Червячная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных приводах различного назначения. Целью изобретения является снижение чувствительности передачи к погрешностям сборки путем локализации контакта на входе в зацеп ление червячного колеса. В червячной передаче червяк 1 имеет глобоидную поверхность выступов, цилиндрическую поверхность впадин. Часть 3 активной винтовой поверхности червяка 1 на выходе червячного колеса 2 из зацепления выполнена с взаимоогибаемой поверхностью зубьев колеса 2. Активная поверхность 4 витков червяка 1 на входе колеса 2 в зацепление выполнена линейчатой с переменным углом профиля cL от торца червяка I к его среднему торцовому сечению и переменным осевым шагом. 4 ил. сл 00 N3 СО х сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Н 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4036861/25-28 (22) 17.03.86 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н. Н. Крылов, С. В. Малеванный и В. А. Попов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 806934, кл. Е 16 Н 1/16, 1981. (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных приводах различного назначения. Целью изобретения является снижение чувстÄÄSUÄÄ 1323795 А1 вительности передачи к погрешностям сборки путем локализации контакта на входе в зацепление червячного колеса. В червячной передаче червяк 1 имеет глобоидную поверхность выступов, цилиндрическую поверхность впадин. Часть 3 активной винтовой поверхности червяка 1 на выходе червячного колеса 2 из зацепления выполнена с взаимоогибаемой поверхностью зубьев колеса 2.

Активная поверхность 4 витков червяка на входе колеса 2 в зацепление выполнена линейчатой с переменным углом профиля оС от торца червяка к его среднему торцовому сечению и переменным осевым шагом. 4 ил.

1323795

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячI! I I» приводах различного назначения.

Цельк1 изобретения является снижение чуBciвительности передачи к погрешностя v соорки путем локализации контакта на входе в зацепление червячного колеса.

На фиг. 1 показана средняя торцовая плоскость червячной передачи; на фиг. 2— расчетная схема; на фиг. 3 — поле зацепления червячной передачи; на фиг. 4— проекция поля зацепления Б на боковую поверхность зуба червячного колеса.

Червячная передача содержит червяк 1 с глобоидной поверхностью высту пов, цилиндрической поверхностью впадин и червячное колесо 2. Часть 3 активной винтовой поверхности червяка 1 на выходе «ервячного колеса 2 из зацепления выполнена взаимоогибаемой с поверхностью зубьев колеса 2. Профиль активной поверхности 4 витков червяка 1 на входе колеса 2 в зацепление выполнен прямолинейным с переменным углом профиля сС от торца червяка 1 к его среднему торцовому сечению и переменным осевым шагом.

Согласно схеме зацепления в средней торцовой плоскости передачи (фиг. 1) при повороте колеса 2 и соответствующем осевом перемещении прямолинейной образующей винтовой поверхности червяка 1 от его торца (то<ка К<) к горлу (точка К )»<гол профи. Iÿ ос- изменяется по линейно»<у закону = О" n

Znn„— КООРДИНата, СООтВЕтСтВУЮ<ЦаЯ ПРОфилю на входе червяка в зацепле<<ис.

На фиг. 2 представлена схема, устанавливающая связь между углом <х< профиля и евым шагом Р, в средней торцовой плоско<.ти. Там же показаны два эвольвентны»

t;«<. Ьиля зубьев колеса в начальном М<К< и и, о.<сжуточном М,К; положениях, отстоящие

;L .,уг от друга на угловой шаг т.

h системе XOY уравнение эвольвенты

М,К< имеет вид х = — r0 (sin (oC, -!- 0„— — кт) — (-.),cos ((х., -+

+ О,— кт) ) i fl (О,); у=r

=Ь (О,,), (2) где r« — радиус основной окружности колеса;

6<„— угол профиля эвольвенты в точке К<, О, — полярный угол точки к< эвольвенты, определяемый как разность О, ==

= tgA,— o4; кт — угол, фиксирующий начальную точку Ml эвольвенты.

Для того, чтобы прямолинейный профиль

Ll червяка составлял с осью Y угол «»,„„„

2 и касался эвольвенты М< К< в точке Кl, необходимо выполнить условие

1 (О,.)

Ц(0,) =- tg+ (3) Фор.«ула 1<зобг< етения

Червячная переда -13, од.piKÇIILÇSI червячное колесо и червяк с глобоидной поверхностью выступов и цилиндрической повер»5 из которого определяется полярный угол

С-)„точки К<, а затем по уравнениям (2) и ее декартовы координаты Х<,1, У<.1.

Из уравнения прямой LI.

У = Y,l — (х — — »!,I) ctgmnnn (4) можно найти координату х точки 11 пересечения прямой 1.1 с осью червяка.

При переходе к эвольвентному профилю М;К,, повернутому вокруг начала 0 координат на угловой шаг т с учетом известного профильного у<па < „соответствующего

15 точке К;, предыдущие вычисления повторяются, в результате чего определяются положение точки 1, и величина осевого шага Р...

Каждое последуlol .ес 31!3чение шага

Р, Bht ll!Cл яется I!1) I< CO oo 73 LI, Icп ив,L<3»» эвольвентных профилей, повернуть<., на некоторую часть углового и<ага т по отношению к ранее рассмотрсннь.:м, ВЕЛИЧИНа уГЛа n-.;, раВНая 3 Град, L<Ыбрана с тем рас:етом, -тобы точка контакта К, находилась в верхней трети высоты зуба колеса, а величина угла с .„,, равная 20 град, является стандартным значением угла профиля.

Переменные угол профиля и шаг червяк3 на входной его половине видоизменяют границы поля за<;епления Л (фиг. 3).

Вместо боковых выступов поля Л lid входной половине червяка появляет я область локализованного, Но не повторного контакта, где точка контакта, пере«<сп<аяс< в средней торцовой плоскости колесы (фиг. 1) от вершины (K; ) витка !ервяка к с "0 впадине (К ), Образует в неподвижном пространстве линию зацепления ITI, cltoco5cl 1ую<цую выравниванию передаваемой нагр зки за счет снижения суммарного удсльнсго давления в зацеп4О ленни и соо гве1гс< 13(нн(.<.«» меньt!Ic!IIIÿ контактных напряжений.

Существенным отличие «предлагаемого технического ре<пения является переменные осевой шаг и угол профиля винтовой lloверхности червяка на е-о в»одной половине.

Червячная передача работает cледующим образом.

Червяк згцепляет<..я с червячным колесом 2, и последнее г<ра<цается в направлении, показанном стрелкой.

При вступлении н контакт активной поверхности 4 витков червяка 1 vBcrâèòåëüность передачи к монтажны»1 погрешностям значительно ниже в результате локализации контакта в данной зоне зацеп.<ения.

1323795

Фиг,У

Составитель М. Левинский

Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Тираж 811 Подписное

Редактор Н. Швыдкая

3 а к аз 2950)4 1

ВНИг!ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 ностью впадин, часть активной винтовой поверхности которого на выходе червячного колеса из зацепления выполнена взаимоогибаемой с поверхностью зубьев колеса, отличающаяся тем, что, с целью снижения чувствительности передачи к погрешнос4 тям сборки, профиль активной поверхности витков червяка на участке входа колеса в зацепление выполнен прямолинейным с переменным углом профиля от торца червяка к его среднему торцовому сечению в пределах 3 — 20 и переменным осевым шагом.

Червячная передача Червячная передача Червячная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин в качестве планетарной передачи синусошарикового типа и является усовершенствованием изобретения по а.с

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических трансмиссионных устройствах

Изобретение относится к маптностроению и может быть использовано в редукторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах с зубчатыми передачами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх