Цилиндрическая косозубая передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение надежности цилиндрической косозубой передачи, Цоложительный эффект достигается за счет снижения удельных давлений в точках контакта элементов устройства для разгрузки валов от осевых усилий. На торцах основной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 3 и 4 закреплены косозубые цилиндрические колеса 5 и 6 дополнительной пары, зацепляющиеся , как и колеса основной пары. Зубья обеих пар имеют одинаковое направление наклона, но наклон у дополнительной пары больше: |3, /З . Колеса дополнительной пары могут иметь меньшую ширину венцов и могут быть выполнены из менее прочного материала . Блок колес 3 и 5 установлен на валу 1 осеподвижно, а блок колес 4 и 6 - на валу 2 жестко. Вращающий момент передается с вала 1 на вал 2 посредством колес 3 и 4 основной пары . Блок колес 3 и 5 смещается под нагрузкой в осевом направлении в ту или другую сторону (в зависимости от направления вращения) в пределах, определяемых боковым зазором 8 , в S (Л : ел СГ5 со ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 F 16 Н 1 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4012234/25-28 (22) 23.01,86 (46) 07.06.87. Бюл. 11- 21 (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению (72) Л.М. Раскин (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
)" 111981, кл. F 16 Н 1/08, 1956. (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ КОСОЗУБАЯ ПЕРЕДАЧА (5 1) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение надежности цилиндрической косозубой передачи.
Положительный эффект достигается за счет снижения удельных давлений в точках контакта элементов устройства для разгрузки валов от осевых усилий.
На торцах основной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 3 и 4 закреплены косозубые цилиндрические колеса 5 и 6 дополнительной пары, зацепляющиеся, как и колеса основной пары. Зубья обеих пар имеют одинаковое направление наклона, но наклон у дополнительной пары больше: f3, 3z.
Колеса дополнительной пары могут иметь меньшую ширину венцов и могут быть выполнены из менее прочного материала. Блок колес 3 и 5 установлен на валу 1 осеподвижно, а блок колес 4 и 6 — на валу 2 жестко. Вращающий момент передается с вала 1 на вал 2 посредством колес 3 и 4 основной пары. Блок колес 3 и 5 смещается под нагрузкой в осевом направлении в ту или другую сторону (в зависимости от направления вращения) в пределах, определяемых боковым зазором (), в
1 зацеплении колес 5 и 6. При этом колеса 5 и 6 играют роль элементов, позволяющих замкнуть осевое усилие на блоках колес 4, 6 и 3, 5. Удель315695 ные давления в этих элементах невелики, т.к. контакт происходит по зубьям дополнительной пары. т.е. имеет большую площадь. 3 з.п. ф-лы,2 ил, 1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Цель изобретения — повышение надежности цилиндрической косозубой передачи и достигается за счет снижения удельных давлений в точках контакта элементов устройства для разгрузки валов от осевых усилий.
На фиг. 1 изображена цилиндричес- 10 кая косозубая передача; на фиг. 2 схемы зацепления зубьев колес для различных направлений вращения.
Цилиндрическая косозубая передача содержит валы 1 и 2, на которых установлены основная пара зацепляюшихся цилиндрических косозубых колес 3 и 4. устройство для разгрузки валов от осевых усилий, возникающих в передаче, выполнено в виде дополнитель- 20 ной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 5 и б, жестко закрепленных на торцах соответствующих колес основной пары. Зубья обеих пар имеют одинаковое направление наклона, причем угол 9, наклона зубьев колес дополнительной пары больше угла наклона зубьев основной пары. Колеса
5 и 6 дополнительной пары могут иметь меньшую ширину венцов и быть выпол- 39 нены из менее прочного материала, чем колеса 3 и 4 основной пары. Передаточное числа в зацеплениях обеих пар подобно одинаковым. Блок колес
3 и 5 установлен на валу 1 осеподвижно (на общей шпонке), а блок колес 4 и 6 — на валу 2 жестко.
Передача работает следуннцим образом.
Крутящий момент передае гся с ва- 43 ла 1 на вал 2 с помощью колес 3 и 4 основной пары ° При вращении по стрелке А (фиг.2) зубья колеса 3 взаимодействуют с зубьями колеса 4 соответствующими сторонами. При этом колесо 3 (а вместе с ним и колесо 5) смещается в осевом направлении i3. iево
2 до упора зубьев колеса 5 в зубья колес.а 6. Тем самым происходит замыкание осевых усилий на блоках колес
4, 6 и 3, 5. В случае реверса нагрузки или вращения (по стрелке Б, фиг.2) колесо 3 и, соответственно, колесо
5 смещаются вправо до упора колеса
5 н зубья колеса 6, но уже сторонами, противоположными тем, что в первом случае. Осевое смещение в обоих случаях происходит в пределах, определяемых зазором 3
Подбором соотношений углов 5, и 1 об спечивается перераспределение н;:.грузок, действующих на зубья колес
3 и 4 основной пары и зубья колес 5 и 6 дополнительной пары. Разница может быть на порядок. При этом достигается снижение удельных давлений колес 5 и 6 дополнительной пары,что позволяет снизить к ним требования.
Ф о р м у л а и 3 о б р е т е и и я
1. Цилиндрическая косозубая передача, содержащая валы, на которых установлены пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес и устройство для разгрузки валов от осевых усилий, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, устройство для разгрузки валов выполнено в виде жестко закрепленных на торцах соответствующих колес основной пары дополнительной парь; зацепляющихся цилиндрических косо— грубых колес с аналогичным основной паре направлением наклона зубьев, ; ол наклона зубьев которых бозьше уrла наклона зубьев колес основной пары.
2. 11ередача по и. I, о т л и ч ан щ а я с я тем, что колеса дополнит явной пары имеют меньшую ширину венцов, чем ширина венцов колес псн: вно пары.
3. Передача по пп. 1 и
1315695 4 полнительной пары меньше прочности материала колес основной пары.
2 что о т л и ч а ю ш а я с я тем прочность материала колес
1 до4 иг. 2
Составитель В. Сергеев
Техред M.Ходанич Корректор М. Шароши
Редактор M. Бланар
Заказ 2335/37 Тираж 811
ВНИИ!!!1 Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035>Москва,Ж35раушскаянаб.,д.4/5
Подписное
Производственно-п;лиграфическ е предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4