Электропривод постоянного тока
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах с динамическим торможением. Повьппение надежности обеспечивается благодаря тому, что обмотка 6 возбуждения зашунтирована диодом 16, включенным встречно питающему напряжению. Энергия, накопленная в индуктивности обмотки 6 возбуждения, вызывает протекание тока через диод 16. Это приводит к надежному выключению оптотиристора 15 при переходе напряжения, питающего обмотку 6 возбуждения, через ноль, препятствуя разряду индуктивности на тиристор оптрона через источник питания. 1 ил. i (Я со о 4 СЛ
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 Н 02 P 3/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3974619/24-07 (22) 10. 11 ° 85 (46) 15.04.87. Бюл. У 14 (72) В.М.Вассин, В.Ю.Каплан, В.В.Сычев, Ю.И.Филиппов и A. Ã.Öûáóëüñêèé (53) 621.3 16. 7 18(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 797038, кл. Н 02 P 3/ 12, 1980.
Авторское свидетельство СССР
У 1035760, кл. H 02 P 3/12, 1982. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в
„„Я0„„1 4157 А 1 системах с динамическим торможением.
Повышение надежности обеспечивается благодаря тому, что обмотка 6 возбуждения зашунтирована диодом 16, включенным встречно питающему напряжению.
Энергия, накопленная в индуктивности обмотки 6 возбуждения, вызывает протекание тока через диод 16. Это приводит к надежному выключению оптотиристора 15 при переходе напряжения, питающего обмотку 6 возбуждения, через ноль, препятствуя разряду индуктивности на тиристор оптрона через источник питания. 1 ил.
1 13041
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока.
Цель изобретения — повышение на, дежности и эффективности торможения.
На чертеже приведена схема электропривода постоянного тока.
Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1, якорная обмотка 2 которого подключена через 1О силовой тиристор 3 с блоком 4 управления к источнику питания, последовательно соединенные первый резистор 5 и обмотку 6 независимого возбуждения, подключенные к источнику питания, последовательно соединенные резистор
7 динамического торможения, первый диод 8 и тиристор 9 динамического торможения, подключенные к якорной обмотке 2, второй диод 10, включенный меж- 20 ду блоком 4 управления и анодом тиристора 9 динамического торможения, управляющий электрод которого через последовательно соединенные стабилитрон ii и второй резистор 12 соединен с анодом силового тиристора 3, а точка соединения стабилитрона 11 и второго резистора 12 через коммутирующий элемент 13 (пусковая кнопка) подключена к точке соединения первого резистора 5 и катода тиристора 9 динами— ческого торможения, третий диод 14, подключенный параллельно якорной обмотке 2 встречно силовому тиристору ,3, оптотиристор 15, включенный между 35 анодом тиристора 9 динамического торможения и точкой соединения первого резистора 5 и обмотки 6 независимого возбуждения, четвертый диод 16, подключенный параллельно обмотке 6 независимого возбуждения встречно напряжению источника питания, светодиод
17 оптотиристора 15 подключен параллельно якорной обмотке 2. Блок 4 управления содержит фазорегулирующую 45 цепь, включающую резисторы 18 и 19 и конденсатор 20, развязывающий диод
21 и стабилитрон 22.
Электропривод постоянного тока ра- 5О ботает следующим образом.
57 2 зованной резистором 12 и стабилитроном 11.
Тиристор динамического торможения
9 шунтирует цепь питания фазорегулирующей RC-цепи, исклкчая тем самым воэможность включения силового тиристора 3. Так, в цепи анод тиристора динамического торможения ограничен. резистором 7. При нажатии пусковой кнопки 13 шунтируется цепь управляющего электрода. тиристора динамического торможения 9 и последний выключается. Конденсатор 20 начинает периодически заряжаться до напряжения, величина которого определяется стабилитроном 22, включая силовой тирис- тор 3. Через включенный силовой тиристор 3 напряжение питания подается на якорь 2 и электродвигатель начинает работать.
При работе электродвигателя через излучающий диод 17 оптронного тиристора 15, включенный параллельно якорю 2, течет ток, и,следовательно, оптронный тиристор 15 включен. Однако, поскольку тиристор 9 динамического торможения выключен, цепь оптронного тиристора 15, соединяющая обмотку возбуждения 6 и тиристор 9 динамического торможения, оказывается разорванной и в обмотке возбуждения течет номинальный рабочий ток, определяемый резистором 5.
При отключении пусковой кнопки 13 происходит динамическое торможение электродвигателя. Тиристор 9 динамического торможения включается и шунтирует схему включения силового тиристора 3, включая последний. Электродвигатель начинает работать в генераторном режиме, нагружаясь на резистор 7 динамического торможения. Генерируемое напряжение с якоря 2 подается на излучающий диод
17 оптронного тиристора 15 и, поскольку тиристор динамического торможения
9 включен, резистор 5 оказывается зашунтированным и через обмотку 6 возбуждения течет ток, превышающий номинальное значение и способствующий сокращению времени торможения, При подаче питающего пульсирующе—
ro напряжения на схему якорь 2 электродвигателя обесточен, через обмотку возбуждения 6 течет ток, ограниченный резистором 5, и тиристор динамического торможения 9 включен за счет тока в цепи его управляющего электрода, обраПосле того, как напряжение на якоре 2 становится меньше, чем напряжение, обеспечивающее ток включения оптронного тиристора 15. происходит выключение последнего. Благодаря тому, что обмотка 4 возбуждения зашунтирована диодом 16., включенным навстречу питающему напряжению, энергия, накопленная в индуктивности обмотки воз— буждения, вызывает протекание тока через этот диод, что приводит к надежному выключению оптотиристора при переходе напряжения, питающего обмотку возбуждения, через ноль, препятствуя разряду. индуктивности на тиристор оптрона через источник питания.
Резистор 5 расшунтирован и по обмот- 10 ке 6 возбуждения течет номинальный
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель независимого возбуждения, якорная обмотка которого подключена через силовой тиристор с блоком управления к источнику питания, последовательно соединенные первый резистор и обмотку"-независимого возбуждения, подключенные к источнику питания, последовательно 30 соединенные резистор динамического
Составитель В. Трофименко
Техред И.Попович Корректор М.Самборская
Редактор М.Товтин
Заказ 1322/56 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.Производственно-полиграфическое предприятие, r.Ужгород, ул.Проектная, 4
3 13041 57 4 торможения, первый диод и тиристор динамического торможения, подключенные к якорной обмотке, второй диод, включенный между блоком управления и анодом тиристора динамического тор— можения, управляющИЙ электрод которого через последовательно соединенные стабилитрон и второй резистор соединен с анодом силового тиристора, а точка соединения стабилитрона и второго резистора через коммутирующий элемент подключена к точке соединения первого резистора и катода тиристора динамического торможения, третий диод, подключенный параллельно якорной обмотке встречно силовому тиристору, полупроводниковый ключ, включенный между анодом тиристора динамического торможения и точкой соеди— ф о р м у л а и з о б р е т е н и я 20 пения первого резистора и обмотки независимого возбуждения, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности торможения, в него введен четвертый диод, подключенный параллельно обмотке независимого возбуждения встречно напряжению источника питания, а полупроводниковый ключ выполнен в виде оптотиристора, излучающий светодиод которого подключен параллельно якорной обмотке.