Зубчатая передача для усталостных испытаний

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес ,на износ, изгибную прочность и усталостное -выкрашивание. Целью изобрете- |ния является улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем снижения ее виброактивности,уменьшения габаритов и повышения достоверности результатов испытаний. Большие колеса 2 и 4 передачи, выполнены трехвенцовыми, меньшие 1 и 3 составлены из смещенных вдоль оси колеса центрального и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, чередующихся в шахматном порядке. Отношение чисел зубьев 2,2 большего колеса к числу зубьев z меньшего колёса, шаг секторов, их число, а также число зубьев в боковых секторах выбраны по установленной зависимости . При работе за один оборот меньших колес 1 и 3 большие колеса 2 и 4 отстают на выбранную по устаS (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1511 4 G Ol М 13/02

A и гг

19 5

4г в г/г

Фиа г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 4079918/25-28 (22) 23.06.86 (46) 23.10,88. Бюл. N - 39 (71) Киевский .политехнический институт им.50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А. Стаднюк, Ю.М. Тарасов и В.B. Стаднюк (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 401900, кл. 0 01 М 13/02, 1971 °

Авторское свидетельство СССР

У 1019255, кл. С 01 М 13/02, 1982. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ HCTIbITAHHA (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес .на износ, изгибную прочность и уста„„80„„1432366 лостное выкрашивание. Целью изобрете ния является улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем снижения ее виброактивности,уменьшения габаритов и повышения достоверности результатов испытаний. Большие колеса 2 и 4 передачи выполнены трехвенцовыми, меньшие 1 и 3 составлены из смещенных вдоль оси колеI са центрального и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, чередующихся в шахматном порядке.

Отношение чисел зубьев к большего колеса к числу зубьев z меньшего колеса, шаг секторов, их число, а также число зубьев в боковых секторах выбраны по установленной зависимости. При работе за один оборот меньших колес 1 и 3 большие колеса

2 и 4 отстают на выбранную по уста1432366 ловленной зависимости величину, и со следующего оборота зубья меньших колес 1 и 3 контактируют с другими зубьями больших колес 2 и 4. По завершении установленного числа оборотов меньшие колеса l и 3 и больИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике,и может быть использовано при испытании зубчатых колес на из— нос, изгибную прочность и усталост- 5 ное выкрашивание.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем снижения ее виброактивности, уменьшения габаритов и повышения достоверности результатов испытаний.

На фиг. 1 изображен стенд замкнутого контура с зубчатыми передачами для усталостных испытаний; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.; на

15 фиг. 3 — диаграмма нагружения зубьев центрального венца трехвенцового зубчатого колеса; на фиг.. 4-9 — ва— рианты выполнения колеса с зубчатыми секторами (фиг.4,6,8) и соответ20 ствующие диаграммы нагружения зубьев центрального венца трехвенцового зубчатого колеса (фиг.5,7,9).

Стенд содержит две зубчатые передачи для усталостных испытаний, каждая из которых смонтирована в отдельном картере и состоит из двух колес 1, 2 и 3, 4, причем колеса 2 и 4, например, имеют больший диаметр, чем колеса 1 и 3. Колеса 2 и

4 выполнены например, трехвенцовыми, а колеса 1 и 3 составлены из зубчатых секторов. Тихоходный 5 и быстроходный 6 валы соединяют соответственно колеса 1, 3 и 2,4. с помощью муфты 7 нагружения и жесткой муфты

8. Привод 9 через муфту 1О связан с одной из передач. Отношение числа зубьев г большого колеса 2 к числу зубьев z меньшего колеса 1 не рав1 но целому числу и определяется по

k. а+п1, зависимости —, где k а и тп

G целые числа, при этом k является нешие колеса 2 и 4 занимают исходное относительное расположение, и далее цикл повторяется до получения требуемых экспериментальных данных.

1 з и. ф лы, 9 ил. полным частным отношением чисел зубьев к и z, m — остатком, а больше единицы и числа m. Например, если отношение числа зубьев z H z принять равным 5/4, то К равно единице, m — также единице, а а — четырем.

Венцы меньших зубчатых колес 1 и

3 (фиг . 1 и 2) имеют несколько цент— ральных, например, 11 — 13 с числом зубьев z„, z и z 1 + z /а и от1 и, деленных от них техйологическими проточками 14 и 15 боковых, например

16-18 зубьев секторов, чередующихся в шахматном порядке по периметру с центральными, например,19-21 и боковыми, например,22-24 секторами со срезанными зубьями, расположенными с числами, равными, а также кратными числу зубьев z „/а, равными, например, z „/4, z

Количество центральных 19-21 и боковых 22-24 секторов со срезанными зубьями выбирается произвольно, но их максимальное количество должно быть меньше числа а и равно, например 3, при а = 4. Боковые зубчатые сектора 16-18 размещены по обе стороны от каждого из центральных секторов 19-21 со срезанными зубьями симметрично по отношению к осевой линии LL, проходящей посредине этих участков, и имеют числа зубьев

z, равные числу зубьев, срезанных на центральных секторах 19-21, и меньше числа зубьев, определяемого из отношения z /а для меньшего колеса и равного, например, к „ /2 +z, /а а при а = 4 равного z,/8.

Центральные !1-13 16-18 зубчатые сектора образуют по периметру каждого из колес 1 и 3 венец из несрезанных зубьев, фактическое число которых z определяется как сумма зубьев к1н+ 1ц+ к1и+ к

1432366

1 и а = 4(фиг. 4).

Максимальное количество центральных и боковых секторов со срезанными зубьями должно быть меньше числа ka+m и равно, например, 4 приЕ= l,m= I и а=4,ачисло зубьев боковых секторов "., меньше1

"26 числа зубьев, определяемого из отношения z 2 (ka /тп / и ран ного, на-!

55 центральных 11 — 13 и z + z / + z

/Б 1Б " /6 боковых 16-18 зубчатых секторов.

Трехяенцовые зубчатые колеса 2 и 4 содержат одинаковое количество

5 зубьев z2 и выполнены с проточками 25 и 26, разделяющими зубчатый венец на три отдельных зубчатых венца, центральный 27, например, шириной В и боковые 28 и 29 шириной

В / 2, Проточки 2 5 и 2 6, глубина которых делается больше высоты зуба, выи ол няю т ся для выделения центрального зубчатого венца 2 7, ка к отдельного 5 зубчатог о колеса шириной В, предназначенного дл я у с тало с тных испытаний . Боковые венцы 2 8 и 2 9 об еспечив ают лишь непрерывность за цепления колес 1, 2 и 3 4 и дл я получения 20 э к сп е римен тальньгх данных могут не использоваться . Тогда и ри отношении а+1 числа зубьев Z2/z =, при k = 1

1 а и m = 1 или, например, 5/4 при а = 4 25 на центральном венце 27 болыпих колес 2 и 4 можно получить 5 секторов, содержащих по z2/(а+1) или z /5 зубьев при а =- 4, в пределах каждого из которых имеется по дна участка с ЗО числом зубьев z1, и и <ц, нагруженных в занисимости от количества секторов со срезанными зубьями, меньше числа а и равного, например, 1,2 или

3 при а = 4 различным комбинациям чисел циклов нагружения, равных соответственно ÇN и 4N, 21 и 4N или

N и 4N (фиг 3).

При необходимости исследования износостойкости и контактной прочности рабочих поверхностей зубьев ведущего колеса при различных циклах нагружения сектора со срезанными зубьями могут быть выполнены на большем колесе и расположены с IHBFBMH paBHbMH> а также кратными числу зубьев z /

/(ka+m), например равными z

2z пример ° zz (2(ka+m)< а при

ka+m

Ic = 1, m =1 и а = 4 равного

z2

Тогда при отношении чисел зубьев

z2/z зубчатых колес l . 2 и 3,4, определяемого из отношения, k+m в оба щем случае и, как частньп случай,из а+1 отношения при m u k равных едиа нице и равном, например, 5/4 при а = 4, на центральном венце меньших колес I и 3 можно получить 4 сектора, Zf содержащих по z /а или — зубьев при

4 а = 4, и пределах каждого из которых имеется по два участка с числом зубьев z п и z2«, подверженных в зависимости от количества секторов со срезанными зубьями, меньшего числа

k + m и равного, например, 1,2,3 или 4 при k = 1, m = 1 и а = 4, раз— личным комбинациям чисел циклов нагружения, равньпч соответственно 4N и 5N, ЗИ,и 5N, 2N и 5N, N и 5N (фиг.5)

В зубчатой передаче для увеличения количества участков с определенньп1 числом зубьев, подверженных различным числам циклов нагружения в пределах каждого сектора, на центральных и боковых зубчатых секторах, например на секторах, содержащих по

z, /а или z,/3 зубьев при а = 3 (фиг. 6), выполнены дополнительные центральные сектора, например, 30 и 3! со срезанными зубьями z и рас16 положенные с двух сторон против каждого из них боковые зубчатые сектора, например, 32 и 33 с числом зубьl ев z,, расположенные с шагами г,/а

2z и или z,/3 и 2z„/3 при а = 3 (фиг. 6, шаг 2z /3 не показан) и смещенные на некоторое количество зубьев z „„+ г по отношению к основному центральному сектору .34 со срезанными зубьями z, причем общее количество дополнительнл<х секторов 30 и 31 со срезанными зубьями и боковых зубчатых секторов 32 и 33 отлич но от общего количестга основных центральных сектор<>н (сектора 34) со срезаннь/ми зубьями и равно наЭ пример, 2 .!

432366

25

35

Тогда при отношении чисел зубьев а+!

z /z,= — -- при k = 1 и m = 1 или, r.(например, 4/3 при а = 3 на центральном венце 27 больших колес 2 и 4 можно получить 4 сектора, содержащих по . ипи к /4 зубьев

zz а+1 при а = 3, в пределах каждого из которых имеется 4 участка с числом ! ( зубьев к, z(,,z > и z „ц, нагру 1Б женным числом циклов нагружения, равных соответственно 2N, ÇN, N u

3N (фиг.7)

Однако, учитывая ограниченную возможность выполнения дополнительных секторов со срезанными зубьями при малых числах зубьев колес или больших значениях а числа зубьев, срезанных на соседних по периметру секторных участках, могут быть различf ((Ilr ными и равны, например, z<<(z а к„ при а = 4 (фиг. 8) .

Тогда при отношении чисел зубьев а+1

z /z при k = 1 и m = 1 или, а например, 5/4 при а = 4 на центральном венце 27 больших колес 2 и 4 можно получить 5 секторов, в пределах каждого из которых имеется 4 участка с различным числом зубьев (I... .(((((н( ь — „и .(ц подверженных различным числам циклов нагружения, равных соответственно

N, 2N, ЗН и 4N (фиг. 9).

Стенд работает следующим образом.

Нагружение зубчатых колес 1,3 и

2,4 крутящим моментом постоянной величины производят за счет относительного скручивания фланцев муфты

7 нагружения на некоторый угол и соединения их болтами, затем включают привод 9 и приводят во вращение все элементы стенда. При отношении чисел зубьев z.< к .z зубчатых колес 2, 4 и 1, 3, определяемого в общем случаем по зависимости (ka+m )/а и (как частный случай) из отношения (а+1)/а при m = )и k = 1 и равном, например, 5/4 при а = 4, -за один оборот меньших колес 1 и 3 большие колеса 2 и 4 сделают а/(а+1) оборота, например 4/5 оборота при а = 4, т.е.большие колеса 2 и 4 огстанут от меныних колес 1 и 3 на ) /(а+ l ) оборота

55 или Hà z,(/(ÿ+) ) зубьев,((апример на 7, /5 зубьев при а =- 4, и со следующег

) оборота зубья меньших колес 1 и 3 будут контактировать уже с другими зубьями больших колес 2 и 4. Когда второй оборот меныпих колес 1 и 3 завершится, большие колеса 2 и 4 сделают zo/(а+)) оборота, например

8/5 оборота при а = 4, отстав от меньших колес 1 и 3 на z /(а+1) оборота или на 2z /(а+! ) зубьев, например на 2zz/5 зубьев при а = 4, и со следующего оборота зубья меньших колес 1 и 3 будут контактировать уже с другими зубьями больших колес 2 и 4 по сравнению с предыдущим оборотом. При дальнейшем вращении за каждый оборот меньших колес 1 и 3 происходит изменение их относительного расположения по отношению к большим колесам 2 и 4 на 1/

/(а+1) оборота, например на 1/5 оборота, или на zg/5 зубьев при а = 4.

Когда (а+1) оборот меньших колес

1 и 3 завершится, например 5-й оборот при а = 4, большие колеса 2 и 4 сделают а оборотов, например 4 при а = 4, т.е. меньшие колеса 1 и 3 и большие колеса 2 и 4 займут исходное относительное расположение друг относительно друга При следующих (а+1) оборотах, например 5 оборотов, меньших колес 1 и 3 и а оборотов, например

4-х оборотов, больших колес 2 и 4 при а = 4, цикл повторяется и т.д.

За 1/а оборота меньших колес 1 и

3, например 1/4 оборота при а = 4, большие колеса 2 и 4 сделают 1/(а+1) оборота, например )/5 оборота при а = 4. А поскольку за каждый оборот меньших колес l и 3 происходит отставание больших колес 2 и 4 на !/

/(а+1) оборота, а затем через (а+1) оборот цикл повторяется, то зубья меньших колес 1 и 3 (фиг. 2), расположенные на определенных секторах, соответствующие 1/а оборота или к,/а зубьев, равных, например, 1/4 оборота или z,/4 зубьев при а = 4, будут каждый по очереди последовательно 1 раз за цикл (а+1 ) оборота (5 оборотов при а = 4) меньших колес

1 и 3 контактировать с зубьями больших колес 2 и 4, расположенных на различных секторах по периметру колес, равных )/(а+),, оборота или

1432366

7. — зубье.i, например I/5 оборота а+I или 2, /5 зубьев при а = 4.

Расположение боковых зубчатых сектсрон 16-! 8, к«еющих одинаковое число зубьев z l и ширину, против центральных секторных участков 1921 со срезанньп«и зубьями симметрично по отношению к осевой линии LL, проходящей посредине этих секторон, обеспечивает непрерывность зацепления колес I, 3 и 2, 4 и постоян-. ство положения линии действия нагрузки вдоль оси колеса, что обеспечивает снижение вибраций.

Выполнение от одного до а-1)

/ центральных секторов со срезанными зубьями, например трех центральных секторов !9-21, на колесах 1 и 3 с числом срезанных зубьев z!< не преньппающим число зубьев z,/a, и равным, например., z /2а с.z /а или

z /8 при а = 4, обеспечинает на каждом из секторов наличие двух секторов — срезанными зубьями z « и зубчатого сектора с числом зубьев

z1 Е, z = — — z равным, например, «W а l6 а или к /8 при а = 4 и к 1 = к /8, что н сочетании с расположением центральных сек торов со срез анными зубьями 19-21 с шагами, равными, а также кратными z /а .зубьев, например равными к„/4, z„/4 и z,/2 при а = 4,- позволяет получить за цикл а оборотов больших колес 2 и 4, например четырех оборотов, в пределах каждого из (а+1) секторов из центральных венцов 27, например, в пределах секторов, содержащих по z

/(а+1) зубьев, по дна участка с числом зубьев z u z «, равным, например, z,/8 и z„/8 при а = 4, нагруженных соответственно и 4 раза, поскольку благодаря наличию трех центральных секторов 19-21 с числом срезанных зубьев по z« aa секторах колес 1 и 3 соответствующие,зубья з центрального венца ко1FJ лес 2 и 4 за четыре их оборота будут 3 раза разгружены.

При двух центральных секторах со срезанными зубьями, например секторах 20 и 19, представляется возможность за четыре оборота колес 2 и

4 получить на их пяти секторах по два участка с числом зубьев z „ и z„ нагруженных соответственно 2 и 4 ра40 где n2 — частота вращения большого колеса 2, об/мин, — время испытания, ч, Ъ вЂ” количество секторов со срезанными зубьями; а — число, соответствующее количеству зубчатых секторов меньшего колеса 1, периодически контактирующих с определенными секторами центрального венца 27 большего колеса 2, равно делителю отношения чисел зубьев z 2 большего колеса 2 к числу зубьев

z меньшего колеса 1, определяемого как (ka+m)/а, где К— неполное чаСтное отношение, m — его остаток, причем а Ф 1, ш чаи Ь(а.

Число циклов нагружения U зубь«и, ев центрального венца меньшего колеса 1, пеРиодически контактирующих по дуге с секторами со срезанными зубьями на большем колесе 2, за С час испытания определяется по зависимости за, а при олпом центрз.свмом сектс ре со срезанньии зубьями, например сек-оре !9, нагрузить пх с ответственно

3 и 4 раза (фиг. 3)

Таким образок возможно получение экспериментальных данных по результатам испытания при различных числах циклов нагружения зубьен, располо1п женных на одном и том же венце колеса, не меняющем н процессе испытания своего положения nc oTHompHHM к опорам, что обеспечивает одни и те же условия распределения нагрузки

15 по длине контактных линий испытуемых зубьев и повьппает точность испытаний.

Кроме того, предлагаемая зубчатая передача обеспечивает проведение испытаний н различных диапазонах передаточных чисел от 1 П < 2 при

1 и U ю 2 при k i2, что позволяет уменьшить суммарное число зубь-, ев и габариты испытуемых колес.

2В Число циклов нагружения N зубьI

2U, ен центрального венца 27 большего колеса 2, периодически контактирую— щих по дуге с секторами со срезанными зубьями на меньшем колесе 1, зо за t час испытания рассчитывается по зависимости

N = 6О и .t (1 — Ь/а), ln

И„=. 60 и, t (. ..-)!!I, k a+1 . члстотл врлщения меныпего колеса 1, об/мип; время ис1!ытлпия, ч; количество секторов со срез л иными зубьями а — целые числа: k — неполное частное отношения чисел зубьев z большего колеса

2 к числу зубьев z меньше-1 го колеса, равного гд!: и, b

k,m u

ka+m 15 а

m — его остаток а9 делитель, причем m (a, a g 1 и bcka+m. формула и з о б р е т ения

1. Зубчатая передача для усталостных испытаний, содержащая зубчатые колеса разного диаметра, одно из колес которой выполнено трехвенцовым, венец другого составлен из смещенных вдоль оси колеса центрального и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью улучшения экс!!пултлционнь!х харлктеристик olношение чисел зубьев . большего колеса к числу зубьев к„„ меньшего колеса не равно целому числу и oll— ределено по зависимости

zz k ° a+m ! и а, где k,а,m — целые числл; неполное частное отношение чисел зубьев, m — остаток; а — больше единицы и числа m сектора зубчатые и со срезанными зубьями выполнены чередующими в шахматном порядке с шагом, равным, а также кратным числу зубьев — z /а м для меньшего и z /(kà+ïö для большего колес а, максимальное количество центральных и боковых секторов со срезанными зубьями меньше числа а для меньшего и ka+m для большего колеса, число зубьев боковых секторов меньше км/а для меньшего и

z g /(ka+ m) для большет о колеса.

2, Зубчатая передача по п. 1, о тл ич а ю щ а я с я тем, что числа зубьев соседних по периметру боковых зубчатых секторов различны.

14323бб

1ч32366

z,)/а

1432366

1432366

Составитель М, Левинский

Техред М.Дидык

Редактор И. Дербак

Корректор И. Муска

Тираж 847

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5416/34

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании реверсивных механических передач, например трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерения сил трения, возникающих в зацеплении зубьев ремня и шкива при работе зубчатоременной передачи

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследований сопротивления усталости зубьев зубчатых колес при изгибе , устанавливаемых на консольных частях валов, например в локомотивных тяговых редукторах

Изобретение относится к маптностроению, а именно к диагностике зубчатого зацепления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытании трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике и может -быть использовано в стендах для испытания передач по схеме замкнутого контура при увеличенных нагрузках

Изобретение относится к машино строению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транг спортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх