительного клапана 10. На ведущих колесах создается тормозной момент, определяемый давлением предохранительного клапана и рабочим объемом гидромоторов 4 и 5. Таким образом, кинетическая энергия транспортного средства гасится дросселированием рабочей жидкости на предохранительном клапане 10.

При торможении транспортного средства во время движения задним ходом процесс торможения протекает аналогичным образом, за исключением того, что кинетическая энергия транспортного средства гасится дросселированием рабочей жидкости на предохранительном клапане 9.

Состояние V. Аварийное торможение.

При движении, особенно на скоростях, близких к максимальным, когда рабочий объем насоса максимален, а гидромоторов близок к минимальному или равен ему, может появиться необходимость в экстренном торможении, например, в случае возникновения аварийной ситуации, когда необходимо транспортное средство затормозить с максимальной интенсивностью, или в случае выхода из строя гидропривода ведущих колес, например, из-за разрыва рукава силой гидролинии.

В этом случае оператор устанавливает гидрораспределитель 34 управления в крайнее верхнее положение. При этом рабочие камеры исполнительных гидроцилиндров 32 и 33 и шунтирующих распределителей 36—

38 сообщаются со сливом, а рабочая камера

Формула изобретения

Составитель A. Варыков

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 261/20 Тираж 599 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 обводного распределителя 8 со 330330 3огательным насосом 12 33осрсдствоч гидролинии 35. Со сливом также соединяется и гидролиния 46 подвода рабочей жидкости к следящим распределителям 21 и 22 сервомеханизмов установки регулирующих органов 14 и 15 гидромоторов 4 и 5. В результате происходит следующее. Шунтирующие распределители устанавливаются пружинами в исходное положение, сообщая между собой рабочие камеры сервоцилиндров 16 — 18. Пружинами 19 нуль-установителей регулирующий орган 13 насоса 1 практически мгновенно устанавливается в положение нулевой подачи, запирая силовые линии 2 и 3, а регулирующие органы 14 и 15 — в положение максимального рабочего объема гидромоторов, чему способствует и отсутствие давления в гидролинии 46. Гидромоторы переходят в насосный режим работы, прокачивая рабочую жидкость через предохранительный клапан 9 или 10. Крутящие моменты на их валах являются тормозными для транспортного средства. Пружинами штоки гидроцилиндров 32 и 33 перемещаются и, воздействуя на тормоза 30 и 31, дополнительно тормозят валы гидромоторов 4 и 5.

Давлением вспомогательного насоса 12 обводной распределитель 8 смещается вправо, подключая делитель-сумматор 7 потока к гидролинии 2. Делитель-сумматор вступает в работу, обеспечивая вращение (синхронное) ведущих колес 6.

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, содержащий основной насос регулируемой подачи, сообщенный гидролиниями с регулируемыми гидромоторами мотор-колес, систему подпитки с вспомогательным насосом, предохранительные клапаны, сервомеханизмы установки регулирующих органов насоса и гидромоторов, включающие в себя сервоцилиндры с поршнями, штоки которых кинематически связаны с регулирующими органами, и следящие распределители, входы которых сообщены

40 через дроссели с нагнетательной гидролинией вспомогателыюго 13;3соса, а также стояночно-аварийную тормозную систему, включающую тормоза, встроенные в бортовые редукторы мотор-колес и исполнительныс гидpoll è 1и ндры одностороннего действия, сообщенные с выходом гидрораспределитсля управления, отличающийся тем, что, о целью улучшения условий труда водителя, он снабжен делителем-сумматором потока, гидроуправляемым двуxïîçèöèîíHûì четыреx:IèнейHûì распределителем, гидроуправляемыми двухпозиционными распределителями, при этом последние выполнены с возможностью соединения и разъединения полостей сервоцилиндров, основной насос регулируемой подачи сообщен с первой линией двуxпозиционного четырехлинсйного управляемого распределителя, в первой позиции которого вторая и четвертая линии выполнены с возможностью непосредственного соединения с регулируемыми гидромоторами моторколес, а третья линия с возможностью соединения с последним через делитель-сумматор потока, причем в первой позиции первая линия сообщена с второй, третьей и четвертой, а во второй позиции первая линия сообщена с третьей, при этом г13дрораспределитель управления тормозной системы выполнен трехпозиционным четырехлинейным, при этом первая линия последнего сообщена с вспомогательным насосом, вторая сообщена через дроссели с входами следящих гидрораспределителей, с управляющими полостями двухпозиционных распределителей и с исполнительными гидроцилиндрами тормозной системы, третья линия сообщена с управляющей полостью двухпозиционного четырехлинейного распределителя, четвертая линия сообщена через соответствующий следящий распределитель с полостями сервоцилиндра гидронасоса и со сливом, при

Il(PBOH I1O3HII1IlI IIE Р ВЛАЗЯ Il II IIII II полнена с возможностью сообщения с трегьей, вторая с четвертой, во второй позиции первая линия выполнена с возможностью сообщения с второй и третьей, в третьей позиции первая линия выполнена с возможностью сообщения с второй. третья с четвертой.

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в машинах с гидрообъемной трансмиссией привода ходовых колес, например, свеклоуборочной КС-6Б, картофелеуборочном комбайне КСК-4-1, кормоуборочном - и др

Изобретение относится к трансмиссиям тракторов и строительно-дорожных машин, в частности к дополнительным устройствам этих трансмиссий - ходоуменьшителям

Изобретение относится к машиностроению , а именно к транспортным средствам, в частности к тракторам

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в силовых передачах землеройно-транспортных машин, в частног« ьучтровео ерсриости малогабаритных погрузчиках с бортовым поворотом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных MaHjHH

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств и стационарных установках

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применениев силовых передачах пневмоколесных транспортных средств, в частности строительно-дорожных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх