Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам управления блокировкой дифференциала. Цель изобретения - улучшение пусковых качеств двигателя тягового колесного средства путем отключения блокировки дифференциала . Система управления блокировкой дифференциала содержит гидроусилитель 2 рулевого управления, датчик 5 угла поворота управляемых колес, датчик 4 давления, дифференциал с блокировочной муфтой 3, трехпозидионный электромагнитный клапан 1, управляемый электронным блоком. Система снабжена датчиком 17 оборотов двигателя , компаратором 18, двухвходовым логическим элементом И 19, соединенным своим выходом с электромагнитным клапаном 1, а входами: одним - с выходом компаратора 18, а другим - с выходом задатчика 10 режима работы, причем один вход компаратора 18 связан с датчиком 17 оборотов двигателя , а другой - с пороговой величиной . 1 ил. s Lbli

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1362673

А2 (д 4 В 60 К 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "

Н ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1298102 (21) 3924682/31-11 (22) 10.07.85 (46) 30.12.87. Бюл. № 48 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.И.Антоневич, Ю.Е.Атаманов, H.Â.Áîãäàí, Г.Ф.Бутусов и Е.А.Романчик (53) 629.113-587(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1298102, кл. В 60 К 17/20, 1985. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТЯГОВОГО КОЛЕСНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам управления блокировкой дифференциала. Цель изобретения — улучшение пусковых качеств двигателя тягового колесного средства путем отключения блокировки дифференциала. Система управления блокировкой дифференциала содержит гидроусилитель 2 рулевого управления, датчик

5 угла поворота управляемых колес, датчик 4 давления, дифференциал с блокировочной муфтой 3, трехпозиционный электромагнитный клапан 1, управляемый электронным блоком. Система снабжена датчиком 17 оборотов двигателя, компаратором 18, двухвходовым логическим элементом И 19, соединенным своим выходом с электромагнитным клапаном 1, а входами: одним — с выходом компаратора 18, а другим — с выходом задатчика 10 режима работы, причем один вход компаратора 18 связан с датчиком 17 оборотов двигателя, а другой — с пороговой величиной. 1 ил.

136267

Изобретение относится к машино-. строению, преимущественно к тяговым колесным средствам.

Целью изобретения является улучшение пусковых качеств двигателя тя5 гового колесного средства путем отключения блокировки дифференциала.

На чертеже изображена функциональная схема системы автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства.

Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягоВОГО колесного средства содержит трехпозиционный клапан 1, гидравлический усилитель 2 рулевого управления, блокировочную муфту 3, датчик

4 давления, датчик 5 поворота управ-, ляемых колес, предохранительный клапан 6, гидроаккумулятор 7, сравнивающее устройство 8, двухвходовой логический элемент ИЛИ-НЕ 9, задатчик 10 режима работы, усилители 11 и 12 мощ-. ности, устройство 13 выделения абсо- 25 лютной величины сигнала, пороговое устройство 14, дифференцирующую цепочку 15, одновибратор 16, датчик 17 оборотов двигателя, компаратор 18 и двухвходовый логический элемент И 19. 30

Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства работает следующим

"образом.

С помощью задатчика 10 режима работы выбирается одним из трех возможных режимов работы системы автоматического управления: "Блокирование дифференциала автоматическое" (подвижные элементы задатчика нахо- 40 дятся в верхнем положении), "Блокирование дифференциала принудительное" (подвижный элементы задатчика находятся в среднем положении) и "Блокирование дифференциала выключено" (подвижные элементы задатчика находятся в нижнем крайнем положении).

В режиме работы "Блокирование дифференциала автоматическое" задатчик

10 соединяет выход порогового устройства 14 с входом дифференцирующей

50 цепочки 15, а выход логического элемента ИЛИ-НЕ 9 через двухвходовый логический элемент И 19 — с усилителем 11 мощности, связанным своим выходом с электромагнитом 20 элект55 ромагнитного клапана 1.

При этом при повороте управляемых колес на угол меньший, чем угол бло3 2 кирования (угол поворота управляемых колес, в пределах которого дифференциал заблокирован), на выходе порогового устройства 14 присутствует . сигнал логического "0". Давление в блокировочной муфте 3 регистрируется датчиком 4 давления, выходной электрический сигнал которого пропорционален этому давлению. Если это давление меньше требуемого давления, задаваемого пороговой величиной Upg то на выходе сравнивающего устройства 8 появляется сигнал логического

"0", который воздействует на логический элемент ИЛИ-НЕ 9, связанный своим выходом с двухвходовым логическим элементом И 19, При этом на выходе логического элемента ИЛИ-НЕ 9 появляется сигнал логической "1".

Однако если обороты двигателя, которые регистрируются датчиком 17, меньше минимально устойчивых оборотов двигателя, величина которых определяется пороговой величиной Епор что имеет место при пуске двигателя, то на выходе компаратора 18 присутству-. ет сигнал логического "О", который препятствует воздействию логического элемента ИЛИ-НЕ 9 через усилитель

11 мощности на электромагнит 20 электромагнитного клапана 1. При этом на выходе логического элемента И 19 присутствует сигнал логического "0" и усилитель 11 мощности не оказывает воздействия на электромагнитный клапан 1, золотник которого занимает при этом среднее положение (т.е. источник давления соединен со сливом и мощность двигателя не затрачивается на блокировку дифференциала). Если же обороты двигателя становятся больше минимально устойчивых оборотов двигателя, т.е. величины выходного сигнала датчика 17 оборотов двигателя больше величины Ерор (т.е. пуск двигателя произошел), то на выходе компаратора 18 появляется сигнал логической "1", при этом выходной сигнал логического элемента И 19 соответствует сигналу, присутствующему на выходе логического элемента

ИЛИ-НЕ 9 (т.е. сигналу, соответствуюшему логической "1"), который воздействует через усилитель 11 мощности на электромагнит 20 электромагнитного клапана 1 (воздействия на электромагнит 21 при этом не будет) и переводят золотник клапана 1 в крайнее

1362673

55 левое пбложение. В этом случае происходит подключение гидронасоса гидроусилителей 2 рулевого управления к блокировочной муфте, Давление в муфте 3 начинает возрастать и в момент времени, когда давление станет боль+ ше требуемого, на выходе сравнивающего устройства 8 появляется сигнал логической "1" и соответственно на выходах логических элементов ИЛИ-НЕ 9 и И 19 появляются сигналы логического "0",, что в конечном итоге приводит к снятию воздействия с электромагнита 20 электромагнитного клапана

1, золотник которого занимает при этом среднее положение, т.е. происходит отключение гидронасоса от блокировочной муфты 3, соединение его со сливом и запирание блокировочной муфты.

Давление в муфте будет сохраняться за счет реальной сжимаемости жидкости и конструкции самой муфты, т.е. дифференциал остается сблокированным. Причем максимальный заброс

° давления в блокировочной муфте ограничен предохранительным клапаном 6

1 и зависит от быстродействия электроа магнитного клапана 1. Время блокирования (время поддержания давления в муфте в заданных пределах) зависит от утечек в гидросистеме, т.е. определяется утечками в электромагнитном клапане 1, блокировочной муфте 3 и при использовании гидроаккумулятора

7 является значительным. Если давление в муфте 3 становится меньше заданного, то указанный процесс повторяется. Таким образом, предлагаемая система автоматического управления обеспечивает поддержание давления в муфте в заданных пределах при прямолинейном давлении трактора, что обеспечивает рациональное использование мощности гидронасоса гидроусилителя

2 рулевого управления . Во время поворота управляемых колес колесной машины в ту или иную сторону сигнал на выходе датчика 5 поворота начинает увеличиваться или уменьшаться. При этом устройство 13 выделения абсолютной величины сигнала формирует сигнал, позволяющий судить только о величине угла поворота (что позволяет значительно упростить схему порогового устройства), и в момент времени, когда угол поворота управляемых колес становится больше угла блокиро вания, на выходе порогового устройства 14 появляется сигнал логической

"1", т.е. получается положительный перепад сигнала. Соответственно на выходе дифференцирующей цепочки 15 появляется короткий (экспоненциаль. ный) сигнал, по переднемц фронту которого запускается одновибратор, связанный через усилитель 12 мощнос ти (при необходимости) с электромагнитом 21 электромагнитного клапана

1 и формирующий сигнал необходимой длительности, обеспечивающий полное разблокирование дифференциала. При этом во время воздействия одновибратора 16 через усилитель 12 мощности на электромагнитный клапан 1 муфта 3 и гидронасос гидравлического усилителя 2 рулевого управления соединяются со сливом, т.е ° золотник электромагнитного клапана 1 занимает крайнее правде положение, происходит разблокирование дифференциала. После снятия управляющего сигнала с. электромагнита 21 клапана 1 золотник клапана возвращается в исходное среднее положение, т.е., несмотря на продолжаю-. щийся поворот, нет воздействия на клапан 1. Это позволяет значительно снизить затраты электрической мощности на привод электромагнитного клапана 1 ..

Таким образом, при данном режиме

1 работы системы автоматического управления блокировкой дифференциала не затрачивается мощность на блокирование дифференциала и на привод электромагнитного клапана 1 при пуске двигателя.

В режиме работы "Блокирование дифференциала принудительное" подвижные элементы задатчика режима работы занимают среднее положение, т.е. происходит "замыкание" нагрузочного резистора порогового устройства 14 на

"Землю", что обеспечивает подачу сигнала логического "0" на верхний вход логического элемента ИЛИ-НЕ 9 и исключает воздействие на электромагнит 21 электромагнитного клапана

1. При этом, если обороты двигателя меньше минимально устойчивых, то на выходе компаратора 18 присутствует сигнал логического "0" и логический элемент И 19 не воздействует через усилитель 11 мощности на электромагнит 20 электромагнитного клапана 1.

Если же пуск двигателя произошел, Формула изобретения

Составитель С.Белоусько

Техред Л.Сердюкова Корректор Г.Решетник

Редактор Э.Слиган

Заказ 6344/14

Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 и 13626 то на выходе компаратора 18 присутствует сигнал логической "1" и независимо рт угла поворота управляемых колес с помощью сравнивающего устройства В, логического элемента

ИЛИ-НЕ 9, логического элемента И 19, усилителя 17 мощности путем воздействия на электромагнит 20 клапана

1, поддерживается давление в блокировочной муфте 3, Причем для данного fP . режима работы характерно также им-. пульсное подключение источника давления к муфте, т.е, основное время золотника клапана 1 занимает среднее положение, обеспечивая тем самым 15 подключение гидронасоса гидравлического усилителя 2 рулевого управления к сливу. Таким образом, в данном режиме работы также исключаются потери мощности на блркирование дифферен- 20 циала и на привод электромагнитного клапана 1 при, пуске двигателя.

В режиме работы "Блокирование дифференциала выключено" при включении предлагаемой системы автоматического 25 управления, а также переключения задатчика режима работы на данный режим работы на входе одновибратора формируется положительный перепад . напряжения, который запускает одно- 30

73

6 вибратор, что обеспечивает в конечном итоге разблокирование дифференциала и снятие управляющего сигнала с электромагнитного клапана 1. В этом режиме работы дифференциал разблокирован, гидронасос гидравлическо го усилителя рулевого управления соединен со сливом, а золотник клапана 1. основное время занимает среднее ,положение.

Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства по авт. св.

9 1298102, отличающаяся тем, что, с целью улучшения пусковых качеств двигателя тягового колесного средства путем отключения блокировки дифференциала, она снабжена датчиком оборотов двигателя, компаратором и двухвходовым логическим элементом И, своим выходом соедииенным с электромагнитным клапаном, а входами — соответственно с выходом компаратора и выходом задатчика режима работы, причем один вход компаратора связан с датчиком оборотов двигателя, л другой — с пороговым блоком.

Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства Система автоматического управления блокировкой дифференциала тягового колесного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на зерноуборочных комбайнах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств преимущественно землеройно-транспортных машин

Изобретение относится к трансиортному машиностроению, в частности к дифференциалам , устанавливаемым в ведущих мостах трансиортиых средств

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности может быть использовано в трансмиссиях трехосных полноприводных автомобилей для дифференциального распределения (или трансформации и дифференциального распределения) крутящего момента между их ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам с устройствами блокировки

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к системам блокировки дифференциала транспортного средства , работающего с нагрузкой на крюке

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть применено в ведущих мостах транспортных ср,,едств, например сверхтяжелых самосвалов.Цель изобретения повышение долговечности за счет разгрузки стяжных элементов

Изобретение относится к приводам рабочего органа, в частности приводам фрез, используемых в дорожном строительстве, горной и торфяной промышленности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к конструкции цилиндрических дифференциалов

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх