Гидромеханическая коробка передач

 

Изобретение относится к автостроению , в частности к трансмиссиям автомобилей. Цель изобретения - повышение КПД путем сокращения потерь при холостом вращении шестерен постоянного зацепления, имеющих наибольшие окружные скорости в зубчатой передаче . Зубчатые шестерни 10-13 размещены в один вертикальный ряд, работающий под нагрузкой на первых двух низших передачах, и отключены от вращения на последней ускоряющей пятой передаче зубчатой муфтой чения синхронизатора 28. I ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

° (!9! (1!) (5!) 4 В 60 К 17 1О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ «а

ЗВС»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,!3.

К ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4! 29299/40-) 1 (22) 08.!0.86 (46) 30.03,88, Бюл. И 12 (72) А.В.Белослудцев (53) 629.!13(088.8) (56) Лапидус В.И. и др. Гндромеханические передачи автомобилей. М.: Машгиз, 1961. с. 414, фиг. 247 ° (54) ПЩРОМЕХАИИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к автостроению, в частности к трансмиссиям автомобилей. Цель изобретения - повышение КПД путем сокращения потерь при холостом вращении шестерен постоянного зацепления., имеющих наибольшие окружные скорости в зубчатой передаче. Зубчатые шестерни 10 — 13 размещены в один вертикальный ряд, работающий под нагрузкой на первых двух низших передачах, и отключены от вращения на последней ускоряющей пятой передаче зубчатой муфтой включения синхронизатора 28. 1 ил.

1384428

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, например автомобилей.

Цель изобретения — повышение КПД путем сокращения потерь при холостом вращении шестерен постоянного зацепления, имеющих наибольшие окружные скорости в зубчатой передаче. 10

На чертеже изображена кинематическая схема гидромеханической коробки передач (сцепление в трансмиссии транспортного средства отсутствует).

Гидромеханическая коробка передач содержит корпус 1, турбинное колесо

2, в корпусе 1 последовательно установлены гидротрансформатор 3 и механическая коробка 4 передач, состоящая из первичного вала 5, промежуточ- 20 ного вала 6, выходного вала 7, вторичных валов 8 и 9, жестко закрепленных на валах шестерен 10-13, свободно посаженных на валах шестерен 14

21, межосевого блокируемого дифферен- 25 циала 22, муфты 23 включения блокировки дифференциала, колодочного тормоза 24, муфты 25 включения передач, дискового тормоза 26, торсионного вала 27, На первичном, промежуточном 30 и выходном :залах установлены блокирующие устройства муфты включения передач.

На ступице шестерни 18 установлена муфта. синхронизатора 28 и инерционный синхронизатор.

Механическая коробка передач ра-. ботает следующим образом.

Управление электропневматическое.

Переключение передач на ходу транспортного средства производят с помощью блокирующего устройства муфты включения передач, когда частоты вращения вала и включаемой шестерни разные.

После уравнивания частот вращения вала и шестерни, например изменением числа оборотов вала двигателя, изменяется направление относительно вращения вала и шестерни. Вследствие

50 этого момент трения, приложенный к блокирующему кольцу блокирующего устройства со стороны шестерни, изменяет направление своего действия, коль55 цо поворачивается на определенный угол и дает возможность муфте 25 переместиться и замкнуть силовую цепь трансмиссии на требуемой передаче.

Включение передач на стоящем транспортном средстве производится с помощью тормоза 26, торсионного вала 27 и блокирующего устройства муфты включения передач. После замыкания тормоза через торсионный вал останавливается промежуточный вал б и жестко связанные с ним массы, валы

5 и 7 и шестерни 10-13, включая турбинное колесо 2. Торсионный вал закручивается крутящим моментом, развиваемым гидротгансформатором на холостом ходу вала двигателя и инерционным моментом от замедляющихся масс, валов 5 и 7 и шестерен 10-13. После их остановки и прекращения действия инерционного момента торсионный вал раскручивается на некоторую величину,. проворачивая в обратную по отношению к вращению сторону валы и шестерни, разблокирсвывает при этом бло. кирующее устройство и позволяет его муфте переместиться и включить нужную передачу, Включение каждой передачи произво. дится перемещением одной зубчатой муфты включения передач в соответствующее крайнее положение, указанное на чертеже по направлению стрелки.

Такое включение по сравнению, например, с двойным перемещением муфт включения передач упрощает переключение передач. При перемещении одной из муфт включения передач в крайнее положение две,цругие при этом находятся в среднем положении и заблокированы от перемещения согласно схемы электропневмоуправления. Нейтраль в коробке передач обеспечивается установкой упомянутых трех муфт включения передач в среднее положение.

Зубчатой муфтой включения синхронизатора 28 одновременно с включением пятой передачи производится отсоединение ряда шестерен 14-16 от ведущей шестерни 18, т.е. отключение от вращения на холостом ходу.

Отключение производится на ускоряющей пятой передаче с целью сокращения максимальных потерь, образующихся на данной передаче при холостом вращении шестерен постоянного зацепления, имеющих на ней найбольшие окружные скорости в зубчатых зацеплениях.

Отключение производится, например, сжатым воздухом, поступающим из магистрали одновременно в бустер вклю1384428 чения зубчатой муфты включения синхронизатора и бустер включения пятой передачи. При обратном переходе с пятой на другую более низкую переда5 чу, например на четвертую или третью, производится обратное присоединение к силовой цепи отключенного ряда шестерен 14-16, работающего под нагрузкой позднее на первой и второй передачах. Так как процесс присоединения происходит заранее, то к моменту включения первой или второй передач упомянутый ряд шестерен оказывается вновь присоединенным к силовои цепи 15 и задержки при переключении передач не происходит, т.е. обеспечивается удобство в переключении передач.

Б редких случаях, когда понадобится включить nepsylo или Вторую переда- 20 чу следом за пятой, вначале включается зубчатая муфта включения синхронизатора 28, а следом за ней муфта

?5 включения передач. Очередность перемещения зубчатых муфт сблокирована механизмом переключения передач. Безударное включение зубчатой муфты. включения синхронизатора обеспечивается инерционным синхронизатором, который конусным фрикционным элементом разгоняет отключенный ряд шестерен

14-16 до частоты вращения шестерни

18, разблокировывается и позволяет своей зубчатой муфте войти в зацепление с зубчатым венцом средней шестерни 14 отключенного ряда.

Размещение шестерен 14-16 постоянного зацепления в один вертикальный ряд по сравнению с возможным раздельным их расположением позволяет изба40 виться от соединительных деталей, например соединительных муфт, и уменьшить синхронизируемую массу, а тем самым улучшить условия работы инерционного синхронизатора и увели45 чить его долговечность.

Отключение на холдстом ходу шестерен 14-16, имеющих наибольшую окружную скорость, производится для получения наибольшего положительного эффекта по сокращению потерь, снижению температурного режима и шумности коробки передач.

С помощью колодочного тормоза 24 производят эатормаживание стоящего транспортного средства.

Зубчатой муфтой 23 включения блокировки дифференциала осуществляется блокирование межосевого блокируемого дифференциала в трудных дорожных условиях для увеличения проходимости транспортного средства.

Формула и з обре т е н и я

i идромеханическая коробка передач, содержащая последовательно устанон— ленные в корпусе гидротрансформатор и механическую коробку передач, включающую в себя параллельные валы, шестерни постоянного зацепления, муфты включения передач, тормоз, кинематически связанный с первичным валом механической коробки передач, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД путем сокращения потерь при холостом вращении шестерен постоянного зацепления, имеющих наибольшие окружные скорости в зубчатой передаче, промежуточный и выходI ной валы связаны с первичным валом передачами постоянного зацепления, шестерни которых жестко соединены со своими валами, на промежуточном и выходном валах шестерни установлены свободно и связаны с ними муфтами, при этом на выходном валу одна иэ шестерен выполнена двойной, а на первичном валу свободно размещены три шестерни, первые две из которых соединены между собой синхронизированной муфтой, а третья с соседней шестерней связаны со своим валом управляемой муфтой, при этом шестерни первичного вала введены в зацепление соответственно с первыми шестернями промежуточного и выходного валов, с первой шестерней двойной шестерни выходного вала и с второй шестерней двойной шестерни выходного вала, а вторая шестерня промежуточного вала зацеплена с первой шестерней двойной шестерни выходного вала.

Гидромеханическая коробка передач Гидромеханическая коробка передач Гидромеханическая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходоуменьшителям, используемым для получения пониженных технологических скоростей движения тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к транспортным средствам с гидрообъе.мной трансмиссией, выполненной по четыре.хмашинной с.хе.ме с бортовой схемой поворота

Изобретение относится к сельскохозяйственному маи|иностроению, к конструкния.м гидросистемы сложной сельскохозяйственной техники, в частности тракторов

Изобретение относится к дорожностроительным ман1инам поточного действия и может исно

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к объемным гидравлическим трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к самоходным землеройным машинам

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх