Парусный движитель транспортного средства

 

Изобретение относится к судостроению , в частности к конструкции парусного движителя транспортного средства. Целью изобретения является облегчение управления транспортным средством, повышение устойчивости и безопасности движения при изменяющихся направлении и скорости его движения и ветра, а также расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности движения при ветре сбоку или спереди под острым углом к направлению движения. Основная часть движителя - горизонтальное крыло 1 с несимметричным профилем. выполнено круглым в плане, симметричным относительно вертикальной оси, чем обеспечивается слабая зависимость обтекания крыла воздухом от направления ветра. Шарнир 2, на котором крыло крепится к мачте 3, имеет две горизонтальные оси, перпендикулярные друг другу. На осях имеются ограничители 5 угла наклона крыла, а в теле шарнира - стопор 6 для фиксации положения крыла. В частности крыло может быть выполнено в виде каркаса из тонких элементов, верхняя выпуклая сторона которого обтянута тканью, а нижняя - не имеет перекрытия. Тяга при ветре создается при наклоне крыла по движению. Нагрузка на ходовую часть транспортного средства и,следовательно , сопротивление движению регулируется за счет изменения площади каркаса , частыо обтянутой тканью, и углов наклона крыла в продольном и поперечном направлении. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. с (Л с 00 о со 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„SU„„03488 (59 4 В 63 Н 9/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3906692/27-11 (22) 05.06.85 (46) 15.04.87. Бюл. У 14 (75) Ю.И. Володько (53) 629.12.014.22(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1131768, кл. В 63 Н 9/06, 1982. (54) ПАРУСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции парусного движителя транспортного средства. Целью изобретения является облегчение управления транспортным средством, повышение устойчивости и безопасности движения при изменяющихся направлении и скорости его движения и ветра, а также расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности движения нри ветре сбоку или спереди под острым углом к направлению движения. Основная часть движителя — горизонтальное крыло 1 с несимметричным профилем, выполнено круглым в плане, симметричным относительно вертикальной оси, чем обеспечивается слабая зависимость обтекания крыла воздухом от направления ветра. Шарнир 2, на котором крыло крепится к мачте 3, имеет две горизонтальные оси, перпендикулярные друг другу. На осях имеются ограничители 5 угла наклона крыла, а в теле шарнира — стопор 6 для фиксации положения крыла. В частности крыло может быть выполнено в виде каркаса из тонких элементов, верхняя выпуклая сторона которого обтянута тканью, а нижняя — не имеет перекрытия. Тяга при ветре создается при наклоне крыла по движению. Нагрузка на ходовую часть транспортного средства и,следовательно, сопротивление движению регулируется за счет изменения площади каркаса, частью обтянутой тканью, и углов наклона крыла в продольном и поперечном направлении. 2 з.п. ф-лы, >

3 ил.

1303488

Чтобы плавно затормозить транспортное средство, следует пос авить

55 крыло в нейтральное положение, а затем отклонить крыло назад, при этом возникает тяга обратного направления, которая тормозит транспортное средство.

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции парусного движителя транспортного средства.

Целью изобретения является облег- 5 чение управления транспортным средством, повышение устойчивости и безопасности движения при изменяющемся направлении и скорости его движения и ветра, а также расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности движения при ветре сбоку или спереди под острым углом к направлению движения.

На фиг. 1 изображен движитель, общий вид; на фиг. 2 — крыло, общий вид; на фиг. 3 — то же, в плане.

Крыло 1 посредством шарнира 2 с поповоротом вокруг двух взаимно перпен- 0 дикулярных осей закреплено на верхнем конце мачты.3. Крыло 1. снабжено рукояткой 4 для его поворота. Шарнир 2 имеет ограничители 5 углов поворота и стопор б для фиксации положения крыла 1. Крыло 1 выполнено в виде каркаса 7, выпуклая часть которого обтянута тканью 8. Каркас 7 состоит из тонких элементов 9 и 10.

Крыло 1 выполнено круглым в плане, З0 симметричным относительно вертикальной оси, в форме шарового сегмента отношение высоты крыла 1 к диаметру равно 1/7-1/8. Верхняя часть крыла 1 выпуклая, профиль крыла несимметричный. Каркас 7 крыла из тонких элементов, например из алюминиевых или стальных профилей или труб, содержит один или более охватывающий обруч 9, изогнутые радиальные элементы 10 .40 внутри него и общую несущую втулку

11, надетую на несущую трубу 12. Тканью 8 обтянута только выпуклая часть каркаса 7 полностью или частично. К несущей трубе 12 прикреплена рукоят- 45 ка 4. Шарнир 2 допускает поворот вокруг двух взаимно перпендикулярных горизонтальных осей. Одна часть шарнира 2 прикреплена к верхнему концу мачты 3, к другой части шарнира 2 крепится несущая труба 12 крыла 1.

Шарнир 2 содержит ограничители 5 углов поворота, которые допускают поворот на угол 0-20 вокруг одной оси и на угол 0-30 — вокруг другой, а также стопор.б с тягой-тросиком

13 и кнопкой 14, укрепленной на рукоятке 4. Мачта 3 выполнена неподвижной. Нижний ее конец укреплен на транспортном средстве, к верхнему концу крепится шарнир 2. Высота мачты 3 определяется только удобством размещения экипажа и груза и возможностью обзора дороги и является поэтому минимальной.

В нейтральном положении крыла 1, т.е. когда крыло горизонтально, его обтекание воздухом при ветре не зависит от направления ветра. Угол атаки при этом равен нулю, и полная аэродинамическая сила, направленная по оси крыла в сторону его выпуклой части, минимальна. Ее составляющая в направлении движения, т.е. тяга, равна нулю. При наклоне крыла вперед создается тяга, отличная от нуля, и, тогда последняя превышает силу трения, транспортное средство начинает движение вперед. При ветре сзади наклон крыла вперед не должен превышать примерно 20", так как при большем значении угла полная аэродинамическая сила резко убывает из-за перехода к закритическим углам атаки, т.е. таким, при Которых происходит срыв потока воздуха с верхней части крыла. При ветре сбоку и спереди под острым углом к направлению движения для увеличения угла атаки целесообразно отклонить крыло на некоторый угол в направлении поперечном движению в подветренную сторону. При этом полная аэродинамическая сила и тяга увеличиваются. Угол атаки в этом случае зависит от углов наклона крыла в продольном и поперечном направлениях, направления и скорости ветра и скорости движения, но. он также не о должен превышать 20, что соответствует углу наклона в поперечном направлении не более 30 . При неизменной скорости ветра сбоку скорость транспортного средства возрастает, пока угол атаки сохраняет положительное значение, а тяга превышает силу трения, а при ветре сзади — пока разность скоростей ветра и движения достаточна, чтобы двигать транспортное средство вперед.

1303488

Площадь и наклон крыла выбираются так, чтобы вертикальная составляющая полной аэродинамической силы уравновешивала значительную долю веса транспортного средства с экипажем, 5 например 10-50Х. Площадь в зависимости от ожидаемой скорости ветра выбирается до начала движения изменением рабочей площади крыла путем обтяжки тканью большей или меньшей части выпуклой стороны каркаса или установкой сменных крыльев, а наклон регулируется при движении.

Формула изобретения

1. Парусный движитель транспортного средства, содержащий горизонтально расположенное выпуклое крыло, шарнирно прикрепленное относительно горизонтальной оси к установленной на транспортном средстве мачте и имеющее ограничитель поворота вокруг этой горизонтальной оси, о т л и ч а ю Щ и йся тем, что, с целью облегчения управления транспортным средством, повышения устойчивости и безопасности движения при изменяющемся направлении и скорости его движения и ветра, а также расширения эксплуатационных

30 возможностей путем обеспечения возможности движения при ветре сбоку или спереди под острым углом к направлению движения, крыло выполнено круглым в плане, симметричным относи- З5 тельно вертикальной оси и снабжено рукояткой, прикрепленной к его нижней поверхности в районе оси его симметрии, при этом шарнир крепления крыла к мачте выполнен с дополнительной горизонтальной осью поворота, расположенной перпендикулярно оси поворота, и снабжен расположенными на этой дополнительной оси ограничителями поворота крыла в двух взаимно противоположных направлениях, а также дополнительным ограничителем поворота крыла относительно основной оси в направлении, обратном тому, которое имеет-,поворот крыла, ограниченный основным ограничителем вокруг основной оси, и стопором для фиксации выбранного положения крыла, при этом угол поворота крыла в направлении по движению и против него выбран в о диапазоне от 0 до 20, а в направлении, поперечном движению в обе стороны, — от 0 до 30

2. Движитель по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что крыло выполнено в виде каркаса, выпуклая часть которого полностью обтянута тканевым покрытием.

3. Движитель по п. !, о т л и— ч а ю шийся тем, что крыло выполнено из замкнутого плоского обруча, проем внутри контура которого перекрыт тканью, прогибающейся с возможностью образования выпуклой вверх формы крыла динамическим давлением ветра.

1303488

ЩгЯ

Составитель Ю, Сенькин

Редактор Т. Парфенова Техрец А.Кравчук. Корректор Н. Король

-4

Заказ 1265/22 Тираж 409 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Парусный движитель транспортного средства Парусный движитель транспортного средства Парусный движитель транспортного средства Парусный движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , а именно к парусны.м суда.м с аэродинамическим жестким крыло.м-парусом

Изобретение относится к судостроению и касается парусных систем с жесткими парусами для судов различных классов

Изобретение относится к парусным транспортным средствам и к конструкции парусов

Изобретение относится к судостроению, а именно к парусным движителям плавучих средств

Изобретение относится к движителям, приводимым в действие ветром

Изобретение относится к позиционирующему устройству для свободно взлетающего паруса типа кайта на водном транспортном средстве с ветровым приводом

Изобретение относится к судну с элементом в виде воздушного змея, который соединен с судном тяговым канатом

Изобретение относится к водному транспортному средству с элементом в виде воздушного змея, соединенным с водным транспортным средством тяговым тросом

Изобретение относится к парусному вооружению судов

Изобретение относится к парапланам
Наверх