Пружинно-рычажная предохранительная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для предохранения элементов привода от перегрузок. Цель - расширение функциональных возможностей за счет самоотключения муфты и обеспечения регулирования величины момента срабатывания. В муфте на внутренней поверхности ведущей полумуфты имеются кулачки 4, взаимодействуюш,ие с кулачками рычагов (Р) 5. Р 5 шарнирно установлены и подпружинены пружинами кручения 9 относительно ведомой полумуфты. Боковые поверхности Р 5 имеют скосы, взаимодействуюш,ие с коническими поверхностями выступов 12 фиксируюш,их пальцев. Фиксируюш.ие пальцы размещены на ведомой полумуфте и подпружинены пружинами 13. Угол скоса Р 5 равен углу наклона конических поверхностей фиксирующих пальцев и его величина меньще угла трения этих поверхностей . Пружина кручения 9 закреплена на Р 5 и подвижном фланце 8 ведомой полумуфты . Регулирование усилия пружины 9 осуществляется вращением гайки 10, обеспечивающей осевое перемещение фланца 8, соединенного при помощи подвижного шпоночного соединения с фланцем 7. При срабатывании муфты Р 5 отклоняются, их скосы контактируют с коническими поверхностями фиксирующих пальцев, за счет чего обеспечиваются надежная фиксация Р 5 и от- ,- ключение полумуфт. I з. п. ф-лы, 4 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„, 1416772 (50 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4190812/31-27 (22) 03.02.87 . (46) 15.08.88. Бюл. № 30 (71) Тернопольский филиал Львовского политехнического института им. Ленинского комсомола (72) С. Г. Нагорняк и И. В. Шемчук (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1008534, кл. F 16 D 43/20, 1981.

Первицкий Ю. Д. Расчет и конструирование точных механизмов. Л.: Машиноф строение, 1976, с. 311, рис. 20.17 . (54) ПРУЖИННО-РЫЧАЖНАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для предохранения элементов привода от перегрузок.

Цель — расширение функциональных возможностей за счет самоотключения муфты и обеспечения регулирования величины момента срабатывания. В муфте на внутренней поверхности ведущей полумуфты имеются кулачки 4, взаимодействующие с кулачками рычагов (P) 5. P 5 шарнирно установлены и подпружинены пружинами кручения 9 относительно ведомой полумуфты. Боковые поверхности P 5 имеют скосы, взаимодействующие с коническими поверхностями выступов 12 фиксирующих пяльцев. Фиксирующие пальцы размещены на ведомой полумуфте и подпружинены пружинами 13. Угол скоса P 5 равен углу наклона конических поверхностей фиксирующих пальцев и его величина меньще угла трения этих поверхностей. Пружина кручения 9 закреплена на

P 5 и подвижном фланце 8 ведомой полумуфты. Регулирование усилия пружины 9 осуществляется вращением гайки 10, обеспечивающей осевое перемещение фланца 8, соединенного при помощи подвижного шпоночного соединения с фланцем 7. При срабатывании муфты P 5 отклоняются, их скосы контактируют с коническими поверхностями фиксирующих пальцев, за счет чего обеспечиваются надежная фиксация P 5 и отключение полумуфт. 1 з. и. ф-лы, 4 ил.

1416772

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным устройствам, предназначенным для ограничения величины передаваемого момента путем разобщения привода при перегрузках.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем самоотключения муфты при перегрузке и регулирования величины момента срабатывания муфты.

На фиг. 1 изображена пружинно-рычажная предохранительная муфта, общий вид с частичным продольным разрезом; на фиг. 2-вид А на фиг. l; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — положение элементов муфты при срабатывании.

На конце ведомого вала 1 свободно установлена звездочка 2 с ведущей полумуф- 1 той 3, выполненной в виде охватывающего цилиндрического элемента 3 с зубьями (кулачками) 4, находящимися в зацеплении с кулачками рычагов 5, шарнирно установленных на осях 6, размещенных в отверстиях составной ведомой полумуфты. Данная полумуфта состоит из фланца 7 со ступицей, которая посредством подвижного шпоночного соединения связана с подвижным в осевом направлении фланцем 8. Рычаги 5 соединены пружинами 9 кручения с фланцем 8. Для осевого перемещения фланца 8 имеются гайки 10, навинченные на резьбовой участок ступицы фланца 7. Фланец 7 соединен при помощи шлицевого соединения с участком конца вала 1 и зафиксирован от осевого смещения на валу 1 кольцом 11. Вблизи рычага 5 по периферии ведомой полумуфты расположены фиксирующие пальцы, имеющие в своей центральной части выступ с конической поверхностью (конусом) 12, ось которой совпадает с продольной осью пальца, причем коническая поверхность выполнена сужающейся в направлении к ведущей полумуфте 3. Торец рычага 5, перпендикулярный продольной оси муфты, расположен напротив торца сужающегося конического участка 12 (фиг. 3) 40 фиксирующего пальца, подпружиненного пружиной 13 в направлении к рычагу 5.

Угол наклона образующей и-m конической поверхности 12 равен углу наклона скоса с-k на рычаге 5, причем этот угол меньше угла трения поверхностей n-m и с-k, что обес- 45 печивает выполнение условия самоторможения. Для возврата элементов муфты в работоспособное состояние после срабатывания на свободных концах фиксирующих пальцев установлены шайбы 14 с рифлениями.

Муфта работает следующим образом.

В нормальном режиме работы кулачки ведущей полумуфты и рычага ведомой полумуфты находятся в зацеплении и крутящий момент передается со звездочки 2 на полумуфту 3 с кулачками 4 и далее на кулачки рычага 5, с которых посредством пружин 9 кручения момент передается на фланец 8 как составную часть ведомой полумуфты, а затем на фланец 7. С фланца 7 мо2 мент передается на ведомый вал 1. В этом режиме работы наклонные участки с-k кулачков рычагов 5 и m-и конусов 12 не совпадают и торцы конусов 12 находятся в контакте с торцами рычагов 5. Поскольку момент с ведущей на ведомую полумуфту передается через пружины 9 кручения, то в нормальном режиме работы муфта работает как чисто упругая и увеличение момента на ведомом валу 1 приводит к повороту рычагов 5 относительно осей 6 и к дополнительной закрутке пружин 9. Вместо пружин кручения в муфте могут быть установлены, например, пружины сжатия (в окружном направлении между рычажными кулачками и выступами на торце фланца 7).

При перегрузке, т. е. остановке вала 1 с ведомой полумуфтой, звездочка 2 с ведущей полумуфтой 3 и кулачками 4 продолжает вращаться в прежнем направлении. В результате силового взаимодействия кулачков 4 с кулачками рычагов 5 последние, преодолевая упругое сопротивление пружины 9, проворачиваются относительно осей 6, остановившихся вместе с валом 1. В процессе поворота рычагов 5 их торцы, контактирующие с торцами конусов 12, смещаются относительно последних, и с момента совпаде- ния точки m конуса 12 с точкой с скоса рычагов 5 пальцы с конусами 12 под действием пружин 13 небольшой жесткости смещаются в направлении к фланцу 7. Поскольку угол наклона образующей конуса 12 равен углу наклона скоса с-k рычагов 5 относительно продольной оси муфты и значение этого угла меньше угла трения сопряженных плоскостей, происходит фиксация рычага 5 в угловом положении, исключающем дальнейшее силовое взаимодействие кулачков 4 ведущей полумуфты с кулачками рычагов ведомой полумуфты. В этом случае (фиг. 4) кулачки 4 вместе с ведущей полумуфтой свободно вращаются относительно вышедших с ними из зацепления рычагов 5. При наступлении перегрузочного режима работы привод машины останавливают и устраняют причины перегрузки. Затем простым осевым смещением шайб 14 вправо передвигают вправо фиксирующие пальцы с конусами 12, чем обеспечивается вывод конических участков фиксирующих пальцев из зацепления со скосами рычагов 5. Таким образом муфта устанавливается в нормальное работоспособное состояние.

Изменение расстояния между подвижным 7 и неподвижным 8 фланцами за счет вращения гайки 10 вызывает изменение геометрических параметров пружины 9 (ее диаметра и длины), а это, в свою очередь, обеспечивает изменение ее силовой характеристики, т. е. обеспечивает регулирование силы прижатия рычага 5.

При работе данной муфты обеспечивается полное расцепление полумуфт в момент перегрузки, исключается трение и износ контактирующих элементов полумуфт.

1416772

Формула изооретения

1. Пружинно-рычажная предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту с размещенными на ней кулачками, ведомую полумуфту с шарнирно установленными подпружиненными рычагами с кулачками, взаимодействующими с кулачками ведущей полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена механизмом регулирования усилия пружин рычагов, фиксирующими пальцами с коническими выступами, на боковой поверхности рычагов выполнены скосы, фиксирующие пальцы установлены на ведомой полумуфте с возможностью взаимодействия их конических выступов со скосами рычагов, и подпружинены в осевом направлении, причем угол наклона скосов рычага равен углу наклона конической поверхности выступов и его величина меньше угла трения контактирующих поверхностей.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что кулачки ведущей полумуфты расположены на ее внутренней цилиндрической поверхности, ведомая полумуфта выполнена составной в виде неподвижного и подвижного в осевом направлении фланцев со ступицами, соединенными между собой при помощи шпоночного соединения и осей,,рычаги установлены на упомянутых осях и подпружинены пружинами кручения, закрепленными одним концом на рычаге, а другим — на подвижном фланце, фиксирующие пальцы установлены в подвижном фланце, механизм регулирования усилия пружины выполнен в виде гайки, размещенной на резьбовом участке ступицы неподвижного фланца и контактирующей с подвижным фланцем.

1416772

Составитель Ю. Доможилов

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 4052/36 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Пружинно-рычажная предохранительная муфта Пружинно-рычажная предохранительная муфта Пружинно-рычажная предохранительная муфта Пружинно-рычажная предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам , предназначенным для контроля и защиты фрикционных муфт от перегрева при перегрузках

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах, подвергающихся действию нагрузок, значительно превышающих расчетные и где необходимо точное ограничение передаваемого крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения быстроходных валов машин при значительных динамических нагрузках и необходимости осуществления плавного пуска, а также для предохранения трансмиссии машин от действия перегрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для защиты от перегрузок и полного размыкания кинематических цепей

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для применения в качестве упругопредохранительной центробежной муфты

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в силовых приводах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты узлов от вредного воздействия перегрузок

Изобретение относится к маЕПннострое- НИК) и можег Пыт1| исн()ль.)|)ано и приводах ме.хани.чмов д.1я Г1ред().х)анення их от Heperpy.ioK

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для предохранения высокоскоростных машин и механизмов от перегрузок

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности в погружном электронасосном оборудовании скважин, а также в других отраслях промышленности в приводах машин и механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх