Механизм переключения коробки передач

 

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к коробкам передач. Цель изобретения - повышение долговечности механизма за счет уменьшения износа элементов механизма путем исключения взаимного контакта после переключения, т.е. при работе передачи. На осеподвижном штоке 5 закреплена вилка 6 для включения передачи перемещением зубчатой муфты 3 по валу 2 до соединения с зубчатой полумуфтой 7. Перемещение муфты 3 ограничено фиксатором в виде клиновидных подпружиненных относительно муфты 3 вкладьш1ей 9. Перемещение штока 5 с вилкой 6 ограничено фиксатором 11. Ширина наружной кольцевой канавки 4 муфты 3, в которой размещена вилка 6, больше толщины вилки 6. При работе механизма в момент , когда рабочие поверхности вкладьш1ей 9 встзшают во взаимодействие с ответными поверхностями полумуфты 7, сбрасывает фиксатор 11. Перемещение В1-ШКИ 6 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться на определенное расстояние под действием клиновой пары, образованной вкладышем 9 и ответной поверхностью полумуфты 7. При этом между стенками канавки 4 и вилкой 6 образуется зазор, исьшючающнй трение вилки 6. Действие на вкладыши 9 центробежных сил обеспечивает надежность фиксации муфты 3 относительно полумуфты 7. 3 ил. i С/ С ОС о: (X. О1 4 ts:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (Ш

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

©а

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4102450/25-28 (22) 04.08.86 (46) 23.01.88. Бюл. № 3 (72) Н.И.Юруц, И.А.Прийма, Г.Н.Щук, Г.Т.Лавникович и А .И.Котов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1165835, кл. Р 16 H 5/04, 1984. (54) MEXAHH3N ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к коробкам передач. Цель изобретения — повышение долговечности механизма за счет уменьшения износа элементов механизма путем исключения взаимного контакта после переключения, т.е. при работе передачи. На осеподвижном штоке 5 закреплена вилка 6 для включения передачи перемещением зубчатой муфты 3 по валу 2 до соединения с зубчатой полумуфтой 7. Перемещение (51) 4 F 16 Н 5/04, В 60 К 20/02 муфты 3 ограничено фиксатором в виде клиновидных подпружиненных относительно муфты 3 вкладышей 9. Переме щение штока 5 с вилкой 6 ограничено фиксатором 11. Ширина наружной кольцевой канавки 4 муфты 3, в которой размещена вилка 6, больше толщины вилки 6. При работе механизма в момент, когда рабочие поверхности вкладышей 9 вступают во взаимодействие с ответными поверхностями полумуфты 7, сбрасывает фиксатор 11. Перемещение вилки 6 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться на определенное расстояние под действием клиновой пары, образованной вкладышем 9 и ответной поверхностью полумуфты 7. При этом между стенками канавки 4 и вилкой 6 образуется зазор, исключающий трение вилки 6.

Действие на вкладыши 9 центробежных сил обеспечивает надежность фиксации муфты 3 относительно полумуфты 7.

3 ил.

1

136854

Изобретение относится к машино . строению и может быть использовано в коробках передач.

Целью изобретения является повы(5 шение долговечности механизма за ! счет уменьшения износа элементов ме( ханизма путем исключения взаимного

|, контакта после переключения, т. е. при работе передачи.

На фиг. 1 изображен механизм переключения коробки передач; на фиг.2разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3— взаимное расположение элементов в конце переключения. 15

Механизм переключения коробки пе редач содержит корпус 1, вал 2, установленную на валу осеподвижную зубчатую муфту 3 с наружной кольцевой канавкой 4, осеподвижно установленный 20 в корпусе 1 параллельно валу 2 шток

5, закрепленную на штоке 5 и размещенную в наружной кольцевой канавке

4 муфты 3 вилку 6, зубчатую полумуфту 7 для взаимодействия с муфтой 3 и 25 фиксатор для фиксирования муфты 3 на валу 2 в осевом направлении. Фиксатор выполнен в виде установленных в кольцевом пазу муфты 3 и подпружиненных в радиальном направлении вала 2 30 посредством плоских пружин 8 вкладышей 9. В кольцевом пазу муфты 3 вкладыши 9 удерживает сепаратор 10, представляющий собой тонкостенную обойму с прорезями под вкладыши 9, 35 установленную на наружной цилиндрической поверхности муфты 3. Рабочие поверхности каждого из вкладышей 9— конические относительно оси вала 2 и симметричные относительно плоскости, перпендикулярной этой оси. На полумуфте 7 выполнена внутренняя кольцевая канавка с рабочими поверхностями, ответными и аналогичными рабочим поверхностям вкладьппей 9. В 45 корпусе 1 установлен дополнительный фиксатор 11, взаимодействующий со штоком 5. Ширина Н наружной кольцевой канавки 4 муфты 3 больше толщины h вилки 6. На торце полумуфты 7 выполнена фаска 12.

При работе механизма переключение передач осуществляют введением в зацепление зубчатой муфты 3 с зубчатой полумуфтой 7. Для этого перемещают шток 5 вправо (фиг.1). Фаской 12 вкладыши 9 утапливаются в кольцевой паз муфты 3. В момент, когда конические рабочие поверхности вклады2 2 шей 9 и внутренней кольцевой канавки полумуфты 7 вступают во взаимодействие, срабатывает фиксатор 11.

Перемещение вилки 6 вместе со штоком

5 прекращается, а муфта 3 продолжает перемещаться под действием клиновой пары: вкладыш — внутренняя кольцевая канавка до положения, изображенного на фиг. 3.

Вследствие разности ширины Н кольцевой канавки 4 муфты 3 и толщины h вилки 6 между последней и стенками канавки 4 образуется зазор 8

Наличие зазора d исключает трение вилки 6 о стенки канавки 4 в работающей передаче.

Действие на вкладыши 9 значительных центробежных сил в работающей передаче обеспечивает надежную фиксацию муфты 3 относительно полумуфты 7.

При введении в зацепление муфты

3 с полумуфтой 7 при вращающемся вале 2 коническая поверхность вкладышей 9 с фаской 12 образуют пару трения, играющую роль синхронизатора.

Формула изобретения

Механизм переключения коробки передач, содержащий корпус вал, установленную на валу осеподвижную зубчатую муфту с наружной кольцовой канавкой, осеподвижно установленный в корпусе параллельно валу шток, закрепленную на штоке и размещенную в наружной кольцевой канавке вилку, зубчатую полумуфту для взаимодействия с муфтой и фиксатор для фиксиро-, вания муфты на валу в осевом направлении, выполненный в виде подпружиненных относитечьно оси вала вкладышей с коническими относительно оси вала и симметричными относительно перпендикулярной этой оси плоскости рабочими поверхностями на каждом из них для взаимодействия с аналогичными ответными рабочими поверхностями внутренней кольцевой канавки одной из деталей, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, ширина наружной кольцевой канавки муфты больше толщины вилки, фиксатор установлен на муфте, внутренняя кольцевая канавка выполнена на полумуфте, а механизм снабжен установленным в корпусе дополнительным фиксатором для взаимодействия со штоком.

1368542

Фиг. Г

Составитель М.Левинский

Техред Л.олийнык Корректор С.Шекмар

Редактор В.Бугренкова

Заказ 235/34

Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Механизм переключения коробки передач Механизм переключения коробки передач Механизм переключения коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию И1мпульсного привода

Изобретение относится к машиностроению , в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости

Изобретение относится к машиностроению и направлено на рав номерное распределение нагрузки и повышение нагрузочной способности за счет снижения трения скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах приборов и систем управления

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет вращательное движение ведущего звена устройства преобразовать в возвратнопоступательное движение звена, предназначенного для соединения с испытательной машиной

Изобретение относится к приборостроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроеншд

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, преимущественно к устройствам управления коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач машины

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам управления коробкой передач инвалидами

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода
Наверх