Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение м.б. использовано для диагностики многоцилиндровых двигателей в условиях эксплуатации. Цель изобретения - повьппение точностя диагностирования. Замеряют частоту вращения коленчатого вала при отключении ципиндров (ц) и длительность цикла (ЛИ) в каждом Ц согласно порядку работы Ц от момента, соответствующего положению коленчатого вала в верхней мертвой точке на такте сжатия , на угловом интервале, равном углу между очередными вспышками. ДЦ замеряют при отключении Ц и при всех включенных в работу Ц, В каждом Ц определяют величину замедления ДЦ при отключенном Ц по сравнению со средней длительностью рабочего цикла при всех включенных в работу Ц. Ц считают неисправным, если величина за- , медления ДЦ при отключении Ц меньше величины средней длительности рабочего цикла, уменьшенной в (i-1)

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) (51)4 С 01 Ы 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНЯТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4299961/25-06 (22) 20.08.87 (46) 30.03,89, Бюл. й- 12 (72) Н.И. Григоров, М.И. Загороднев, Б.Т. Кононов, В.З. Ройк, Б.Ф. Самойленко, К.Г. Сергеев и 10.È. Стрелков (53) 621.43.001(088.8) (56) Прибор Э-2 16. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1985, с. 4-6. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение м.б., использовано для диагностики многоцилиндровых двигателей в условиях эксплуатации.

Цель изобретения — повьппение точности диагностирования. Замеряют частоту вращения коленчатого вала при отключении цилиндров (Ц) и длительность

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к диагностированию многоцилиндровых двигателей в условиях эксплуатации.

Цель изобретения — повьппение точности диагностирования двигателя внутреннего сгорания. . На чертеже представлена блок-схема устройства для реализации способа применительно для четырехтактного шестицилиндрового двигателя.

Устройство содержит датчик циклов 1, шифратор 2 датчиков циклов, селектор 3 датчиков циклов, датчик угловых отметок 4, шифратор 5 датчика угловых отметок, селектор 6 датчика угловых отметок, электрогидроклацикла (ДЦ) в каждом Ц согласно порядку работы Ц от момента, соответствующего положению коленчатого вала в верхней мертвой точке на такте сжатия, на угловом интервале, равном углу между очередными вспьппками.

ДЦ замеряют при отключении Ц и при всех включенных в работу Ц. В каждом

Ц определяют величину замедления ДЦ при отключенном Ц по сравнению со средней длительностью рабочего цикла при всех включенных в работу Ц. Ц считают неисправным, если величина за-,, медления ДЦ при отключении Ц меньше величины средней длительности рабочего цикла, уменьшенной в (i-1) (1+К) раэ, где. i — число Ц; К вЂ” степень неравномерности в относит. единицах, допустимая для данного типа двигателя. 1 ил.

2 паны 7-12 первого, пятого, третьего, шестого, второго и четвертого цилиндров, обеспечивающие отключение соответствующих цилиндров путем отключения подачи топлива в цилиндр двигателя, первую 13, вторую 14,,третью 15, четвертую 16, пятую 17 и шестую 18 схемы И, г енератор импульсов 19, первый делитель частоты

20, первый 21, второй 22, третий 23, четвертый 24, пятый 25 и шестой 26 реверсивный счетчик, седьмую схему

И 27, второй делитель частоты 28, седьмой счетчик 29, первую 30, вторую 31, третью 32, четвертую 33, пятую 34 и шестую 35 цифровые схемы сравнения, индикаторы неисправности з 146938

36-41 соответственно первого, пятого, третьего, шестого, второго и четвертого цилиндров, восьмую схему

И 42, первый 43, второй 44 и третий

45 триггеры со счетным входом (Т-триггеры) шифратора датчика циклов и первый 46, второй 47, третий 48, четвертый 49, пятый 50, шестой 51 и седьмой 52 триггеры со счетным входом шифратора датчика угловых отме-. ток.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом измерений поршень диагностируемого цилиндра, например первого, устанавливают в положение, соответствующее его верхней мертвой точке (ВМТ). В этом положении совмещают датчик циклов t с меткой на 20 кулачковом валу двигателя и с одной из угловых меток датчика угловых отметок 4. Выбирают число угловых отметок датчика угловых отметок 4 равным количеству цилиндров двигателя. 25

Такт работы устройства задается датчиком циклов 1. Для работы устройства характерно восемь периодов.

В первом периоде производится измерение времени прохождения угловых 30 отметок, соответствующих углу поворота коленчатого вала, равному

120 град, т.е. углу между. очередными всньтшками при отключенном первом цилиндре. Начало измерения соответству- 3> ет положению коленчатого вала в верхней мертвой точке (ВИТ) пятого цилиндра. В третьем периоде измеряют время поворота коленчатого вала на

120 град от положения, соответствующего ВМТ третьего цилиндра. В четвертом, пятом и шестом периодах измеряют время поворота коленчатого вала на 120 град. от положения, соответствующего ВМТ поршня шестого, вто-<5 рого и четвертого цилиндров при отключенных соответствующих цилиндрах.

В седьмом периоде измеряют среднюю длительность рабочего цикла в цилиндре при всех включенных в работу цилиндрах, измеряют величину средней длительности рабочего цикла, уменьшенную в (i-1)(1+К) раз (где

i — wHcazo цилиндров К - коэффици ент неравномерности. выраженный в относительных единицах) и определяют величину замедления длительности цикла. В восьмом периоде сравнивают. величину замедления длительности цикла в каждом цилиндре с величиной t / ср

/(i-1) (1+К) и производится индикация технического состояния отдельных цилиндров, а в конце периода производится установка на нуль шифраторов и счетчиков.

Испытания проводят на установившемся режиме работы двигателя. В первом периоде измерения с приходом импульса от датчика циклов 1 счетные триггеры 43, 44 и 45 шифратора 2 датчиков циклов устанавливаются в единичное состояние, при котором появляется единичный сигнал на первом выходе селектора 3 датчика циклов.

Сигнал с первого выхода селектора 3 подается на электрогидроклапан 7 и тем самым прекращается подача топлива в первый цилиндр, т.е. первый цилиндр отключается.

С приходом первого импульса от датчика циклов 1 появляется первый импульс от датчика угловых отметок 4, который устанавливает счетные триггеры 46-52 шифратора 5 в единичное состояние, при котором появляется единичный сигнал на первом выходе селектора 6 датчика угловых отметок.

При этом, первая схема И 13 разрешает прохождение импульса на суммирующий вход первого счетчика 21 в моменты прихода импульса C выхода генератора импульсов 19. Зались чисел на первом счетчике 21 происходит до тех пор, пока на первом выходе селектора 6 есть единичный сигнал.

Если число угловых отметок датчика угловых отметок 4 равно шести, то единичный сигнал на первом выходе селектора 6 исчезает в момент прихода третьего импульса с датчика угловых отметок 4, что соответствует повороту коленчатого вала на 120 град от начального положения, соответствующего положению поршня первого цилиндра в ВИТ. С приходом второго импульса от датчика циклов 1 изменяется состояние счетных триггеров 43, 44 и 45 шифратора 2 так, что исчезает единичный сигнал на первом выходе селектора 3 и появляется единичный сигнал на втором выходе это го селектора ° При этом, снимается напряжение с электрогидроклапана 7 и первый цилиндр включается в работу. При этом появляется напряжение на электрогидроклапане 8 и выключается подача топлива в пятом цилинд146938 ре, Запись числа в счетчике 22 начинается после прихода девятого импульса с выхода датчика угловых отметок 4 (три импульса во втором периоде) т ° е. тогда, когда открывается

5 вторая схема И 14 и заканчивается в момент прихода одиннадцатого импульса с датчика угловых отметок 4.

Приход третьего импульса с выхода датчика циклов 1 обеспечивает появление единичного сигнала только на третьем выходе селектора 3. При этом включается в работу пятый цилиндр и отключается третий, так как появляется напряжение на электрогидроклапане 9. Запись числа в третьем счетчике 23 длится от момента прихода двадцать девятого импульса с выхода датчика угловых отметок 4 до момента прихода тридцать первого имПульса с выхода этого датчика.

Приход четвертого импульса с вы.хода датчика циклов 1 обеспечивает появление единичного сигнала на чет- 25 вертом выходе селектора 3. При этом включается в работу третий цилиндр и отключается шестой, так как появляется напряжение на электрогидроклапане !0. Запись числа в -четвертом счетчи е 24 будет происходить от момента прихода сорок третьего импульса с выхода датчика угловых отметок

4 до момента прихода сорок пятого импульса с выхода этого датчика.

Приход пятого импульса с выхода датчика циклов 1 обеспечит появление единичного сигнала только на пятом выходе селектора 3. При этом включается в работу шестой цилиндр и от- 4 ключается второй, так как появляется напряжение на электрогидроклапане 11. Запись числа в пятом счетчике 25 будет происходить от момента прихода пятьдесят седьмого импульса 45 с выхода датчика угловых отметок 4 до момента прихода пятьдесят девятого импульса с выхода этого датчика.

Приход шестого импульса с выхода датчика циклов 1 обеспечивает появление единичного сигнала только на шестом выходе селектора 3. При этом включается в работу второй цилиндр и отключается четвертый, так как появляется напряжение на электрогидроклапане 12. Запись числа в шестом счетчике 26 будет длиться от момента прихода семьдесят первого импульса с выхода датчика угловых отметок

4 от момента прихода семьдесят трет|.— его импульса с выхода этого датчика.

Приход седьмого импульса с выхода датчика циклов 1 обеспечивает появление единичного сигнала на седьмом выходе селектора 3. При этом включается в работу четвертый цилиндр двигателя. Одновременна с приходом седьмого импульса с выхода датчика циклов 1 приходит семьдесят третий ж пульс с выхода датчика угловых отметок 4 и появляется единичный сигнал на седьмом выходе селектора 6.

При этом сигнал с выхода генератора импульсов 19, проходя последовательно.через первый делитель частоты 20 и седьмую схему И 27, подается на вычитающие входы первого 2 1, второ "о 22, третьего 23, четвертого 24, пятого 25 и шестого :o реверсивнь|х счетчиков. Считывание чисел в этих счетчиках идет с частотой в шесть раз меньшей частоты следования импульсов с выхода генератора импульсов 19.Процесс считывания длится два оборота коленчатого вала с семьдесят третьего по восемьдесят пятый импульсы, поступаемые с выхода датчика угловых отметок 4. За это время измеряется средняя длительность

paGo:Teão цикла при всех включенных цилиндрах, отнесенная к среднему времени поворота коленчатого вала на

120 град. К концу периода считывания в реверсивных счетчиках 21-26 остаются числа, пропорциональные величине замедления длительности цикла при отключенном цилиндре по сравнению с средней длительностью рабочего цикла. Одновременно с этим в седьмом периоде определяется величина t /

/(i-1) ° (1+К) . Эта величина подсчитывается седьмым счетчиком 29, сигнал на вход которого поступает через второй делитель частоты 28. Частота следования сигнала с выхода второго делителя частоты 28 в (i-1)(1+К) раз меньше, чем частота появления импульсов на выходе седьмой схемы И 27 °

В восьмом периоде измерения производится сравнение числа, записанного в седьмом счетчике 29, с числами, записанными в счетчиках 21-26. Эта операция производится цифровыми схемами сравнения 30-35. Если число, записанное в седьмом счетчике 29, окажется больше числа, записанного в одном или нескольких реверсивных д,= t — t

t P ср

1 ср °

dt опреде. 55

7 146938 счетчиках 21-26, то на выходе соответствующей цифровой схемы сравнения 30-35 появляется сигнал и включается индикатор неисправности того или иного цилиндра. Приход девяносто шестого импульса с выхода датчика угловых отметок 4,обеспечивает появление единичного сигнала на восьмом выходе селектора 6, включение восьмой схемы И 42 и сброс на нуль всех счетчиков и шифраторов. Приход очередного вяносто седьмого импульса с выхода датчика угловых отметок 4 эквивалентен приходу первого импульса,i5 так как девяносто шестым импульсом схема устройства возвращается в исходное состояние.

Сущность изобретения состоит в упрощении технологии и повышении точности определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания путем измерения длительности рабочих циклов в i-ом цилиндре двигателя при отключении этого цилиндра, измере- 25 ния средней длительности рабочего цикла в цилиндре при всех включенных в работу цилиндрах двигателя, определения в каждом цилиндре степени замедления длительности, рабочего цик- 30 ла при отключении цилиндра по сравнению со средней длительностью рабочего цикла в цилиндре и определения неисправного цилиндра в случае, если степень замедления длительности рабочего цикла при отключенном цилиндре меньше величины средней длитель-! ности рабочего цикла в цилиндре, уменьшенной в (i-1)(1+К) раз.

Выбор BBJI HHb1 t p /(1-1) (1+К) в качестве меры для оценки технического состояния двигателя объясняется следующим. В случае, когда все цилиндры двигателя идентичны (усе в хорошем техническом состоянии) и их вклад в работу двигателя равновелик,, длительность t„ цикла в цилиндре при одном отключенном цилиндре определяется при известной средней длительности t рабочего цикла по формуле ср

Величина замедления ляется из выражения

Существующие ГОСТЫ и другие нор/ мативные документы допускают возможность неравномерной работы отдельных цилиндров двигателя. Этот допуск целесообразно учесть, введя коэффициент К, равный степени неравномерности в относительных единицах, допустимый для данного типа двигателя, В том случае, если степень замедления Д t; будет меньше величины ср /(1-1) 1+к), то 1.-й цилиндР Развивает недопустимую малую мощность и, следовательно, он неисправен.

Использование изобретения упрощает технологию испытаний и уменьшает их трудоемкость, повышает точность определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая при этом своевременное определение неисправности в том или ином цилиндре.

Формула изобретения

Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающтФся в замере частоты вращения коленчатого вала при отключении цилиндров, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности, замеряют длительность цикла в каждом цилиндре согласно порядку работы цилиндров двигателя от момента, соответствующего положению коленчатого вала в верхней мертвой точке на такте сжатия, на угловом интервале, равном углу между очередными вспышками, причем замеряют длительность цикла при отключении цилиндра и при всех включенных в работу цилиндрах двигателя, в каждом цилиндре определяют величину замедления длительности цикла при отключенном цилиндре по сравнению со средней длительностью рабочего цикла при всех включенных в работу цилиндрах и считают цилиндр неисправным, если величина замедления длительности цикла при отключении цилиндра меньше величины средней длительности рабочего цикла, уменьшенной в (i-1)(1+K) раз, где i — число цилиндров, К— степень неравномерности в относительных единицах, допустимая для данного типа двигателя.

1469384

Составитель В. Горбунов

Техред М.Ходанич Корректор C. 1Чекмар

Редактор И. Сегляник

Заказ 1351/48 Тираж 788 Подписное

ВЯЯИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,!О!

Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость определения износа путем определения суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме при прокрутке двигателя и выборйе зазоров поршнем в области верхней мертвой топки (ВМТ)

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет повысить точность при контроле технического состояния вентилятора путем обеспечения возможности обнаружения самопроизвольного разворота по крайней мере одной из лопаток

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх