Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки передач - достигается за счет расширений количества передач без увеличения числа шестерен и валов путем использования каждой пары зацепляюшихся шестерен на нескольких передачах. На ведуш,ем 3 и выходном 4 валах коробки передач с возможностью врашения относительно этих валов установлены попарно зацепляюш,иеся шестерни 5 и 9, 6 и 10, 7 и 11, 8 и 12. Между этими шестернями размеш.ены сцепные муфты 13-18, соединяюш.ие соседние шестерни либо с валом, либо между собой, либо отключенные. Конструкция коробки позволяет получить большое число комбинаций установки сцепных муфт в одном из названных положений, что расширяет количество возможных передач. Описание содержит четыре варианта конструкций коробки передач. 4 ил. о (Л ОО О5 to сх ОО to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1362882

1511 4 F 16 Н 3/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4111018/25-28 (22) 21.05.86 (46) 30.12.87. Бюл. № 48 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В. И. Некрасов, В. А. Пискарев, В. В. Афанасьев и Т. В. Некрасова (53) 621.833 (088.8) (56) Патент Англии № 1375467, кл. F 16 Н 3/08, 1975.

Патент Англии № 1229348, кл. F 16 Н 3/08, 1971. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач — достигается за счет расширений количества передач без увеличения числа шестерен и валов путем использования каждой пары зацепляющихся шестерен на нескольких передачах. На ведущем 3 и выходном 4 валах коробки передач с возможностью вращения относительно этих валов установлены попарно зацепляющиеся шестерни 5 и 9, 6 и 10, 7 и 11, 8 и 12. Между этими шестернями размещены сцепные муфты 13 — 18, соединяющие соседние шестерни либо с валом, либо между собой, либо отключенные. Конструкция коробки позволяет получить большое число комбинаций установки сцепных муфт в одном из названных положений, что расширяет количество возможных передач. Описание содержит четыре варианта конструкций ко- Я робки передач. 4 ил.

1362882

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Цель изобретения — — расширение кинема тических возмоя<ностей коробки передач за счет расширения количества передач без увеличения числа п1естерен и валов путем использования ка>кдой пары зацепляюшихся шестерен на нескольких передачах.

На фиг. 1 изображена схема восьмиступенчатой двухва.11и1ой корооки передач; а фнг. 2 — сх< ма семи тупенчатой трехвальной коробки передач; на фиг. 3 схема трехвальной коробки передач с делителем; на фиг. 4 - — схема коробки переда 1 с коническими И1сстернями.

Коробка передач содержит корпус 1 (фиг. 1). В последнем па опорах 2 расположен веда 1ций вал 3. Пар 1ллельно с ва 10м 3 располо>кен выходной вал 4. На валу 3 свободно, с возможностью вращения относительно него, расположены шестерни 5 — 8.

Шестерни 9 — 12 также свободно расположены на выходном валу 4. Все шестерни зафиксированы в осевом направлении.

Шестерня 5 зацеплена с шестерней 9, шестерня 6 — — с шестерней 10, шестерня 7 — с шестерней 11, шестерня 8 с шестерней 12. Между каждыми соседними п1естсрнями размещены сцепные муфты 13—

18.

Все муфты 13 — -18 в положении 1 соединяют левую (относительно муфты) шестерню с валом; в положении 111 соединяют соседние шестерни между собой, не соединяя их с валом; в положении V соединя1от правуlo (относительно муфты) шесте ршо с валок!; в пол ожcII11и l l ил и l Ъ (на фиг. 1 показано положение 11) отключены--соединение между шестернями и валами отсутствует.

Коробка передач работает следующим образом.

1 передача. От ведущего вала 3 через муфту 13 (положение 1), шестерни 5 и 9 крутя1ций момент передается на муфту 16 (положение 111), через шестерни 10 и 6, муфты

14 и 15 (положение III), шестерни 8 и !2, муфту 18 (положение V) — на выходной вал

4 коробки. Муфта 17 -- в положении II или

1 1, т.е. отключена.

2 передача. Отличается от 1 передачи тем, что с муфты 14 (положение III) через шестерни 7 и 1! крутя1ций момент передается муфтой 18 (положение 1) на выходной вал 4. Муфты 15 и 17 — в положениях 11 или IV, т.е. отключены.

3 передача. Крутящий момент от вала 3 муфтой 13 (положение 1) передается парой шестерен 5 и 9 на муфту !6 (положение 111), через шестерню 10 — на муфту 17 (положение lll), шестерни 11 и 7, далее аналогичной передаче.

4 передача. От ведущего вала 3 крутяluHii момент муфтой !3 (положение 11 Нсредается от шестерни 5 и 9, муфтой 16 (положение I) — на выходной вал 4. Остальные муфты отключены.

5 передача. Крутящий момент от вала 3 через муфту 15 (положение V) передается через пару шестерен 8 и 12 на муфту 18 (положение V) и на выходной вал 4. Остальные муфты отключены.

6 передача. От ведущего вала 3 муфтой 14 (поло>кение V) крутящий момент передается через пару шестерен 7 и 1! на муфту 18 (положение 1) и на выходной вал 4. Муфты 13, 15, 16 и 17 отключены.

7 передача. Крутящий момент передается от ведущего вала 3 на муфту 13 (положение V) через шестерни 6 и 10, далее муфтой

17 (полон<ение 1) — на выходной вал 4.

Остальные муфты отключены.

8 передача. От ведущего вала 3 муфтой

13 (поло>кение V) крутящий момент переда20 ется шестернями 6 и 10 через муфту 17 (положение 111) шестернями 7 и 11, муфтой 15 (положение !11), шестернями 8 и 12 через муфту 18 (положение V) на выходной вал 4.

Конструкция коробки передач позволяет обеспечивать некоторые из указанных передач различными способами: передавать крутящий момент или по валам, или через муфты и венцы шестерен, а также соединять шестерни с валами левыми или правыми (QTHocHTcëüíî шестерен) муфтами.

Свободная установка всех шестерен на валы и соединение шестерен между собой или с валами за счет пятипозиционных сцепных муфт позволяют создавать различные конструкции коробок передач с большим диапазоном и количеством передач при малом количестве шестерен, используя одни и те же п1естерни прн различных передачах.

Семиступенчатая трехвальная коробка передач (фиг. 2) позволяет получить пря40 мую передачу. Трехвальная коробка передач с делителем (фиг. 3) позволяет увеличить диапазон и количество передач. Коробка передач с коническими шестернями (фиг. 4) позволяет осуществлять передачи как прямого, так и заднего ходов по двум направлениям а, б.

Коробки передач с микропроцессорным или селекторным управлением переключением передач <1огут быть применены вместо бесступенчатых и комбинированных транс 1иссиЙ, HilPIOIIIHX HH3KHH КП,Д H высоKуIO удельную массу.

Форму.га изобретения

Коробка передач, содержагцая корпус с

55 разме1ценными в нем валами, установленные на валах и взаимно зацепляющиеся шестерни, часть из которых установлена с возмо>кностью вращения относительно вала, и сцепные муфты, часть из которых размеще1362882 на между вращающимися относительно вала соседними шестернями, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, остальные шестерни также установлены с возможностью вращения относительно валов, другая часть сцепных муфт размещена между ними, а каждая сцепная муфта или отключена или ею соединены соседние шестерни или одна из последних и вал.

1362882

Составитель М. Левинский

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корр е кто р А. Тяс ко

Заказ 5961/24 Тираж 804 Подп исное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к коробкам переключения передач, может использоваться в любых технических узлах, где требуется вариация скорости вращения и момента вращения какого либо вала, и в частности, в автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства, включающей в себя парковочную шестерню

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращательного движения между валами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автотракторной техники
Наверх