Соединение валов
Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для передачи вращения между соосными валами . Цель - упрощение конструкции, монтажа и демонтажа, а также расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения повьпиения рабочей частоты вращения. Между соосными валами 1 и 2 установлен соединительный элемент в виде стержня 3, концы которого в двух взаимно перпендикулярных направлениях образованы дугами окружностей, диаметр одной из которых равен длине стержня 3, а диаметр второй превьпиает длину стержня 3. На концах валов 1 и 2 выполнены соответствуюп ие ответные пазы. Центр тяжести стержня 3 смещен относительно поперечной оси симметрии за счет вставки 4 из более тяжелого по удельному весу металла. Для монтажа соединения стержень 3 устанавливают между валами 1 и 2 в указанное положение и, поворачивая на 90°, вводят в зацепление с Ваалами. Демонтаж производится в . обратном порядке. При работе стержень 3 удерживается от выпадания за счет смещенного центра тяжести. 2 ил. i2 (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ц1) 4 ° F 16 D 7/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4200207/25-27 (22) 24.02.8/ (46) 15.09.88. Бюл. Ф 34 (75) M.Ï.Шишкарев (53) 621.825.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 337571. кл. F 16 D 1/02, 197 1..(54) СОЕДИНЕНИЕ ВАЛОВ (57) Йзобретение относится к машиностроению, а именно к устройстнам для передачи вращения между соосными валами. Цель — упрощение конструкции, монтажа и демонтажа, а также расши рение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения повышения рабочей частоты вращения. Иежцу соосными валами 1 н 2 установлен соединительный элемент в виде стержня 3, концы кото„„Я0„„1423836 А 1 рого в двух взаимно перпендикулярных направлениях образованы дугами окружностей, диаметр одной из которых равен длине стержня 3, а диаметр второй превышает длину стержня 3. На концах валов 1 и 2 выполнены соответствующие ответные пазы. Центр тяжести стержня 3 смещен относительно поперечной оси симметрии эа счет вставки
4 из более тяжелого по удельному весу металла. Для монтажа соединения стержень 3 устанавливают между валами 1 и 2 в укаэанное положение и, поо ворачивая на 90, вводят в зацепление с валами. Демонтаж производится в . обратном порядке. При работе стержень а
3 удерживается от выпадания за счет смещенного центра тяжести. 2 ил.
14238 3б
Изобретение относится к области
Машиностроения, а именно к устройстам для передачи крутящих моментов оосным валам.
Целью изобретения является упрофение конструкции монтажа и демонта1ка, а также расширение эксплуатацион1 ых возможностей эа счет обеспечения
Повышения рабочей частоты вращения. 1О
На фиг. 1 изображено соединение ваов, общий вид, частичный разрез; на иг.2 — вид А на фиг.1 с частичным азрезом.
Муфта содержит расположенный между15 оосными валами 1 и 2 соединительный лемент, выполненный в виде цилиндриеского стержня 3. Концы стержня в оскости чертежа (по фиг.1) очерчены угами окружности, диаметр которой 20 авен длине стержня 3. В перпендикуярной относительно укаэанной выше плоскости концы стержня 3 также очерчены дугами окружности,, диаметр которой превышает длину стержня (см. фиг.2). Торцы валов 1 и 2 имеют соответствующие пазы под концы стержня 3.
В стержне 3 выполнено осевое .свер"
Ф ление и с од%ого конца в отверстии закреплен вкладыш 4, выполненный из 3О ! материала, имеющего больший чем у материала стержня 3 удельный вес, на.пример из свинца. Этим достигается ,смещение центра тяжести стержня 3 от íoñèòåëüío его поперечной оси симмет35 рии.
Работа осуществляется следующим
,образом.
После монтажа привода (не показан), выверки и закрепления узлов, несущих соединяемые валы 1 и 2, стержень 3 вводится в осевой зазор между валами в положении, показанном на фиг.1 тон- . кими линияйи. Затем стержень поворачивается на 90, в результате чего его закругленные концы входят в пазы валов 1 и 2.
При работе поворот стержня 3 и выход его из зацепления с валами 1 и 2 в плоскости чертежа (по фиг.2) исключается эа счет того, что диаметр дуг окружности, очерчивающих концы стержня 3 в данной плоскости, превышает длину стержня. Поворот стержня 3 в . плоскости чертежа (по фиг.1) исключается за счет смещения его центра тяжести относительно поперечной оси .о симметрии, что объясняется следующим: вместе со смещением центра тяжести стержня 3 влево смещается и асъ поперечного поворота вокруг центра тяжести. Вследствие этого фактический центр поворота стержня 3, совпадающий с em центром тяжести, и геометрический центр поворота детали не совпадают, что и исключает случайный поворот вокруг поперечной геометрической оси симметрии стержня 3 и выход его из зацепления с валами 1 и 2. Кроме того, при наличии осевого зазора между стержнем 3 и валами 1 и 2 центр тяжести стержня смещается вниз до момента упора стержня 3 в вал 2 (если в данный момент времени муфта нахо-. дится в положении, показанном на фиг.1), что исключает выпадение стерж.ня 3 в статическом положении муфты.
Во время работы муфты выпадение стержня 3 исключается за счет того, что паз вала 2 меняет свое окружное положение относительно направления силы тяжести стержня.
Поперечные размеры (если стержень имеет некруглую форму в поперечном сечении) стержня 3 выбираются такими, чтобы обеспечивалась возможность его монтажа и демонтажа, т.е. были бы меньшими осевого зазора между валами
1 и 2. Желательно, чтобы поперечный размер стержня 3, измеренный в положении последнего, соответствующем показанному на фиг.2, превышал диа" метр валов 1 и 2, в этом случае повышается надежность монтажа стержня и уменьшается вероятность его выпадения. По тем же соображениям смещение центра тяжести стержня 3 от его поперечной оси симметрии должно быть максимально возможным.
Использование изобретения позволит упростить конструкцию муфты, облегчить ее монтаж и демонтаж.
Формула изобретения
Соединение валов, содержащее соединительный элемент, установленный в осевом зазоре между взаимообращенными торцами валов, профилированные концы которого расположены в ответных пазах, выполненных на торцовых поверхностях валов, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью упрощео ния конструкции, монтажа и демонтажа, а также расширения эксплуатационных возможностей за счет обеспечения по1423836
Составитель А.Храмцов
Техред Л. Сердюкова Корректор В. Бутяга
Редактор О.Спесивых
Заказ 462б/42
Подписное
Тираж 784
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 вышения рабочей частоты вращения, соединительный элемент выполнен в виде цилиндрического стержня, концы которого в двух взаимно перпендикулярных направлениях образованы дугами окружностей, диаметр одной из которых равен длине стержня, диаметр другой превышает указанную длину, а центр тяжести стержня смещен относительно его поперечной оси симметрии.