Учебный прибор по математике

 

Изобретение предназначено для выполнения операций с комплексными числами, определения тригонометрических функций углов, решения треугольников и построения гармонических функций. Прибор состоит из основания 1 с направляющими, подвижного выполненного в виде диска элемента 5, расположенного в основании, дополнительного подвижного выполненного в виде прямоугольной пластины прозрачного элемента 7, установленного в направляющих. На основании нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая и линейная шкалы. На элементе 5 нанесены три радиальные шкалы, расположенные под углом 120° одна к другой, на элементе 7 - две линейные шкалы. В конце каждой радиальной шкалы на элементе 5 у образующей диска нанесен нониус. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1401507 дц 4 G 09 В 23 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4192738/28-12 (22) 26.12.86 (46) 07.06.88. Бюл. № 21 (75) Г. Ф. Киприянов (53) 621.3.012 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 636663, кл. G 09 В 23/02, 1976. (54) УЧЕБНЫЯ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ (57) Изобретение предназначено для выполнения операций с комплексными числами, определения тригонометрических функций углов, решения треугольников и построения гармонических функций. Прибор состоит из основания 1 с направляющими, подвижного выполненного в виде диска элемента 5, расположенного в основании, дополнительного подвижного выполненного в виде прямоугольной пластины прозрачного элемента 7, установленного в направляющих.

На основании нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая и линейная шкалы.

На элементе 5 нанесены три радиальные шкалы, расположенные под углом 120 одна к другой, на элементе 7 — две линейные шкалы. В конце каждой радиальной шкалы на элементе 5 у образующей диска нанесен нониус. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1401507

Формула изобретения

Изобретение относится к учебным приборам по математике.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей при операциях с комплексными числами, определении тригонометрических функций углов, решении треугольников и построении гармонических функций.

На фиг. I изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Прибор состоит из основания 1 с направляющими 2. На поверхности основания нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая шкала 3 и линейная шкала 4. В углублении основания расположен подвижный элемент 5, выполненный в виде диска, на поверхности которого нанесены три радиальные шкалы 6, расположенные под углом

120 одна к другой. Над диском в направляющих основания установлен дополнительный подвижный прозрачный элемент 7, выполненный в виде прямоугольной пластины с двумя линейными шкалами 8 и 9.

В каждой радиальной шкале 6 у образующей диска нанесен нониус 10.

Работа с прибором производится следующим образом.

Для перевода комплексного числа A+jb в показательную форму подвижный элемент 7 перемещают на.b единиц по шкалам 4, подвижный элемент 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 со шкалой 8 в точке на шкале 8, соответствующей а — действительной части комплексного числа. Точка пересечения шкалы 6 с круговой угловой шкалой 3 определяет фазу показательной формы комплексного числа, а точка пересечения шкалы 6 со шкалой 8 указывает на шкале 6 модуль комплексного числа.

Для перевода комплексного числа А=

=ze в алгебраическую форму подвижный элемент 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 с круговой шкалой в точке, соответствующей 4 — фазе показательной формы комплексного числа, перемещают элемент 7 до пересечения шкалы 8 со шкалой 6 в точке на шкале 6, соответствующей z — модулю комплексного числа. Точка пересечения шкалы 6 со шкалой 8 указывает на шкале 8 величину действительной части комплексного

2 числа, величину мнимой части комплексного числа отсчитывают по шкале 4.

Для построения угла по величине тригонометрической функции, заданной дробью ,, поворачивают элемент 5 и перемещают .3П. элемент 7 до совмещения точки на шкале 6, соответствующей знаменателю, с точкой на шкале 8, соответствующей числителю дроби.

Точка пересечения шкалы 6 со шкалой 3 дает искомый угол.

Для построения графика тригонометрической функции диск 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 со шкалой 3 в точке, соответствующей углу а. Элемент 7 перемещают до пересечения шкалы 8 со шкалой 6 в точке, соответствующей на шкале 6 величине А. По шкале 4 отсчитывают величину синусоидальной функции при аз=О. 3атем, задавая численные значения cot, определяют величины синусоидальной функции, которые используют для построения графика.

1. Учебный прибор по математике, содержащий основание с направляющими с

25 нанесенными на его поверхности взаимно перпендикулярными шкалами действительных и мнимых чисел, подвижный установленный на основании с возможностью вращения прозрачный элемент с радиальной линейной и угловой шкалами, отличающийЗ0 ся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей при операциях с комплексными числами, определении тригонометрических функций углов, решении треугольников и построении гармонических функций, подвижный элемент выполнен в виде диска с тремя расположенными под углом 120 одна к другой радиальными шкалами, в направляющих основания над диском установлен дополнительный подвижный прозрачный элемент .в виде прямо40 угольной пластины с двумя линейными шкалами, при этом на основании нанесена круговая шкала.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что на подвижном элементе, выполненном в виде диска, в конце каждой радиальной шкалы у образующей диска нанесен нониус.

Составитель Б. Гойдман

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 2536/50 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебнонаглядным пособиям по математике и позволяет повысить наглядность демонстрации понятия производной

Изобретение относится к учебным приборам по математике и позволяет демонстрировать получение первообразной кривой к заданной; На основании с осями координат закреплена горизонтальная направляющая 4, с полtf 18 зуном э которой связана вертикальная направляющая 6 с муфтой 7 и дополнительным ползуном 8

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, в частности к учебным приборам по математике, и может быть использовано при рассмотрении вариационных задач, например, функции Брахистохрона в двухмерном пространстве

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано в области учебно-наглядного оборудования для демонстрации и изучения физических и оптических явлений

Бусы // 2380012
Изобретение относится к производству бижутерии

Изобретение относится к средствам для обучения математике, в частности решения алгебраических и неопределенных уравнений

Изобретение относится к области механики и может быть использовано для изучения геометрических форм математических и физических решений изопериметрических задач

Изобретение относится к средствам обучения Цель изобретения - повьовенне наглядности вьтолнёния опе- patpift
Наверх