Способ определения габаритов элементов летательных аппаратов

 

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов и может быть использовано для контроля положения элементов летательного аппарата. Целью изобретения является повышение точности измерений за счет исключения погрешностей установки летательного аппарата в стенде от заданного положения. Проецирует на основание, начало и конец измеряемого габарита, маркируют его целевыми знаками 3 и размещают на полу эталоны длин. Форсируют лазерный луч 6 и сканируют им в горизонтальной плоскости до совмещения его оси с проекциями концевых точек измеряемого габарита, перемещают лазерный луч 6 параллельно указанной проекции до совмещения с одним из целевых знаков 3 концевых точек эталона, вращают эталон и совмещают его вторую концевую точку с лазерным лучом 6, переносят проекции концевых точек измеряемого габарита и по расстоянию между точками измеряемого габарита и соответствующими точками эталона определяют величину габарита летательного аппарата. 2 ил.

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов и может быть использовано для контроля положения элементов летательного аппарата (ЛА). Целью изобретения является повышение точности измерений за счет исключения погрешностей установки летательного аппарата в стенде от заданного положения. На фиг.1 представлена плановая проекция ЛА в стенде с эталонами и измеряемыми габаритными размерами с поперечным смещением от номинальных направлений; на фиг.2 схема определения габаритных размеров ЛА в плановой проекции. Для осуществления операции размещают на полу стенда в горизонтальной плоскости эталоны длин, концевая часть которых выполнена в виде идентично закрепляемой к полу прозрачной пластины 1 с нанесенной по радиусу осью и ограничивающей кривой с радиусом, равным длине эталона. Изделие ориентируют по направлению базовой линии 2. Проецируют с помощью светового отвеса начало и конец измеряемого габарита А и фиксируют фиксаторами положения, например марками целевых знаков 3. Посредством лазера 4 и пентапризмы 5 сканируют луч 6 через точки, индицированные марками целевых знаков 3. Перемещая пентапризму 5 на подвижной каретке по подъемному столу штатива 7, перемещают лазерный луч 6 параллельно самому себе до совмещения его оптической оси с ближайшей концевой точкой эталона L, а вторую концевую точку эталона, расположенного под углом к измеряемому габариту, переносят на оптическую ось лазерного луча 6 по ограничивающей кривой эталона и фиксируют марку целевого знака 3. Затем переносят под прямым углом две точки измеряемого размера на оптическую ось лазерного луча 6, фиксируют их марками целевых знаков 3 и по алгебраической сумме А= Ll1l2 определяют искомый габаритный размер.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАБАРИТОВ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, включающий нивелирование установленного на стенде летательного аппарата, проецирование концевых точек измеряемого габарита элемента летательного аппарата на горизонтального основание, фиксацию их положения на этом основании и сравнение расстояний между зафиксированными точками с эталоном, установленным на горизонтальном основании, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений путем исключения погрешностей установки летательного аппарата в стенде от заданного положения, формируют лазерный луч и сканируют в горизонтальной плоскости до совмещения его оси с проекциями концевых точек измеряемого габарита элемента летательного аппарата, перемещают луч параллельно указанной проекции до совмещения с одной из концевых точек эталона, затем переносят вторую концевую точку эталона до совмещения по его ограничивающей кривой этой точки с лазерным лучом и переносят под прямым углом полученную проекцию концевых точек измеряемого габарита элемента летательного аппарата, определяют расстояние между концевыми точками измеряемого габарита элемента летательного аппарата и соответствующими точками эталона, и по сумме полученных значений с абсолютной величиной эталона определяют величину габарита элемента летательного аппарата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения глубины канавок периодических структур поверхности, например поверхности элементов полупроводниковых приборов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано ,в частности, для контроля шероховатости зеркальных поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля дефектов обработки поверхности по отражению пучка рентгеновского излучения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки качества поверхности прецизионных деталей

Изобретение относится к оптической дефектоскопии и может быть использовано для обнаружения усталостных трещин, не распознаваемых при статическом нагружении детали

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в отраслях машино- |И приборостроения , связанных с контролем шероховатости полированных поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения глубины информационного микрорельефа оптических видео- , компакт-дисков и полимерных подложек с рельефной дорожкой для оптических дисков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля дефектов прверхности цилиндрических деталей, преимущественно эмалевого покрытия проводов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле качества различных поверхностей

Изобретение относится к области обату/киваиия пассажиров и самолетов в аэропорту и касается грузопассажирского , комплекса

Изобретение относится к наземному обслуживанию летательных аппаратов и касается барьера для оста (риг.1 новки и направления их в стояночной зоне аэропорта

Изобретение относится к технологии изготовления элементов конструкции летательных аппаратов из композиционных материалов, а именно к изготовлению составных лопастей винтов

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, в частности к средствам для монтажа и демонтажа крыльев летательного аппарата

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении
Наверх