Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля кинематических передач. Цель изобретения - обеспечение возможности контроля винтовой пары металлорежущего станка на рабочих режимах в производственных условиях. Это достигается тем, что в качестве измерителя используют датчик 1 линейных перемещений , подключенный к блоку 4 измерения и блоку 5 регистрации. При перемещении гайки 2 осуществляют непрерывное измерение изменения ее положения относительно винта 3 при прямом ходе и при реверсе направления вращения винта 3. По разности показаний датчика 1 при прямом ходе и при реверсе направления вращения винта 3 судят о величине зазора в винтовой передаче. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (g1) 4 G 01 М 13/02 ьМ с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4150655/25-28 (22) 24.11.86 (46) 07.11.88. Бюл. И 41 (72) В.Д.Фельдман и В.А.Петров (53) 621 ° 882.626 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 362183, кл. С 01 В 7/14, 1973. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ БОКОВОГО ЗАЗОРА

В КИНЕИАТИЧЕСКОИ ПЕРЕДАЧЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля кинематических передач. Цель изобретения — обеспечение возможности контроля винтовой пары металлоре„„SU„, 1435981 А.1 жущего станка на рабочих режимах в производственных условиях. Это достигается тем, что в качестве измерителя используют датчик 1 линейных перемещений, подключенный к блоку 4 измерения и блоку 5 регистрации. При перемещении гайки 2 осуществляют непрерывное измерение изменения ее положения относительно винта 3 при прямом ходе и при реверсе направления вращения винта 3 ° По разности показаний датчика 1 при прямом ходе и при реверсе направления вращения винта 3 судят о величине зазора в винтовой передаче. 6 ил.

143598!

Изобретение относится к машиностроению., а именно к средствам контроля кинематических передач.

Цель изобретения †..обеспечение

5 возможности контроля винтовой пары металлорежущего станка на рабочих режимах в производственных условиях.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства для реализации пред-10 лагаемого способа; на фиг.2 — то >ке, другое исполнение; на фиг.3 - расположение элементов винтовой передачи при прямом ходе; на фиг.4 — то же, при реверсе направления вращения вин- 15 та; на фиг.5 — то же, при выборе радиального зазора при реверсе направления вращения - ; на фиг.6 — график изменения взаимного положения ( гайки относительно винтовой поверх- 2п ности винта при прямом ходе и при реверсе направления вращения винта.

Устройство для реализации способа (фиг,1) содержит измеритель, в качестве которого используют датчик 1 ли-25 нейных перемещений, который закреплен на гайке 2 и ориентирован в осевой плоскости винта 3 в радиальном направлении так, что часть торца датчика располагается над выступом, а часть — над впадиной винтовой поверх-ности. Датчик I подключен к входу " блока 4 измерения, к выходу которо: . подключен блок 5 регистрации резуль татов измерений.

".3 / ,:1.)

В качестве блока 4 измерении применяют приборы для .измерения линейных перемещений, оснащенные неконтактными вихретоковыми или емкостными датчиками,, например приборы модели

ВВ-10Н„ модели БИ-1, модели "Вибротест", или приборы, имеющие аналогичные технические характеристики. В качестве блока 5 регистрации применяют приборы быстродействующие самопишущие-45 для записи временных характеристик„ например приборы модели Н3021, или приборы, имекаще аналогичные технические характеристики.

В устройстве для реализации спосо-

4 . О ба (фиг.2) в качестве измерителя используют контактный датчик 1 линейных перемещений, который закреплен на гайке 2 и ориентирован в осевой плоскости винта 3 параллельно его

55 оси так, что щуп 6 датчика 1 контактирует с винтовой поверхностью винта 3. Выход датчика 1 подключен к входу блока 4 измерения, к выходу которого подключен блок 5 регистрации результатов измерений, В качестве блока 4 измерения устройства (фиг.2 ) применяют прибор для измерения линейных перемещений, оснащенный контактным индуктивным датчиком, например электронную измерительную систему модели 217 или модели

214, или аналогичные приборы. В качестве блока 5 регистрации применяют такие же приборы, как и в рассмотренном устройстве (фиг.I).

Способ осуществляют следующим образом.

В процессе работы станка в случае наличия зазоров в винтовой переда ;е при реверсе направления вращения винта происходит изменение в осевом направлении положения винтовой поверхности винта относительно корпуса гайки.

При этом для устройства (фиг.1) при изменении положения винтовой поверхности винта 3 относительно коркуса гайки соответственно изменяется площадь перекрытия торцовой поверхностью датчика 1 выступа винтовой поверхности винта 3, в результате чего изменяется электрический сигнал датчика I и соответственно показания блока 4 измерения.

Дпя устройства (фиг.2) при изменении положения винтовой поверхности винта 3 относительно корпуса гайки 2 щуп 6 датчика 1 взаимодействует с винтовой поверхностью винта 3 и соот" ветственно перемещается, в результате чего изменяется электрический сигнал датчика 1 и соответственно показания блока 4 измерения.

Процесс измерения с помощью рассмотренного устройства может быть условно разделен на три этапа: измерение при прямом ходе; измерение при выборке зазора при реверсе; измерение при обратном ходе, При прямом ходе (винт 3 вращается по часовой стрелке) левая винтовая е поверхность винта Э взаимодействует с правой винтовой поверхностью гайки

2 через шарики 7 (фиг.3), в результате чего гайка перемещается влево.

Положение корпуса гайки относительно винтовой поверхности винта в осевой плоскости характеризуется расстоянием А;.

При реверсировании направления вращения BHHTB Э первоначально осуOl = BI - В ..

Фо рмул а

3 143598 ществляется выборка зазора в передаче (фиг.4). При этом контакт между винтовыми поверхностями. винта 3 и гайки 2 через шарики 7 нарушается.

Винт вращается, а гайка стоит на мес5 те (фиг.4). Расстояние между корпуI сом r ай к и и винт о вой лов е рхно стью винта изменяется.

После завершения выборки зазора винтовые поверхности винта 3 и гайки

2 вновь Hачинают взаимодействовать через шарики 7 (фиг.5), и гайка начинает перемещаться вправо, Пунктиром показано (фиг.5) положе-1r„ ние винтовой поверхности винта 3 относительно корпуса гайки 2 при прямом ходе.

Положение корпуса гайки относительно винтовой поверхности винта при2п обратном ходе характеризуется рас( стоянием А;, а величина зазора в передаче В, (фнг.5) определяется по формуле

g,. = А „- А,-, 1 25 I где А. и A. — текущие значения рас1 I стояния от корпуса гайки до винтовой поверхности винта при прямом и обратном ходах на соответствующих участках винта; д — те «ущее значение зазора

1 ( в винтовой передаче.

На практике для определения зазора в винтовой передаче нет необходимости измерять расстояние от корпуса гайки 2 до винтовой поверхности винта 3, а достаточно определять только изменение этого расстояния, что и выполняется согласно предлагаемому способу с помощью датчика 1 линейного перемещения и блока 4 измерения.

Результаты измерения, которые зарегистрированы с помощью блока 5 регистрации в виде графика, приведены на фиг.6.

На участке а-б зарегистрированы показания В; блока 4 измерения при прямом ходе. При этом в момент начала реверсирования направления вращения винта 3 (точка б) показание бло1 ка 4 измерений равно Вр.

При выборе зазора (участок б-в) показания блока измерения изменяются

I скачком от Вр до Вр.

На участке в-г зарегистрированы показания В, блока измерения при об1 4 ратном ходе. При этом в момент завершения выборки зазора (точка в) показание блока 4 измерения равно В

Разность показаний блока 4 измерения в моменты начала н окончания выборки зазора равна зазору в винтовой передаче для участка винта, на котором находится гайка в момент реВерса.

Вр В(- Вр i ( где 8> — величина зазора в передаче для участка винта, на котором находиТся гайка в момент реверса;

Вр и  — показания блока 4 измерения в моменты начала и окончания выборки зазора в передаче °

В случае, когда скорость подачи при прямом и обратном ходах не изменяется, по графику (фиг.6) может быть определен зазор в передаче для любого рабочего участка винта 3 °

Для этого на оси абсциссы от точки б влево, а от точки в вправо откладывают равные отрезки, например, б-д и в-е, координаты концов которых соответствуют тем моментам времени, когда гайка взаимодействовала с винтом на одном и том же участке винта при прямом и обратном zoдах (точки д и е), Ординаты графика в этих точках соответственно равны показаниям блока

4 измерения при прямом и обратном ходах В(и В ;, а величина зазора В: определяется по формуле изобретения

Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче, заключающийся в том, что выбирают боковой зазор в кинематической передаче и определяют его величину, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения возможности контроля винтовой пары металлорежущего станка на рабочих режимах в производственных условиях во всех точках передачи, устанавливают преобразователь линейных перемещений на корпусе гайки контролируемой винтовой пары так> что егб чувствительный элемент вэаимодейству5 I 435981 6 ет с винтовой поверхностью винта, пе- всему рабочему участку винта при пряред выборкой зазора производят непре- мом ходе, а после выборки эаэорарывное измерение в осевой плоскости нри обратном ходе и учитывают реэульвинта положения корпуса гайки относи- таты измерения при определении боко5 тельно винтовой поверхности винта по вого зазора в каждой точке передачи, 1435981 и,с

Составитель Б. Афонский

Редактор Н.Тупица Техред М.Моргентал Корректор С.Шекмар

Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5637/41

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче Способ контроля бокового зазора в кинематической передаче 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес ,на износ, изгибную прочность и усталостное -выкрашивание

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании реверсивных механических передач, например трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерения сил трения, возникающих в зацеплении зубьев ремня и шкива при работе зубчатоременной передачи

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследований сопротивления усталости зубьев зубчатых колес при изгибе , устанавливаемых на консольных частях валов, например в локомотивных тяговых редукторах

Изобретение относится к маптностроению, а именно к диагностике зубчатого зацепления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытании трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике и может -быть использовано в стендах для испытания передач по схеме замкнутого контура при увеличенных нагрузках

Изобретение относится к машино строению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх