Реверсивный храповой механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах прерывистого движения, требующих реверсирования ведомого звена. Це ль изобретения - повьш1ение нагрузочной способности за счет обеспечения контакта собачки и впадины зуба храпового колеса по всей поверхности , а также исключения возникновения ударных нагрузок при их взаимодействии . Под действием привода,соединенного с водилом 7 шарниром 10, водило 7 совершает колебательные движения на определенный угол. При положении реверсивного переключателя Правое вращение собачка 5 правого вращения своей цилиндрической поверхностью плавно заходит под действием пружины во впадину зуба 4 храпового колеса 3, поворачиваясь до касания с поверхностью 14 упора-фиксатора € (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А") (19) (1)) (51) 4 F 16 Н 27/04 29/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

r,г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4082887/25-28 (22) 07.07.86 (46) 15.01.88. Бюл. )) - 2 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения ,(72) А.M. Зайденко, Л.Ф. Евтушенко и И.П. Чигрина (53) 621,838(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1099152, кл. F 16 Н 27/04, 1984.

Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. М.: Наука, т. 3, с. 111, фиг. 1718. (54) РЕВЕРСИВНЬ)Й ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах прерывистого движения, требующих реверсирования ведомого звена. Цель изобретения — повьш)ение нагрузочной способности за счет обеспечения контакта собачки и впадины зуба храпового колеса по всей поверхности, а также исключения возникновения ударных нагрузок при их взаимодействии. Под действием привода,соединенного с водилом 7 шарниром 10, водило 7 совершает колебательные движения на определенный угол. При положении реверсивного переключателя

"Правое вращенйе" собачка 5 правого вращения своей цилиндрической поверхностью плавно заходит под действием пружины во впадину зуба 4 храпового колеса 3, поворачиваясь до касания с поверхностью 14 упора-фиксатора

1366746

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах прерывистого движения, требующих реверсирования ведомого звена.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности за счет обеспечения контакта собачки и впадины зуба храпового колеса по всей поверхнос- 10 ти, а также исключения возникновения ударных нагрузок при их взаимодействии.

На фиг. 1 изображен реверсивный храповой механизм с наружным зацеп- Ir лением и фиксацией реверсивного переключателя относительно корпуса, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг.1 ; на фиг. 3 — реверсивный храповой механизм с внутренним зацеплением, поперечный разрез; на фиг, 4 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг.5 . — реверсивный храповой механизм с наружным зацеплением и фиксацией реверсивного переключателя относитель- 25 но водила, продольный разрез; на фиг. 6. — то же, с наружным зацеплением и реверсивным переключателем со ступицей и двумя втулками, фиксируемым относительно водила; на фиг. 7 — 3д вид В на фиг. 6.

Реверсивный храповой механизм содержит корпус 1 с размещенным в нем на валу ? храповым колесом 3 с симметричными зубьями 4, вершины которых

3!э имеют цилиндрическую поверхность, а

13. Находясь в зацеплении с храповым колесом 3, собачка 5 поворачивает его вправо на требуемый угол.

При обратном (холостом) ходе водила

7 собачка 5 выходит из зацепления с храповым колесом 3, скользя по поверхности впадины зуба 4, при этом храповое колесо 3 неподвижно. При следующем ходе водила 7 цикл движения -храпового колеса 3 вправо повторяется. В это время собачка 6 левого вращения скользит своим выступом по цилиндрической поверхности выступа реверсивного переключателя и не касается храпового колеса 3, так как ее пложение определяется как цилиндрическим выступом реверсивного переключателя, так и поверхностью 15 упорафиксатора 13, При положении реверсивного переключателя "JIeaoe вращение" работа механизма происходит аналогично, но работает собачка 6 и прерывистое вращение храпового колеса 3 будет осуществляться влево. При переводе реверсивного переключателя в среднее (нейтральное) положение, собачки 5 и

6 выходят из зацепления с храповым колесом 3 и движение от водила 7 храповому колесу 3 не передается. 5 з.п. ф-лы, 7 ил. впадины выполнены по радиусу К с центром, совпадающим с осью поворота собачек 5 и 6 соответственно левого и правого вращения. Для увеличения несущей способности механизма он может быть с несколькими парами собачек 5 и 6. Последние выполнены в виде цилиндрического сегмента с радиусом, равным радиусу R впадин зубьев

4 храпового колеса 3, и установлены на водиле 7 в отверстиях 8. В последних установлены пружины 9, обеспечивающие ввод собачек 5 и 6 в зацепление с зубьями 4 храпового колеса 3.

Водило 7 выполнено в виде охватывающей храповое колесо 3 обоймы при наружном зацеплении (фиг. 1,2,5,6), или в виде втулки, расположенной внутри храпового колеса 3 при внутреннем зацеплении. Водило 7 соединено посредством шарнира 10 с приводом (не показан). На свободной торцовой поверхности каждой из собачек 5 и 6 выполнены выступы 11 для взаимодействия с реверсивным переключателем 12.

Между, собачками 5 и 6 установлен упор-фиксатор 13 для фиксации их крайних положений поворота. Для повышения нагрузочной способности и уменьшения износа упор-фиксатор 13 может быхь выполнен (фиг. 2) с двумя плоскостями 14 и 15, расположенными под углом, соответствующим углу поворота собачек 5 и 6, и контактирующими с плоскостью 16 собачки

1366746

1. Реверсивный храповой механизм, 55 содержащий корпус, установленное в нем на валу храповое колесо с симметричными зубьями,, водило, установленные в нем на осях собачки левого и правого вращения, реверсивный пере5 или 6 в ее рабочем или холостом положении, осуществляя таким образом ее фиксацию в этих положениях.

Реверсивный переключатель 12 может быть выполнен в виде кольца, соосного храповому колесу 3, на наружной цилиндрической поверхности которого выполнены выступы 17 для взаимодействия с выступами 11 собачек 5 и 6.Ре- 10 версивный переключатель 12 в виде кольца соединен с рычагом 18 управления, крайние рабочие и нейтральное положения которого зафиксированы фиксатором 19 относительно корпуса 1 15 (фиг, 1) или водила (фиг. 5).

Реверсивный переключатель 12 (фиг.

6 и 7) может быть выполнен также в виде кольца, жестко соединенного с втулкой 20, имеющей сквозной паз 21, 20 выполненный под углом к продольной ее оси. Втулка 20 установлена на жестко соединенной с водилом 7 ступице 22, имеющей осевой продольный паз 23 на ее поверхности. Пазы 21 и 23 располо- 25 жены при монтаже друг над другом, в них заведен палец 24, закрепленный на внутренней поверхности дополнительной втулки 25, установленной на втулке 20, жестко соединенной с ре- 30 версивным переключателем 12. Крайние рабочие и нейтральное положения втулки 25 зафиксированы относительно водила 7.

Реверсивный храповой механизм ра- 35 ботает следующим образом.

Под действием привода, соединенного с водилом 7 шарниром 10, водило 7 совершает колебательные движения на определенный угол.

При положении реверсивного переключателя 12,например "Правое вращение", собачка 5 правого вращения своей цилиндрической поверхностью плавно заходит под действием пружины 9 во впадину зуба 4 храпового колеса

3, поворачиваясь до касания с плоскостью 14 упора-фиксатора 13. Находясь в зацеплении с храповым колесом

3 (контакт рабочей поверхности собачки 5 с рабочей поверхностью впадины зуба 4 осуществлен по всей цилиндрической поверхности), собачка 5 поворачивает его вправо на требуемый угол. При обратном (холостом) ходе водила 7 собачка 5 выходит из зацепления, скользя по поверхности впади.ны и преодолевая упругую силу пружины 9. При этом храповое колесо 3 неподвижно. При следующем ходе водила

7 цикл движения храпового колеса 3 вправо повторяется.

В это время собачка 6 левого вра щения скользит своим выступом 11 по цилиндрической поверхности выступа 17 переключателя 12 и не работает, не касается храпового колеса 3, так как ее положение определяется как цилиндрическим выступом 17, так и плоскостью 15 упора-фиксатора !3.

При положении реверсивного переключателя 12 "Левое вращение" работа механизма происходит аналогично, но работает собачка 6 и прерывистое вращение храпового колеса 3 осуществляется влево.

При переводе реверсивного переключателя 12 в среднее (нейтральное) положение собачки 5 и 6 находятся на цилиндрических выступах 17 реверсивного переключателя 12 и поверхностях упора-фиксатора 13. При таком положении реверсивного переключателя 12 и собачек 5 и 6 колебательное движение водила 7 не передается храповому колесу 3, так как обе собачки 5 и 6 не входят с ним в зацепление.

Фиксация реверсивного переключателя 12 с помощью рычага 18 управления, фиксирующего одно из трех положений (вправо, нейтральное, влево), может осуществляться относительно неподвижного корпуса 1. При этом собачки 5 и 6 своими уступами 11 скользят по цилиндрическим выступам 17 реверсивного переключателя 12.

При фиксации реверсивного переключателя 12 в трех положениях относительно водила 7 посредством фиксатора

19 (фиг, 5) или рычага 18 управления (фиг. 6) палец 24 дополнительной втулки 25 перемещается одновременно в двух пазах: в пазу 23 ступицы 22 водила 7 и пазу 21 втулки 20.При этом относительное скольжение выступов, 11 собачек 5 и 6 и цилиндрических выступов 17 реверсивного переключателя 12 отсутствует.

Формула изобретения

5 13667 ключатель с рычагом управления и фиксатор положения переключателя, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, он снабжен расположенным на водиле между собачками упором-фиксатором их крайних положений и пружинами, установленными на осях соответствующих собачек между ними и:водилом, вершины зубьев храпового колеса имеют цилиндрическую поверхность, впадины зубьев выполнены по радиусу с центром, совпадающим с одной из осей поворота собачек,каждая собачка выполнена в виде цилиндрического сегмента, радиус которого равен радиусу впадин зубьев храпового колеса, а на торцовой поверхности собачек выполнены выступы для взаимодей?О ствия. с реверсивным переключателем.

2. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что храповое колесо выполнено с наружным зацеплением, а водило — в виде охватывающей его обоймы.

3. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что храповое колесо выполнено с внутренним зацеплением, а водило — в виде втулки.

46

4. Механизм по п.1, о т л и ч а ю-шийся тем, что реверсивный переключатель выполнен в виде установленного с возможностью фиксации относительно корпуса соосно храповому колесу кольца с цилиндрическими выступами на наружной поверхности.

5. Механизм по пп. 1 и 4, о т л и— ч а ю шийся тем, что кольцо установлено с возможностью фиксации относительно водила.

6. Механизм по пп. 1 и 5, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снабжен ступицей, имеющей осевой продольный паз, размещенной на валу и жестко соединенной с водилом, основной втулкой, имеющей паз, выполненный под углом к продольной ее оси, размещенной на ступице и жестко соединенной с кольцом дополнительной втулкой, размещенной коаксиально основной с возможностью фиксации относительно водила и соединенной с рычагом управления, и пальцем, жестко закрепленным на поверхности дополнительной втулки, для взаимодействия с пазами ступицы и основной втулки.

1366746

1366746

1366746 рие, Составитель С. Андреев

Техред М.Ходанич

Корректор А. Зимокосов

Редактор И. Касарда

Заказ 6808/34 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г.ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм Реверсивный храповой механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к импу.1ьсным вариаторам, применяемым для плавного изменения скорости вращения выходного вала, и может быть использовано в передачах с бесступенчатым регулированием скорости

Изобретение относится к машиностроению , в частности к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано, например, в хлопкоочистительных машинах и другом оборудовании

Изобретение относится к машиностроению , а именно к импульсным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к импульсным механическим передачам, может быть использовано в импульсных вариаторах и позволяет повысить передаваемую мощностьи долговечность передачи путем уменьшения контактных напряжений в механизме свободного хода

Изобретение относится к машиностроению , а именно к бесступенчатым передачам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразова1а1я возвратно-поступательного движения во вращательное

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для преобразования движений, и может быть использовано , например, для перемещения заготовок под пресс с одной позиции на другую

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования равномерного вращения в периодическое с выстоем

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах, обеспечивающих реверсивный щаговый поворот исполнительного звена

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве редуктора

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в переналаживаемых автоматических линиях и в робототехнике, где требуются регулируемые остановки ведомого вала без разрыва кинематической цепи привода
Наверх