Способ получения износостойкой поверхности

 

Изобретение относится к технологии обработки изделий из металлов, .обеспечивающей повышение долговечности их работы, в частности создание износостойких поверхностей дорожек качения подшипников. Цель изобретения - повысить качество поверхности изделия путем максимального насыщения ее бором в процессе обработки. Обработку ведут абразивной шкуркой с прерывистой абразивной поверхностью, ширина участков которой и шаг их расположения выбирается с учетом обеспечения оптимального пятна контакта инструмента и детали. Последнее обеспечивается ведением процесса финишной обработки с использованием давления в пределах 12-24 кг/см . 1 табл.

СОЮЗ СОНЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А2 (19) (11) I (5D4 (01 и 3/56 В 24 В 1 00

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

К Д BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ I

ВМЫ ;д: (61) 1059486 (21) 3936605/31-08 (22) 22.07.85 (46) 23.09,87. Бюл. У 35 (71) Украинский полиграфический институт им.Ив.Федорова (72) В.А.Морозов, Е.С.Виксман, О.О.Паламар, Л.В.Черневский, Д.Г.Евсеев, Б.M.Áðîäñêèé и А.И;Алферов (53) 621.922.079 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(1059486, кл. С О1 N 3/56, 1982. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОЙ

ПОВЕРХНОСТИ (57) Изобретение относится к технологии обработки изделий из металлов, обеспечивающей повышение долговечности их работы, в частности создание износостойких поверхностей дорожек качения подшипников. Цель изобретения — повысить качество поверхности изделия путем максимального насыщения ее бором в процессе обработки. Обработку ведут абразивной шкуркой с прерывистой абразивной поверхностью, ширина участков которой и шаг их расположения выбирается с учетом обеспечения оптимального пятна контакта инструмента и детали. Последнее обеспечивается ведением процесса финишной обработки с использованием дав2, ления в пределах 12-24 кг/см . 1 табл

133

Изобретение относится к технологии обработки изделий из металлов, обеспечивающей повьнпение долговечности их работы, в частности создание изпосостойких поверхностей дорожек качения подшипников, и является усовершенствованием изобретения по авт.св.N 1059486.

Целью изобретения является повышение интенсивности и глубины диффузии бора из инструмента в деталь с более широкими возможностями управления процессом насьпцения, одновременным повышением производительности и снижением шероховатости обработанной поверхности.

Цель достигается термоциклированием теплового режима в пятне контакта за счет прерывистой конструкции рабочей поверхности абразивного инструмента. В процессе термоциклирования создается переменный тепловой режим в пятне контакта в определенном диапазоне температур нагрева и охлаждения контактируемой поверхности, который усиливает насыщение поверхности. Заданная ширина абразивно— го элемента инструмента и давление, оказываемое им ня обрабатываемую поверхность, обеспечивают определенную интенсивность теплового потока в деталь, а ширина безябрязивного промежутка — определенную интенсивность охлаждения нагретого участка детали, при этом создаваемый режим термоциклирования в пятне контакта интенсифицирует диффузию бора в де— таль и обеспечивает возможность управления этим процессом с помощью конструктивных параметров абразивных и безабрязивных промежутков. Необходимое пятно контакта обеспечивается проведением процесса финишной обработки при давлении инструмента на иэделие в пределах 12-24 кг/см . В таблице приведены результяты реализации способа при давлении на ябра2. эивный инструмент, равном 16 кг/cM и пятне контакта с длиной Л, равной

10 мм, и шириной В, равной 10 мм.

Для черновой и чистовой доводок дорожек качения подшипников на основании экспериментальных данных рекомендуется шлиф|нкуркя с шириной абразивных уча< ков я — 0 5 3,0 мм, шя ом

9439 2 абразивных участков t=!,0-5,0 мм, коэффициентом няне сепия К = О, 5—

0,8, где К„ — коэффициент нанесения шлифмятерияла, представляющий отно) шение площади, покрытой абразивом, к рабочей плошади инструмента.

Предлагаемый способ может быть осуществлен со следующими режимами:

)О Частота вращения кольца 2000-4000 об/мин

Частота двойных качаний 400-900 с

Радиальное дяв1." ление 12 — 24 кг/см

Время обработки 8 — 10 с

СОЖ масло И 12 + 3 — 47, олеиновой кислоты

Износостойкость упрочненного слоя

20 определяют по методике ВНИИППа, предусматривающей последовательное истирание рабочей поверхности кольца подшипника шлифшкуркой при определенных режимах, Способ обеспечивает повышение износостойкости рабочей поверхности колец в 3 — 3,5 раза и долговечности подшипников в 3,5 — 4,5 раза при их эксплуатации, повышение производиЗО тельности на 20 — 307. и уменьшение шероховатости на 30 — 407. при обработке, а при изготовлении инструмента — экономию 30 — 507. дорогостоящих материалов 35

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Способ получения износостойкой поверхности по авт.св. Р 1059486, 40 отличающийся тем, что, с целью повышения качества поверхности путем обеспечения термоциклирования теплового потока в процессе финишной обработки, в качестве абра4!, зивного инструмента берут абразивную шкурку с прерывисто расположенными абразивными участками, содержащими

10-3О7, карбида боря при условии а = (0,5-3,0) мм;

Вp t = 1,0-5,0) мм, где я — ширина абразивных участков;

t — шаг расположения абразивных участков, при этом, величину давления в про<,б цессе обработки выбирают в пределах

12-24 кг/см

1339439

Г Т

Частота Давледвойных ние на качаний, доводник

ШероАбразивный износ

Характеристика инструмента ховаобработан. поверхностость а мкм

Р кг/см доводни ка, мин ти, мкм м/мин

10 0,05

600

375

15 0,04

1,5

600

375

20 0,046 2,5

600

375

12 0,08

600

375

Составитель В.Воробьев

Техред M. Ходанич

Редактор И. !!!улла

Корректор А.Зимокосов

Заказ 4213/33 Тираж 776

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4

Шлифшкурка прерывистая (t=4 мм, а = 2 мм) из электрокорунда 14А 60% и карбида бора 40% черновая ¹ 8 чистовая М40

Шлифшкурка прерывистая (t=4 мм, а=3 мм) из электрокурунда 14А 70% и карбида бора 30% черновая ¹ 8 чистовая М40

Шлифшкурка прерывистая (t=4 мм, а = 2 мм) из электрокорунда 14А 90% и карбида бора 10% черновая № 8 чистовая М40

Шкурка прерывистая (t=4 мм ° а=l мм) из электрокорунда 14А 95% и карбида бора 5% черновая ¹- 8 чистовая М40!

„„1 ! рость враще-; ния кольца ! Съем мкм

Способ получения износостойкой поверхности Способ получения износостойкой поверхности Способ получения износостойкой поверхности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трибологическим испытаниям при низких тем пературах в газовых средах

Изобретение относится к области испытаний материалов на газоабразивное изнашивание

Изобретение относится к области испытания материалов на износ и, в частности, может быть использовано для определения антифрикционных свойств смазок на четьфехшариковой машине трения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях шapниpнFJIx узлов на износостойкость

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при оценке качества передач зацепле-

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области матр новедения и может быть использовано при конструировании и эксплуатации узлов трения машин для определения совместимости трущихся поверхнос- .тей

Изобретение относится к испытаниям деталей машин на износостойкость

Изобретение относится к способам безразборного контроля износа узлов трения и касается контроля износасоединений вал - втулка при эксплуатации или испытаниях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на стадии окончательной обработки высокоточных поверхностей деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для финишной обработки поверхностей переменной кривизны с постоянным технологическим усилием

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках для заточки многолезвийного инструмента

Изобретение относится к шлифованию канавок металлорежущего инструмента

Изобретение относится к области технологии изготовления оптических деталей, может быть использовано для обработки сферических поверхностей оптических линз и позволяет повысить производительность процесса и улучшить качество обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении гильз и цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках для обработки шариков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для черновой и чистовой абразивной обработки деталей машин
Наверх