Механизм переключения передач

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель - упрощение конструкции - достигается за счет исключения ряда элементов путем совмещения нескольких функций, вьтолняемых одним и тем же элементом. Кривошип 7 установлен на валу.8, связанном с педалью переключения. На кривошипе 7 с возможностью поворота относительно оси 6 установлен рычаг 3 с треугольными выступами 4 и 5 и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами 2 барабана 1. Последний имеет канавки для взаимодействия с вилками переключения передач. В рабочем положении рычага 3 стороны треугольника каждого выступа 4, 5 касательны к соседним штифтам 2, Угол у при вершине треугольника определен из соотношения ф j: f.y f } Уол мвХцу удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта 2 и барабана 1, р - угол трения для пары штифт-выступ, выбранный равным р ТПри переключении передач кривошип 7 совершает угловое перемещение. Рычаг 3 выступом, например 4, захватывает штифт 2 и поворачивает барабан 1 на угол, соответствующий вклюг чению требуемой передачи. Фиксация рычага 3 и барабана 1 в этом положении обеспечивается заклиниванием выступа 4 между соседними штифтами 2 благодаря геометрии треугольника выступа 4. В результате не треЬуется дополнительных стопоров и ограничителей , что упрощает конструкцию. 9 ил. Л-А i СЛ 00 г СЛ 1чЭ СЛ

СОЮЗ COBEÒÑÍÈÕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„79525 A 1 (51)4 F 16 Н 5 04 27 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4122182/25-28 (22) 17.09.86 (46) 07.03.88. Бюл. В 9 (72) Н.Л. Платонов, А.А. Плешанов, А.И. Балахтар, Е.И. Гололобов, В.И. Пудовеев, Е.Е. Мишин и M.Â.×èбисова (53) 62 1.833(088.8) (56) Патент США В 3464280, кл. 74-142, 1969. (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель — упрощение конструкции — достигается за счет исключения ряда элементов путем совмещения нескольких функций, выполняемых одним и тем же элементом. Кривошип 7 установлен на валу.8, связанном с педалью переключения. На кривошипе 7 с возможностью поворота относительно оси

6 установлен рычаг 3 с треугольными выступами 4 и 5 и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами 2 барабана 1. Последний имеет канавки для взаимодействия с вилками переключения передач ° В рабочем положении рычага 3 стороны треугольника каждого выступа 4, 5 касательны к соседним штифтам 2, Угол у при вершине треугольника определен из соотношения q р+, где 1 — угол меЖду удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта 2 и барабана 1, р — угол трения для пары штифт-выступ, выбранный равным р 7.

При переключении передач кривошип 7 совершает угловое перемещение, Рычаг 3 выступом, например 4, захватывает штифт 2 и поворачивает барабан 1 на угол, соответствующий вклю-. чению требуемой передачи. Фиксация рычага 3 и барабана 1 в этом положении обеспечивается заклиниванием выступа 4 между соседними штифтами

2 благодаря геометрии треугольника выступа 4. В результате не требуется дополнительных стопоров и ограничителей, что упрощает конструкцию.

9 ил.

1379525 б )"

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах переключения передач.

Целью изобретения является упрощение конструкции механизма, что достигается за счет исключения ряда элементов конструкции путем совмещения нескольких функций, выполняемых одним и тем же элементом.

На фиг. 1 изображен механизм переключения передач; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1, рычаг, нейтральное положение; на фиг. 3 и 4 — то же, рычаг, рабочее положение; на фиг. 5 рычаг механизма переключения; на фиг. 6 и 7 — соответственно схема взаимодействия выступа рычага со штифтом и схема сил при этом взаимодействии; на фиг. 8 и 9 — соответственно схема взаимодействия выступа рычага с соседними штифтами и схема сил при взаимодействии наружной стороны клина выступа со штифтом.

Механизм переключения передач содержит барабан 1 с установленными по его окружности параллельно оси цилиндрическими штифтами 2 и размещенный в перпендикулярной этой оси плоскости рычаг 3 с двумя треугольными в этой же плоскости выступами 5 и 4 со встречно направленными вершинами треугольников и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами 2 барабана 1. В рабочем положении рычага 3 (фиг. 3, 4 и 8) стороны треугольника каждого выступа 4 и 5 касательны соседним штифтам 2. Угол при вершине треугольника определен из соотношения где 4 — угол при вершине треугольника, угол между удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта 2 и барабана 1; а — угол трения для пары штифт

2 — выступ 4 (5), выбранный равным или меньшим угла

Рычаг 3 установлен с воэможностью поворота на оси 6 кривошипа 7. Последний закреплен на валу 8 переключения, поворачиваемом ножной педалью (не показана). На валу 8 установлена возвратная пружина 9 двойного действия, Между усиками возвратной

50 пружины 9 размещены закрепленный на кривошипе 7 упор !О и закрепленный на корпусе 11 упор 12 ° Рычаг 3 поджимается к штифтам 2 барабана 1 пружиной 13, На барабане 1 выполнены лунки 14 для взаимодействия с фиксатором 15 и криволинейные кольцевые пазы 16-18 для взаимодействия с вилками 19-21 переключения передач. Б отличие от остальных криволинейный кольцевой паз 16 не замкнут в окружном направлении и имеет глухие стенки 22.

Механизм переключения передач работает следующим образом.

В процессе переключения передачи кривошип 7 совершает угловое перемещение с валом 8 от движения ножной педали (не показана), Рычаг 3 линейно перемещается, прижимаясь своей впадиной одновременно к двум штифтам

2 барабана 1 пружиной 13, В зависимости от перемещения кривошипа 7 вправо или влево один из выступов, например 4, захватывает штифт 2 барабана 1, заставляя последний совершить поворот, совпадающЬй» с движением рычага 3, который соответствует расстоянию между двумя соседними штифтами 2.

Движение рычага производится до тех пор, пока соседний с захваченным штифтом 2 не коснется удаленной по отношению к впадине стороны треугольника выступа 4 (фиг. 3 и 8). В этот момент барабан 1, повернутый на угол, соответствующий включенной передаче, остановится. Остановится и рычаг 3.

Механизм заклинит. Самоторможение рычага 3 обеспечивается клиновидностью выступа 4, клин которого является запирающим при взаимодействии с соседними штифтами 2.

В момент переключения передачи, когда рычаг 3 при своем перемещении поворачивает барабан 1 на штифт 2, от ножной педали действует движущаяся сила P. Схема сил, действующих на выступ 4, показана на фиг ° 6 и 7 °

При воздействии внешней силы за счет разницы сил трения и сил полезного сопротивления выступ 4 втягивается вовнутрь барабана 1

Р sind, fN, где f — коэффициент трения;

Ы вЂ” угол наклона ближней по от1379525

") (P+f)

Т, = Ptg(p+ )

Т 2 = Рок $1п()3 Т) 1 ч с p -y ношению к впадине стороны треугольника выступа 4, Угол принимается в пределах

Ю

25-35, исходя из условия, что при обратном ходе кривошипа 7 нужно обеспечить беспрепятственное соскальзывание рычага 3 со штифтов 2 под действием противоположно направленного усилия P. От действия движушей силы P относительно оси вращения барабана 1 появляется момент. Во время заклинивания выступа 4 между соседними штифтами 2 появляется окружное усилие Р „р (фиг. 8 и 9) .

Силы полезного сопротивления (Р,„р з пу) больше сил трения

F = fN, чтобы при снятии нагрузки они могли бы преодолеть силы трения и вызвать перемещение выступа вниз.

Это условие обеспечивается при 1",р.

При снятии усилий с педали кривошип 7 под действием уже возвратной пружины 9 движется влево и возвращается в исходное положение (нейтральное), Вместе с кривошипом 7 движется и рычаг 3. От самопроизвольного обратного поворота после прекращения действия движущей силы барабан 1 блокируется фиксатором 15. При возврате в исходное положение усилие пружины 9 воздействует через рычаг 3 на штифт 2, удаленной по отношению к впадине стороной треугольника выступа 4. Рычаг 3 при этом движется вниз (выступ 4 соскальзывает со штифтов 2). Сжимается пружина 13, чтобы затем рычагу 3 стать в нейтральное положение, прижавшись впадиной к штифтам 2 (фиг. 2). При движении рычага 3 вниз на выступ 4 действуют тангенциальные силы Т, и Т, которые, создавая момент относительно оси 6 вращения рычага 3, стремятся сдвинуть выступ 4 вниз относительно штифтов 2 барабана 1: где я — угол наклона удаленной стороны треугольника;

p — - угол трения пары штифт-выступ.

При заторможении выступ 4 удерживается, если Т -Т, О или

P о„р sin(p — у) — Ptg(p+o() < О.

Если Р „p = P, то условие самоторможения треугольного выступа 4 где (p -«) = q — угол при вершине треугольника.

При Р = у угол при вершине треугольника не должен быть больше двойного угла трения, Переключение передач с использованием выступа 5 аналогично описанному. При переключении на высшую передачу (пятую) или низшую (первую) движение рычага 3 ограничивается вилкой 19, которая в положении включенной передачи упирается в стенку

22 криволинейного паза 16.

Таким образом, ограничение дви..ения рычага 3 и барабана 1 до любого заданного положения производится путем заклинивания выступов 4 и 5 рычага 3, обеспечиваемого геометрией треугольника. Это позволяет избежать дополнительных ограничителей и фиксаторов, что упрощает конструк25 цию ° формула изобретения

Механизм переключения передач, содержащий барабан с установленными по его окружности параллельно оси цилиндрическими штифтами и размещенный в перпендикулярной этой оси плоскости рычаг с двумя треугольными в этой же плоскости выступами со встречно направленными вершинами треугольников и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами бара40 бана, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, в рабочем положении рычага стороны треугольника каждого выступа касательны к соседним штифтам, а угол при вершине треугольника определен из соотношения где V — угол при вершине треуголь50 ника; — угол между удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штиф55 та и барабана, p — угол трения для пары штифтвыступ, выбранный равным или меньшим угла (1.379525

uz.

rt

Щ/г. 7

Составитель M.Ëåâèíñêèé

Текред Л.Олийнык Корректор М,Шароши

Редактор Л.Лангазо

Заказ 962/37

Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Механизм переключения передач Механизм переключения передач Механизм переключения передач Механизм переключения передач Механизм переключения передач Механизм переключения передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к клиноременным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транс1 шссиям транспортных средств

Изобретение относится к механическим передачам Изобретение позволяет повысить износостойкость и КПД передачи за счет более равномерного нагружения зубчатого колеса

Изобретение относится к червячным передачам с регулируемым зазором и позволяет повысить точность и удобство регулировки межосевого расстояния в червячной передаче, а также расширить технологический допуск на межосевое расстояние при изготовлении деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах

Изобретение относится к обработке металлов резанием, а именно к станкам для резки изделий цилиндрической формы и профильного проката

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве отсчетно-силового редуктора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным передачам вращательного движения, и может быть использовано в дискретных системах управления механизмами

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах для обеспечения прерывистого шагового перемещения ведомого звена

Изобретение относится к общему машиностроению и является усовершенствованием известного механизма, описанного в авт.св

Изобретение относится к обохему машиностроению

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах для получения прерывистого врашения ведомого звена

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх