Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при ускоренных испытаниях зубчатых колес на контактную выносливость зубьев . Целью изобретения является повьшение точности при испытании широковенцовых зубчатых колес путем обеспечения идентичности условий нагружения каждого из зубьев. Перед испытаниями на рабочих поверхностях 3 зубьев 1 испытуемого колеса вьшолняются выборки 2, глузше вдоль образующей 4 делительного цилиндра 5, которые отличаются по длине от зуба к зубу и каждом из секторов, равномерно расположенных по окружности колеса . Испытуемое колесо вводят в зацепление с зубчатым колесом и прикладывают к передаче нагружающий магнит , величина которого, а также ширина и длина выборок 2 определяются по установленным зависимостям. Передачу испытывают до выкрашивания рабочих поверхностей 3 зубьев 1 испытуемого колеса, по которым судят о контактной выносливости зубьев 1. 4 ил. 8 сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУ БЛИН (19) (И) А1 (51)4 G М 13 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4188296/25-28 (22) 13.11.86 (46). 07,11 ° 88. Бюл. У 41 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) О.В.Берестнев, В,Л,Басинюк, Ю.С.Куколко и Н.Э.10евчук (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 167334, кл. С О1 М 13/02, 1964.

Авторское свидетельство СССР

У 207442, кл. G 01 М 13/02, 1966. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫК КОЛЕС

НА КОНТАКТНУЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ЗУБЬЕВ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при ускоренных испытаниях зубчатых колес на контактную выносливость зубьев, Целью изобретения является повьппение точности при испытании широковенцовых зубчатых колес путем обеспечения идентичности условий нагружения каждого иэ зубьев ° Перед испытаниями на рабочих поверхностях 3 зубьев 1 испытуемого колеса выполняются выборки 2, глухие вдоль образующей 4 делительного цилиндра 5, которые отличаются по длине от зуба к зубу в каждом из секторов, равномерно расположенных по окружности колеса. Испытуемое колесо вводят в saцепление с зубчатьпк колесом и прикладывают к передаче нагружающий магнит, величина которого, а также ширина и длина выборок 2 определяются по установленным зависимостям, Передачу испытывают до выкрашивания рабочих поверхностей 3 зубьев 1 испытуемого колеса, по которым судят о контактной выносливости зубьев 1 °

4 ил.

1435982

Изобретение относится к машино"строению, а именно к" испытательной технике, и может быть использовано при ускоренных испытаниях зубчатых

5 колес на контактную выносливость зубьев.

Цель изобретения - повьппение точности при испытании широковенцовых зубчатых колес путем обеспечения 10 идентичности условий нагружения каж, дого из зубьев колеса, На фиг. 1 показан зуб испытуемого . зубчатого колеса с выборкой, выполненной, например, долблением; на фиг. 2 - схема выполнения выборок на последовательно расположенных зубьях; на фиг. 3 — схема распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев с различной длиной выборок для широковенцовых зубчатых колес; на фиг. 4 — схема контактных давлений на зубьях с различной длиной выборок.

Испытуемое зубчатое колесо (не по- 25 казана) имеет несколько групп зубьев

1 с выборками 2 на рабочих поверхностях 3 зубьев, имеющих различную длину

1 вдоль образующей 4 делительного цилиндра 5.

Часть зубьев 1 выполнена беэ выборок и имеет полную рабочую ширину

На остальных зубьях 1 длина 1 вьборок подбирается так, что в результате приложения к передаче, содержа35 щей испытуемое зубчатое колеса, пос- 3> тоянного нагружающего момента, на рабочих поверхностях 3 зубьев 1 испытуемого колеса создаются контактные напряжения, больше предполагаемого предела контактной выносливости, 40 а на поверхностях 3 зубьев 1 с полной шириной L (без выборок) - контактные напряжения меньше предполагаемого предела контактной выносливости. Это позволяет при испытании одного зубча45 того колеса определить предел контактной выносливости, который берется в "вилку напряжения". Подбор числа ступеней "вилки" и разности напряжений между соседними ступенями обеспе" 50 чивает гребуемую точность построения кривой усталости. Наиболее рациональ" но принять длину 1 выборок 2 равной

0, 1 8I 0,351., О, 53?. и 0,56Ь, а в процессе испытаний приложить момент, 55 обеспечивающий контактные напряжения на зубьях 1 с полной рабочей шино L,, равные G„, =- О, 95 G<, где G „g<»ьпредел контактной выносливости материала рабочей поверхности 3 зубчатого колеса. Это позволяет обеспечить нагружение зубьев 1 на пяти уровнях, четыре иэ которых — форсированные по контактным напряжениям, а один ниже предела контактной выносливости, и определить параметры кривой усталости, включая точку перегиба ее кривой, соответствующую пределу контактной выносливости (фиг. 4).

У цилиндрических зубчатых колес выборка 2 располагается симметрично по высоте зуба 1 — относительно делительного цилиндра 5 по длине L зуба 1 — относительно плоскости, перпендикулярной оси зубчатого колеса и разделяющей зуб 1 на две равные части. Выборку 2 располагают так, что соседние зубья 1 имеют различную длину выборки 2 (фиг. 2), а сектора с последовательно возрастающими дли"

\ нами 1 размещаются равномерно по окружности.

Ширина выборки 2 определяется, исходя из следующего. Экспериментальные исследования показывают, что пит" тинговые лунки на нагружаемой поверхности 3, как правило, располагаются в зоне, лежащей на расстоянии

0,1-0,5 мм от делительной окружности, а их величина при достижении выбраковочного состояния составляет 0,82 мм (большие значения соответствуют результатам испытаний зубчатых колес с большим модулем). Таким образом, минимальна и достаточна для образования -питтинговых лунок зона по ширине в пределах +0,25-0,3 модуля от делительного цилиндра 5, что в целом составляет 0,5-0,6 модуля., При увеличении ширины выборки 2 бо«У лее 0,6 модуля резко снижается износостойкость головок и ножек syбьев l.

Диапазон величин длин 1 выборок 2 определяется, исходя из следующего.

Для определения точки перегиба кривой контактной усталости необходимо создать на двух группах различных зубьев 1 контактные давления, равные Oв,956н Р ь H 1 056 и Ье где ь — предполагаемый предел контактной выносливости материала рабочих поверхностей 3 зубьев 1. Тогда при наработке более 120 1О циклов

Ь поверхности 3 с контактными напряжениями, равными 1,056, разрушатся, 3 14 а поверхности 3 с контактными напряжениями 0,95 5 сохраняют свою работоспособность (на них отсутствуют питтинговые лунки). Так как к каждому зубу 1 прикладывается одинаковый момент, то Ь;(0,956„p;„g) — h (!, 05о„,,„g), Ь,„- полная рабочая длина L зубьев l без выборок;

Ь, — рабочая (контактирующая в зоне делительной окружности) длина L syбьен с на.-меньш и длиной 1 выборок

2. Отсюда Ь,= 0,82Ь„, а 1,= 18L, где

1„ — длина ныбо." ки 2 наименьших раэмерон, При форсировании нагрузок выше (1, 3... 1,4) b z g; масляный слой в сопряжении sóá÷àòûõ колес выдавливается, наступает металлический контакт и рабочие поверхности зубьев не ныкрашиваются, а изнашиваются.

Поэтому максимальная и средняя длины 1 выборок 2 могут быть определены иэ соотношения

09522

Ь = (-+-- — --) Ь = О 65b

1,05+1,3 а 1 = 0 35L, Ь! = (1 3-)

095 а 1 = 0,43Ь, h = (— ) b = 046Ь .О 95а ,! ) 4 (д) э (JI а 1 = 0,56L.

Таким образом, диапазон изменения 1 выборок 2 равен 0,18-0,56L, причем выполнение выборок 2 с промежуточными длинами 1 рационально выполнять с 1 = 0,53L и 1 = 0,47L, Это позволяет получить гарантированные результаты по числу циклов наработки зубьев на 3-4 уровнях нагружения, обеспечивающих построение кри. вой усталости, включая определения точки ее перегиба, соответствующего пределу контактной выносливости.

Величина контактных напряжений на зубьях 1 без выборок 2, равная

0,956„p; g, выбрана, исходя из следующего.

При уменьшении контактных напряжений менее 0,956„1;„, диапазон "вилки, в которую взят предел контактной выносливости (0,95-1,05) н ;„,, оказывается достаточно широким, и по результатам испытаний не представляется возможным определить нагрузки, соответствующие пределу контактной

35982 выносливости, т.е. точность определения точки перегиба кривой усталости оказывается недостаточно высокой.

Кроме того, из-за недостаточно высо5 кой точности коэффициентов, входящих н зависимость для определения нагружающего момента Т, при принятии и (О, 96-0, 99)6„<,. > на зубьях 1 с полной рабочей шириной (без выборок) частично появляются питтинговые лунки и результаты испытаний не позволяют достоверно определить точку перегиба кривой усталости.

Способ осуществляют следующим образом.

На рабочих поверхностях 3 части зубьев 1 испытуемого колеса выполняют, например, долблением или фреэерованием глухие вдоль образующей

4 делительного цилиндра 5 выборки 2, отличающиеся по длине 1 от зуба к зубу в каждой из секторов зубчатого колеса, равномерно расположенном по

25 его окружности и имеющем также один

sy6 без выборки 2. 1Цирину каждой выборки 2 назначают равной 0 5-0,6 модуля колеса, длин 1 — 0,18-0,56 длины L зуба 1. Испытуемое колесо вводят

30 в зацепление с технологическим зубчатым колесом и прикладывают к передаче, составленной из этих колес, постоянный нагружающий момент, величину

Т которого выбирают по следующей saвисимости

35 т = (0,95 С„,.„,) . K; где Ьн ; g — предел контактной выносливости материала рабочих поверхностей 3 syбьев 1;

Ъ,!. d u

2 10 (ц+1)Е Z, Z Кнр Кн.1, Кщ

45 где b — рабочая ширина зУбьев 1;

Ы, — диаметр делительной окружности испытуемого зубчатого колеса; ц — передаточное отношение передачи;

Zu Z 1 Кнд t

Кн, Кн, — коэффициенты характеризущие параметры зацепления.

Испытывают передачу до выкрашива55 ния рабочих поверхностей 3 зубьев испытуемого колеса и по полученным результатам определяют параметры кривой усталости, н том числе точку пе14 359 региба ее кривой, соответствующую пределу контактной выносливости (фиг. 4) .

Пример. Проведены испытания зубчатого колеса с модулем m = 5 мм, числом зубьев Z = 20, шириной зубчатого венца b> 65 мм из стали

20Х2Н4Аь прошедшего цементацию и закалку до поверхностной твердости

НРС 56...58 (зубчатое колесо угольного комбайна горношахтного оборудования), На зубьях выполняются выборки длиной 6,5, 19,5,. 26 и 32,5 мм, причем выборки на каждом последующем зубе располагаются в порядке возрастания их длины и начинаются ка зубе с полной рабочей шириной. Таким образом, на каждом зубчатом колесе создано пять последовательно расположенньгк секторов, в которых длины выборок последовательно ступенчато увеличиваются от 0 до 32,5 мм. В качестве базового объекта для сопоставления с предлагаемым H отовлено зубчатое колесо с расположенными посредине выступами шириной 65, 32, 5, 39, 44,5 и 48,5 мм. Испытания проводят на, стенде с замкнутым силовым контуром.

В качестве сопрягаемых берут колеса с модулем m = 5 и числом зубьев 7. 80„

Необходимый крутящий момент определяется по формуле

Т (О 95 G> ;,„ь) К, 35 где К= — — — — — — — — —-ь

2 1(% +1) н ; -Ккп- Кн1- Кщ

I где b „g; g 140 кг/мм — предел контактной выносливости материала поверхностей зубьев;

Ь вЂ” рабочая ширина зубьев;

d = 1 00 мм — диаметр делительной

ы окружности испытуемого зубчатого колеса;

u = 4 — передаточное отношение испытуемой передачи; Кь ь нь ь ь

К, K „, К „„- коэффициенты, характеризующие параметры за- 50 цепления.

И н= 1,68; Z„; — 86 9; Zg= 0 85;

Одновременно с этим испытывают на

4. уровнях нагружения с построением кривой усталости зубчатых колес с рабочей шириной зубьев b

Анализ полученных результатов показывает, что точность определения угла наклона кривой усталости при испытании зубчатого колеса в соответствии с ,предлагаемым способом примерно на

ЗОБ превышает точность определения аналогичного параметра при испытаниях в соответствии с базовым объектом, Кроме того, значительно упрощается изготовление испытуемого зубчатого колеса: выборки обрабатываются на зубофрезерном станке пальцевой фрезой до химико-термической обработки зубчатого колеса.

Испытания согласно предлагаемому способу позволяют повысить точность определения параметров кривой контактной усталости при исследовании широковенцовых зубчатых колес, оценить в процессе ис-.-п: :.ания влияние на контактную усталостную прочность углов перекосов и неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, повысить технологичность изготовления испытуемого зубчатого колеса.

Формула изобретения

Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев, заключающийся в том, что выполняют на рабочих поверхностях зубьев испытуемого колеса выборки с различными по длине зуба размерами, вводят испытуемое колесо в зацепление с технологическим зубчатым колесом, прикладывают к передаче, составленной из этих колес, постоянный нагружающий момент и испытывают передачу до выкрашивания рабочих поверхностей зубьев испытуемого колеса, по которым судят о контактной выносливости зубьев, отличающийся тем. что, с целью повышения точности при испытании широковенцовых зубчатых колес, выборки выполняют глухими вдоль образующей делительного цилиндра испытуемого колеса, ширину каждой выборки задают равной 0,5-0,6 модуля колеса, длину — 0,18-0,56 длины зуба, а величину нагружающего момента определяют по зависимости

Т = (Оь 9- Он Rim Ь) ре à — предеч контактй Л в ) g t b н о слив о с ти материала раб о ч и х поверхностей зубьев ;

1435932

Ъьi dw ° u

u — передаточное отношение передачи; раб

Составитель Ю. Красненко

Техред М.Моргентал Корректор А. Обручар

Редактор Н. Тупица

Заказ 5637/41

Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

2 10 (u+1) 2 „2 2 К-н р К н 1. К„Д где Ъ,„ — рабочая ширина зубьев;

Ди — диаметр делительной окру - 5 ности испытуемого зубчатого колеса;

Z, 2, Zg, К„а, Кя1,.н К н (- коэффициенты, характеризующие параметры зацепления.

1Ынатр

/г бФЮФ778

Ю6Ъс 8 Он©и

Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля кинематических передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес ,на износ, изгибную прочность и усталостное -выкрашивание

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании реверсивных механических передач, например трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерения сил трения, возникающих в зацеплении зубьев ремня и шкива при работе зубчатоременной передачи

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследований сопротивления усталости зубьев зубчатых колес при изгибе , устанавливаемых на консольных частях валов, например в локомотивных тяговых редукторах

Изобретение относится к маптностроению, а именно к диагностике зубчатого зацепления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытании трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике и может -быть использовано в стендах для испытания передач по схеме замкнутого контура при увеличенных нагрузках

Изобретение относится к машино строению

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх