Силовая установка

 

Изобретение позволяет повысить эффективность установки. Для этого установлен реостат 7 с исполнительным механизмом 8 и регулировочный вентиль 9 с обратньм клапаном 10. Генератор 6 вьтолнен в виде обратимой асинхронной электрической машины с самовозбуждением. Реостат 7 подсоединен к статору генератора 2. Измеритель 3 мощности подсоединен к вентилю 9 и исполнительному механизму 8. Обратный клапан 10 вентиля сообщен с атмосферой. Дополнительная мощность обратимой электрической машины, передаваемая на статор генератора 2, позволяет уменьшить момент сопротивления его ротора, преодолеваемый дизелем при резком увеличении нагрузки, что приводит к улучшению приемистости дизеля 1 и качества переходных процессов. 2. ил. с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.З 1 224 (50 4 Р 02 В 37/00 F 02 D 23/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ф 1. „, 13(/ Зя;

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1, ° и (21) 4076453/25-06 (22) 18.04.86 (46) 30.04.88. Вюл. № 16 (72) В.Ф. Тишкевич, В.А. Путятинский, П.В. Дружинин и В.В. Дыбок (53) 621.43.052(088.8) (56) Заявка Японии № 60-135618, кл. F 01 N 5/04, опублик.1985. (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность установки. Для этого установлен реостат 7 с исполнительным механизмом 8 и регулировочный вентиль 9 с обратным клапаном 10. Генератор 6 выполнен в виде обратимой асинхронной электрической машины с самовозбуждением. Реостат 7 подсоединен к статору генератора 2. Измеритель 3 мощности подсоединен к вентилю 9 и исполнительному механизму 8.

Обратный клапан 10 вентиля сообщен с атмосферой. Дополнительная мощность обратимой электрической машины, передаваемая на статор генератора 2, позволяет уменьшить момент сопротивления его ротора, преодолеваемый дизелем 1 при резком увеличении нагрузки, что приводит к улучшению приемистости дизеля 1 и качества переходных процессов. 2. ил.

1392248

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и может быть использовано в силовых установках с дизельными двигателями внутреннего сгорания и с турбонаддувом.

Целью изобретения является повышение эффективности установки путем улучшения качества переходных процес- 10 сов.

На фиг. 1 представлена схема силовой установки; на фиг. 2 — зависимость электрической мощности P генератора от частоты его вращения и.

Силовая установка содержит дизель

1, подсоединенный к его валу электрический генератор 2, измеритель 3 мощности, турбокомпрессор 4, дополнительную газовую турбину 5, дополнительный генератор 6, реостат 7 с исполнительным механизмом 8 и регулировочный вентиль 9 с обратным клапаном 10, Измеритель 3 мощности подключен «5 к выходному контакту 11 генератора 2.

Турбокомпрессор 4 подсоединен через воздухонапорный патрубок 12 к впускному ресиверу (не показан) дизеля и через газоприемное отьерстие 13 к выпускному коллектору (не показан).

Дополнительная газовая турбина 5 сообщается с газовыхлопным отверстием

14 турбокомпрессора 4. Дополнительный генератор 6 подключен к газовой турбине 5, снабжен электрическими контактами lI5 и lá статора и ротора (не показан) и выполнен в виде обратимой асинхронной электрической машины с самовозбуждением. Реостат 7 под- > соединен к контакту 16 ротора дополнительного генератора 6, контакт 15 статора этого генератора 6 связан с выходным контактом 11 электрического генератора 2. Измеритель 3 мощности подсоединен к регулируемому вентилю

9 и к исполнительному механизму 8 реостата 7, а обратный клапан 10 вентиля 9 сообщен с атмосферой.

Характеристика генератора (кривая 17 на фиг. 2) соответствует работе установки без нагрузки, а кривая 18 (на фиг, 2) — работе установки с нагрузкой в установившемся режиме.

Установка работает следующим образом.

Отработавшие газы из дизеля 1 поступают в газоприемное отверстие 13 турбокомпрессора 4, а затеи через газовыхлопное отверстие 14 — в дополнительную газовую турбину 5. Последняя вращает дополнительный генератор 6, который вырабатывает электрический ток. Сжатый в турбокомпрессоре 4 воздух подается через воздухонапорный патрубок 12 во впускной ресивер дизеля 1.

При запуске дизеля 1 измеритель 3 мощности не вырабатывает управляющие сигналы. В этом случае воздух в дизель поступает через открытый обратный клапан 10 регулировочного венти— ля 9, минуя турбокомпрессор 4. При этом регулировочный реостат 7 имеет сопротивление, соответствующее режиму холостого хода дизеля 1.

По мере возрастания частоты вра— щения ротора генератора 2 на его выходном контакте 11 появляется напряжение, которое подается на контакт

15 статора дополнительного генератора б (обратимой асинхронной машины ), который начинает приводить во вращение дополнительную турбину 5, соз,цавая разрежение в газовыхлопном отверстии 14 и сокращая тем самым время раскрутки турбокомпрессора 4. За счет повышения температуры и давления газов увеличивается мощность турбокомпрессора 4 и турбины 5. Увели- . чение мощности турбокомпрессора 4 приводит к росту давления воздуха в воздухонапорном патрубке 12, а возрастание мощности турбины 5 — к увеличению частоты вращения дополнительного генератора 6.

При достижении частоты вращения обратимой электрической машины, превышающей синхронные, она переходит в режим генератора электрической энергии, потребляя от основного генератора 2 реактивную мощность для возбуждения и отдавая в цепь статора генератора 2 активную мощность, которая расхоцуется на создание дополнительного крутящего момента, приложенного к ротору основного генератора 2 и направленного согласно с моментом, создаваемым дизелем 1. Момент сопротивления ротора генератора 2 обусловленной электрической реакций ротора и трением в подшипниках в режиме холостого хода установки остается постоянным, что позволяет, уменьшая по1392248 дачу топлива в дизель 1, добиться баланса моментов, приложенных к ротору генератора 2.

Таким образом, переход обратимой электрической машины в режим генератора и подача электрической энергии в цепь статора основного генератора

2 позволяют увеличить мощность и экономичность установки. При этом харак- 1р теристика электрической машины (генератора 6) соответствует кривой 17.

Частота вращения и< соответствует установившемуся режиму работы уста,новки на холостом ходу. 15

При мгновенном увеличении нагрузки на дизеле 1 измеритель 3 мощности вырабатывает два управляющих сигнала.

Один из них поступает на электрическую часть привода регулировочного 20 вентиля 9, вызывая перемещение золотника вентиля 9, который сообщает воздухонапорный патрубок 12 турбокомпрессора 4 с впускным ресивером дизеля 1, увеличивая тем самым подачу 25 воздуха на сгорание топлива. Закон регулирования положения золотника вентиля 9 от величины нагрузки дизеля 1 задается исходя из необходимости получения оптимального значения коэф- 3р фициента избытка воздуха, обеспечивающего полное сгорание топлива в цилиндрах дизеля 1.

Второй управляющий сигнал от измерителя 3 мощности с выдержкой по времени поступает также на исполнительный механизм 8, который, воздействуя на реостат 7, через контакт 18 изменяет наклон характеристики обратимой электрической машины таким образом, 40 чтобы при увеличении частоты ее вращения в цепь статора основного генератора 2 передавалась электрическая мощность, вырабатываемая в режиме холостого хода установки. Выдержка 45 оп времени включения исполнительного механизма 8 реостата 7 позволяет при резком набросе нагрузки передавать в цепь статора основного генератора 2 большую мощность за счет сохранения неизменного наклона характеристики обратимой электрической машины и одновременного увеличения частоты ее вращения, обусловленного возрастанием температуры газов перед дополнительной турбиной 5. Дополнительная мощность обратимой электрической машины, передаваемая на статор генератора 2, позволяет уменьшить момент сопротивления его ротора, преодолеваемый дизелем 1 при резком увеличении нагрузки, что приводит к улучшению приемистости дизеля l и качества переходных процессов.

Характеристика обратимой машины при работе установки с нагрузкой в установившемся режиме способствует кривой 18 на фиг. 2. Частота вращения и соответствует установившейся частоте вращения обратимой электрической машины.

Формула и з обретения

Силовая установка, содержащая дизель, подсоединенный к его валу электрический генератор, измеритель мощности, подключенный к выходному контакту генератора, турбокомпрессор, подсоединенный через воэдухонапорный патрубок к впускному ресиверу дизеля и через газоприемное отверстие к выпускному коллектору, дополнительную газовую турбину, сообщенную с газовыхлопным отверстием турбокомпрессора, и дополнительный генератор, подключенный к газовой турбине и снабженный электрическими контактами статора и ротора, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности, она дополнительно снабжена реостатом с исполнительным механизмом и регулировочным вентилем с обратным клапаном, дополнительный генератор выполнен в виде обратимой асинхронной электрической машины с самовоэбуждением, причем реостат подсоединен к контакту ротора дополнительного генератора, контакт статора этого генератора связан с выходным контактом электрического генератора, измеритель мощности подсоединен к регулируемому вентилю и к исполнительному механизму реостата, а обратный клапан вентиля сообщен с атмосферой.

1392248

Составитель В.Козлов

Редактор Н.Горват Техред М.Ходанич

Корректор И. Шароши

Заказ 1875/37 Тираж 505, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автоматическому регулированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить качество регулирования и топливную экономичность при набросах нагрузки

Изобретение относится к машиностроению , позволяет повысить эффективность системы двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом
Наверх