Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить точность диагностирования, В надпоршневом пространстве цилиндра создают давление, отличное от давления окружающей среды, с помощью индикатора (и) при положении поршня в конце такта сжатия. Давление сбздают путем образования столба жидкости постоянной высоты в И, выполненном в виде прозрачной цилиндрической трубки 3. Путем измерения величины перемещения столба жидкости по трубке 3 за заданный промежуток времени определяют величину изменения объема камеры И, по которому оценивают техническое состояние цилиндропоршневой группы диагностируемого цилиндра. Если эта.величина превышает допускаемое .значе.ние, то продолжают диагностирование с целью раздельного определения величин неплотностей, обусловленных износом гильзы, и других неплотностей|( не обусловленных износом. Для зте:г э рации способа проводят при положении поршня в начале такта сжатия, а;, износ гильзы определяют по разности вапичин перемещения столба жидкости, измеренных при обоих положениях поршня. I з,п. ф-лы, i ил. t W е «fib 00 м

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SUÄÄ 1437714 А1 11 4 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

©© .АД

«4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3916950/25-06 (22) 28.06.85 (46) 15.11.88. Бюл. Ф 42 (7l) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) Л.С. Фарбер, В.И, Бельских, 10.Ю. Титов и Б.С. Фарбер (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Тракторы и автомобили. Эксплуатация машинно-тракторного парка.

Г.ХШ, вып. 3, М.: ИИИСП, 1976, с. !31. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ

АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить точность диагностирования. В надпарш" невом пространстве цилиндра создают давление, отличное от давления окружающей среды, с помощью индикатора (И) при положении поршня в конце так1 та сжатия. Давление создают путем образования столба жидкости постоянной высоты в И, выполненном в виде прозрачной цилиндрической трубки 3. Путем измерения величины перемещения столба жидкости по трубке 3 эа заданный промежуток времени определяют величину изменения объема камеры И, по которому оценивают техническое состояние цилиндропоршневой группы диагностируемого цилиндра, Если эта. величина превышает допускаемое .значение, то продолжают диагностирование с целью раздельного определения величин неплотностей, обусловленных износом гильзы, и других неплотностей,,не обусловленных износом, Для этого оне" рации способа проводят при:положении: поршня в начале такта сжатия, а износ гильзы определяют по разности величин перемещения столба жидкости, измеренных при обоих положениях поршня.

1 з.п. ф-лы, ил.

14377!4

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторных двигателей в условиях эксплуатации.

Целью изобретения является повышение точности.

На чертеже изображены цилиндр дви- fp гателя и индикатор для осуществления предлагаемого способа.

Индикатор содержит основание 1 со шкалей 2 и прозрачную, например стеклянную, трубку 3, имеющую постоянное !5 по длине проходное сечение, с воронкой 4 на конце. Трубка 3 может быть, например, цилиндрической. Противо положный конец трубки 3 соединен с эластичной грушей 5 и соединительным 20 резиновым шлангом 6 с наконечником 7 для подключения индикатора к надпоршневому пространству 8 диагностируемого цилиндра через отверстие для установки форсунки или свечи зажигания. С помощью пипетки (не показана) в трубке 3 создают столб 9 жидкости.

Объем трубки 3, сообщающийся с нацпоршневым пространством 8 и ограниченный столбом 9 жидкости, образует камеру 10 индикатора. Трубка 3 соединена со шлангом 6 через трехходовой кран 11, который позволяет сообщать. надпоршневое пространство 8 цилиндра .с трубкой 3 или с атмосферой через 35 трубку 12. На стойке 13 основания шарнирно закреплена пластина 14, в отверстии которой расположен винт 15, установленный в резьбовом отверстии основания с воэможностью перемещения. 40

Пластина 14 .контактирует с грушей 5, предназначенной для установки столба

9 жидкости в требуемое положение с помощью винта. 15. При измерениях трубку 3 индикатора располагают вер- 45 тикально или под заданным углом. Для автотракторных двигателей внутренний диаметр трубки 3 составляет 3-7 мм.

Для более точного определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателей различных марок индикатор может иметь набор трубок разных диаметров. Чем больше рабочий объем цилиндра диагностируемого двигателя, тем больше должен быть диаметр трубки,и наоборот. В качестве жидкости может быть использована вода. При этом высота столба должна быть равной 3-30 мм в зависимости от диаметра используемой цилиндрической трубки и марки диагностируемого двигателя. Для меньших значений измеряемых неплотностей следует созда вать столб жидкости большей величины.

Способ осуществляют следующим образом.

Устанавливают поршень диагностируемого цилиндра в конце такта сжатия (зона наибольшего износа гильзы цилиндра). Затем устанавливают в отверстие для форсунки или свечи зажигания наконечник 7 индикатора, Переключают трехходовой кран 11 в такое положение, при котором трубка 3 не сообщается со шлангом 6 и трубкой 12 (как показано на чертеже). С помощью пипетки в воронку 4 трубки 3 подают определенное количество жидкости. Устанавливают кран !1 в положение, при котором трубка 3 сообщается с надпоршневым пространством 8, в результате чего жидкость попадает в трубку 3 и образует столб 9 жидкости.

Под действием своего веса столб 9 лев ремещается вниз по трубке до тех пор, пока создаваемое им давление воздуха в камере 10 индикатора и надпоршневом пространстве 8 не станет равным давлению столба жидкости. Дальнейшее движение столба жидкости и изменение объема камеры 10 индикатора обусловлены неплотностями цилиндропоршневой группы, через которые происходит истечение воздуха из надпоршневого пространства 8, причем давление в надпоршневом пространстве в процессе истечения воздуха остается постоянным и равным давлению столба 9 жидкости, высота которого значительно меньше длины трубки 3. Скорость изменения объема камеры 10 индикатора соответ= ствует расходу воздуха через неллотности цилиндропоршневой группы и с достаточной для диагностики точностью определения скоростью перемещения столба 9 жидкости. С целью обеспечения необходимой точности при скорости перемещения столба жидкости, превы— шающей примерно 30 мм/с, следует образовать столб жидкости меньшей высоты или использовать трубку 3 большего диаметра. В момент прохождения мениска столба 9 жидкости через нулевую отметку шкалы 2 включают секундомер.

По истечении заданного времени отмечают расположение столба жидкости по шкале, разобщают с помощью крана 11

14 з !4377 трубку 3 с резиновым шлангом 6 и трубкой 12 и определяют величину перемещения столба 9 по трубке 3. По этой величине оценивают техническое состояние цилиндропоршневой группы диагностируемого цилиндра. Если эта величина превышает допускаемое значение, то продолжают диагностирование с целью раздельного определения величин неплотностей, обусловленных износом гильзы цилиндра, и других неплотностей, не обусловленных износом. Для этого сообщают с помощью крана 11 надпоршневое пространство 8 с атмосферой через трубку 12. Устанавливают поршень в другое положение, например в начале такта сжатия в такое, чтобы при определении износа гильзы компрессионные кольца располагались в канавках поршня как и в первом случае, т.е. кольца во время измерений должны быть прижаты к одному и тому же торцу канавки поршня.

Затем перемещают столб 9 жидкости 25 в верхнюю часть трубки 3, сжимая грушу 5 пластиной 14 при помощи винта

15. Снова сообщают камеру !О индика- тора с надпоршневым пространством 8 и определяют величину перемещения столба жидкости за тот же заданный отрезок времени. По разности величин перемещения столба жидкости, измеренных при положении поршня в конце такта сжатия и при другом его положении,, например в начале такта сжатия, опре35 деляют износ гильзы цилиндра. При . осуществлении способа в надпоршневом пространстве можно создавать и по-. стоянное по величине разрежение. С этой целью образованный в трубке столб жидкости перемещают в нижнюю часть трубки 3, а затем поворачивают индикатор на 180 (воронкой 4 вниз) и осуществляют аналогичные описанным

45 . выше операции.

Использование в качестве индикатора прозрачной цилиндрической трубки и создание в надпоршневом пространстве давления, отличного от атмосферного, путем образования в трубке столба жидкости постоянной высоты позволяют создать в надпоршневом пространстве диагностируемого цилиндра избыточное давление или разрежение, не изменяющееся в процессе истечения воздуха через неплотности цилиндропоршневой группы, а определение изменения объема камеры индикатора по величине перемещения столба жидкости при положениях поршня в начале и в конце такта сжатия позволяет значительно повысить точность способа.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания путем создания в надпоршневом пространстве цилиндра давления, отличного от давления окружающей среды, с помощью индикатора при положении поршня в конце такта сжатия н определения изменением объема камеры индикатора, по которому оценивают техническое состояние цилиндропоршневой группы, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, давление создают путем образования столба жидкости постоянной высоты в индикаторе, выполненном в виде прозрачной цилиндрической трубки, а величину изменения объема камеры индикатора определяют путем измерения величины перемещения столба жидкости по трубке эа заданный промежуток времени.

2. Способ по п. I, о т л и ч а юшийся тем, что дополнительно проводят операции способа при положении поршня в начале такта сжатия, а износ гильзы цилиндра определяют по разности величин перемещения столба жидкости, измеренных при указанных положениях поршня.! 437714

Составитель Л. Фарбер

Редактор А. Лежнина Техред М.Дидык

Корректор Л.Патай

Заказ: 5883/41 Тираж 847 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-,35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы автотракторного двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительно-дорожной технике

Изобретение относится к испытательным стендам

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения надёжности восстановленных деталей конструкции в условиях эксплуатации после ее ремонта

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх