Способ нарезания храповых колес и дисковая угловая фреза для его осуществления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нарезании зубьев храповых колес. Целью изобретения является повышение точности и производительности зубонарезания и расширение технологических возможностей путем обработки храповых колес с использованием метода обкатки. Нарезание храповых колес производят дисковой угловой фрезой при взаимном обкаточном движении колеса и фрезы. При этом фрезу устанавливают под углом по отношению к торцовой плоскости колеса , определяемым по выведенной зависимости , а передняя поверхность зуба фрезы наклонена к основной плоскости под передним углом Y, определяемым из соотношения: V arctg х2(уз-У) -ХЗ(УО- -yi)l:(y2-yi)(z3-R)-X3(z2 R). где X, у, Z -. координаты различных точек режущей кромки фрезы. Углы наклона боковых режущих кромок зуба фрезы определяют из соотношений аналогично определению угла Y- 2 с.п. ф-лы, 6 ил. С (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 B 23 F 5 12

1 j

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4059231/31-08 (22) 23.04.86 (46) 15.02.88. Бюл. № 6 (71 ) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) П. P. Родин, А. С. Одинцова и М. И. Олифиренко (53) 621.924.6 (088.8) (56) Семенченко И. И. и др. Проектирование металлорежущих инструментов. М., 1962, с. 323, 801, 836. (54) СПОСОБ НАРЕЗА НИЯ ХРАПОВЫХ

КОЛЕС И ДИСКОВАЯ УГЛОВАЯ ФРЕЗА

ДЛЯ ЕГО ОСУШЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нарезании зубьев храповых колес. Целью изобретения является повышение точности и про„„SU„„1373501 A 1 изводительности зубонарезания и расширение технологических возможностей путем обработки храповых колес с использованием метода обкатки. Нарезание храповых колес производят дисковой угловой фрезой при взаимном обкаточном движении колеса и фрезы.

При этом фрезу устанавливают под углом по отношению к торцовой плоскости колеса, определяемым по выведенной зависимости, а передняя поверхность зуба фрезы наклонена к основной плоскости под передним углом у, определяемым из соотношения: у = агс1д 1(х2 (уз — у i) х; (у. — у1) ): ((у2 — у1) (хз — R) — хз (22 — R) ) j, Где х, у, z †. координаты различных точек режущей кромки фрезы. Углы наклона боковых режущих кромок зуба фрезы определяют из соотношений аналогично определению угла у. 2 с п. ф лы, 6 ил.

1 >7350! (r>i 7 > — — - — !

7r

:i I (. В(П ! (Л /».) с « ((, — — > i ((-тс

50

Изобретение от«<>сигся к ма(пни<>с гр(>сник> и может быть использовано при нарезании зубьеB храповых колес.

1 E<. It> K) H {обрс т(. ни Я Я в. (Я(тся (lo(>f>(I«(({El<. точности, произВодительности и рас(пирение 5 тс«(пологи ч еск их вози}ож ностей.

I (а ф 11 (. 110K<1.!а f1 H лис кОВа и » Г 1 она Я фреза, общий вил; на фиг. 2 сечение

Л Л на фиг. 1; ii<> фиг., 1 сечение Ьна фиг. 1; на фиг. 4 схема Обработки «раповы«колес .(исковой угловой фрезои; í

ПО «рсдложенному спс>собу нареза«не

«раповы«колес производят дисковой углоВои фр(зои (IpH Обкаточном лВижс ни и колеса и (f)p(!3»(, при этом фрезу устанавливан)т пол углом наклона T Ilo oT(Eo(k((.fikffo

h торцовой пл< hr)(ти колеса, определенI (() «I y и 3 (< > () T í <) I I I (. k{ kf ÿ

7. > т - — а Гс >111

20 пl(/>, KO!)p:Ekf f{;>T;> I3(() I!(1{»»OH точки М

Зуба фрсзы в системе координат . «», {», /», O}3 Я.3<1 HHОЙ C KО, I(. OМ, гле нулевые координаты коле <1 с()}31!<3;1<>N)T с Il(. «тром фре >ы; 25 ! «Ill()IIICHH< «ГЛОВЫХ СКОР<>С(Ей ВЫ6«рают равным Отношс«ик> чисел !«6E>(> колсс;1 7. к чис/(«{убьев

lPe:! t t /I.

Л межосен<>с рассп>янис. ,< (,иск«}3(>31 фреза, Ос«ществляющая I(арс 30 ванне «рапового ко.!оса по предложенному способу, имеет зубья с прямолинейными p(B(р «({ОС 1 Ь

«r);i фрс»Ы « а К l()II(«;i К <>< «(>f! I{()É «, I()(. кости (1().i «глами:

П(P(.,1« И И «ГО,(« («, (} « (« у>) 3 — (гс((.,.!, } (р (...,) (/. Р}>

« I (l,l I,ih н>«;> ()сж3 «(си Kp(l!Ihkl

><> r>, > (> <>> х r>, 1>l

« I1 «>! fi ! <>i!1>I «p(. «> с « i li «h (" 1<>h

r) l ii(>O И Гr, li>«() li, i <)(hr > I ll f>r :3 I fikk k{, I, I(Х>\э«,, 3 3 (i, /i/> / > К(>ОР (ИИ > I I > и f> М, В >i Е р(ж«п(и«кромок ф(н {ы и kI,— гс м(к<>ор,i«ll;i Г «. > /, «ри этом 1< >(<и М, В

E. с()()1 f!((с(!{с ни<) и 31(N> I Ko«Pли:.I l:

М(О, у . J«}, В(, . / ), (:.(х>у>/,).

Ф роз,i (! >(Ir>kf Г из к< (>«« (" ..31«и «з«

6>ьсн ", (>.1«рж;illlki«p(.ж«п(и(кр<>(!ки, { и 4, J)i (О «P(, I(. .}Я{ 1 С >1 «! 1 <> > И ,"э и (> (3 I, lн<1 р(я « lll(й Kромки (« I О.I /,) 55

В про>!ессе Обработки .Заготовка Врац(ается !3<>кЫà с!>Ос Й Оси «Уг, l()13()ki ско(Я)(тьи) (»,;I «истр««1(пт «р;«ца(этся (уг/Ir) вой скоростьк) (>1. Го({ершается также движение по..(ачи фрезы вдоль оси заготовки.

Вращение заготовки и фрезы кинематически свя:>а ны друг с,1ругoM. Отношение уг (овы«скоростеи Выбирается равным (»> Zi гле / число зубьев проектируемой фрезы;

7i число зубьев обрабатываемого коIеса

В качестве режущей кромки примем линии> контакта в определенный момент времени поверхности детали и исходной инструментальной поверхности фрезы, при этом профиль детали изображается линией Е/М2В>. Для того, чтобы при обработке не было переходных кривых во впадине детали. угол т наклона фрезы выбирают так, чтобы на границе участков, т.е.

Образук)щей поверхности детали соответствук»цей точке М, не было разрыва. Для этого необходимо, чтобы в одной из точек

Образуи)(цей скорость С движения поверхности я(тали От!« . «Г Ihtlo инструмента бы<1 l f« > М с координатами «r>

У»; /» . (.hr>P<)OT! %< этОЙ ТОЧКИ, КаК СУММа (hop(i»1 си,l i! >> «Вp<1 Ill!>ò(/1 ьll ы х л {{и ж(ни Й с у Г, l r > l 3 t>I (> li (> < > p r ) (Г Я (>1 II (» > kl r» i, 6 «де 1 р а В l (а ,1 (Л х,> э ) (» > (ОВ1 -+. J ((Л вЂ” 7!>> ) (i> r ) Ill T (» Х» (+ E« f (» >><» (» > (X>, >СОВT — уr»" 1П T) 1, глс Л межосевос расстояние.

Так как (><>p;iзующая, соответствуюп(ая

Г<) IK(М, параллсльна Оси х<, проекции скорости 3 на Оси 7» и у 2 равны }{ул}О. (.лсдова Гсльно (Л 7»)<» В!пт- <»хr;>=0:

> у, (>1(«, (Окт у„„»lf1{) = — 0

Решая Гу си(тс((«опнн ит(ль»О угла т

>I 1((. 3!

)С«орли«(1 Гы «(рвой т<>чки М («,», у»; ,>с жуп>с и kj>o«lêkk фре >ы: у: = (1 кl(1 ((<- 1.2(O: >р:

/„, =- 1 <ь!и ((" h1<.

Т;1 к >К (н)вор«щк ть I(T;lëè Ограничена п.l<)окосгями, ()е>h«щи(кромки фрезы с)у1>/т пря«(олинейным>!. )1(1}{дсм Вторук> T<)»K на Образ«к»цей, с«оп>с тс1 (3«и»цую 1очке В > (уr>,.

7 }.

r, . h(J f) O(T (3> () I I I OC k I T(..1 ь и О ГО д В И Ж (Н И Я 13

>1 (>«1 (/1, >1<1<. <) У.ir. 1 Р<>В На — >(Л » i ) < >1 <>BT+J ((Л вЂ” /<» ) >iSI(IT

< > х,» (+ (с ((» у, 1»>1(х >>совт -- у»(в!пт) ) .

fE(>pe{;}ль к «Оьсрхности летали В точка«

>) <>(с м

1373501 у=-arct

Форзг г)ла изо б ре тен ия

7.o> т=- агс..гп (А

z, ) Х= 11Д Ч7-К, тогда ура в нен не контакта запишется сле дующим образом:

)хг V = ((А — z (i ) го | s i и т — о) g z o 1 1 g Ч

o)2уoI + o)l (xoicosT — уoislllT) = — О.

Координаты точки В будут: (1 VsinT (zoit )V+yoi) — А V япт1д Т

Xni =

CnST

vni=hisin V + Licos Ч

zoi = 1 isirt V — hicos Ч"

Аналогичным образом, рассматривая об разующую, соответствующую точке Е2 (у)3

zo3) найдем третью точку Е (<03 vo3, багз)

После определения координат точек М

В и Е определяют углы наклона режу щих кромок, а именно углы 1, A., Ql и г(.:, ко торые соответственно равны: (v2 — vi) (zi-- R) — (у3 — yi) (z2 — R)

Х3 Z3 — Х3 7 — ) 2 г уз

q1=аг tg ; г(. = arct х R

1. Способ нарезания храповых колес дисковой угловой фрезой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности нарезаемоп) колеса и увеличения производительности, нарезание производят при обкатном движении колеса и фрезы, при этом фрсзу устанавливают под углом к торцовой плоскости колеса, определяемым из соотношения где T — угол наклона фрезы к торцовой плоскости колеса;

zoo — координата вершинной точки М зуба фрезы в системе координат Xo, Yii, 5 Zo, связанной с колесом, где нулевые координаты колеса саяна;гают с центром фрезы;

V — отношение угловых скоростей выбирают равным отногценик) чисегг

10 зубьев колеса z к числу зубьев фрезы zi, А — межосевое расстояние колесо- фреза.

2. Дисковая угловая фреза для нарезания храповых колес, содержагцая зубья с

15 прямолинейными режущими кромками, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения точности, передняя поверхность зуба фрезы наклонена к основной плоскости под уг20 лами: передний угол х2(v3 ъ! ) — хз(v2 — ъ г) (уг — v I) (z)v3 x i z -25 угол наклона режущей кромки

i . à rctg

v2 — i )) (хз — R) — (х ) х ) (/3-- В)

Х2 (73 — — ) — X i (7!

30 углы наклсгна боковых режугцих кромок: г = arctic ; г12 = arctic

1 V2 Х3

7 i= где х х.х3, у|угу3. zizzz) координаты точек М, В и Е режущих кромок фрезы в сис35 теме координат XYZ, при этом точки М, В

Е соответственно имек)т координаты: м(0; у>, R), B (x2; у..; z ), F (x и i, z i) в системе координат, где иx нача 3о размещено на оси симметрии фрезы в се г;еггтре.

1373501

@VP.

Рие5 (:осгавитель ><. Гадатес<ев

Релактор М. Келсмеш Тепрел И. Версс Корректор М.;lei<

Заказ 329 9 Тираж 879 I 1и а ни с ное

Б11И1111}! Государственного комитс а (3:<.:Р ш> лслам изобретений и <открытий

119()35, Москва, Ж 35. Ра< шская наб., д 4, 5 (1рои <ноясгвснно-нолиг1>;«1>«ческое нре.<нрия>ие, <. Ужгород, ул III><>< ктн«я, 4

Способ нарезания храповых колес и дисковая угловая фреза для его осуществления Способ нарезания храповых колес и дисковая угловая фреза для его осуществления Способ нарезания храповых колес и дисковая угловая фреза для его осуществления Способ нарезания храповых колес и дисковая угловая фреза для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению , в частности к зубодолбежным станкам с ЧПУ для обработки зубчатых колес в условиях обката

Изобретение относится к области станкостроения и найдет применение на зубодолбежных станках, предназначенных для обработки винтовых зубчатых колес

Изобретение относится к станкостроению , в частности к зубодолбежным станкам с касательным врезанием инструмента

Изобретение относится к станкостроению , в частности к зубообрабатывающим станкам, и может быть использовано при массовом изготовлении цилиндрических зубчатых деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нарезании зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке зубчатых колес

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к нарезанию зубчатых колес с двойной бочкообразностью, которые используются в зубчатых передачах с поньгаенной точностью сборки

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес стандартными долбяками

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к способам исследования затирания при зубодолблении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к станкам для чистовой обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля, преимущественно закаленных

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке в условиях обката долбяком зубчатых колес с криволинейной формой по длине зуба

Изобретение относится к зубообработке, преимущественно криволинейных по длине зубьев цилиндрических зубчатых колес с наружными и внутренними зубьями в условиях обката
Наверх