Планетарная коробка передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автотракторостроению, и позволяет повысить надежность планетарного короба передач, в которых роль коронных шестерен выполняют зубчато-фрикционные диски. Рабочая жидкость, попадая в полость между торцом поршня 16 и дном кольцевой проточки втулки 17, заставляет их перемещаться влево, перемещая при этом сателлит 6. При достижении сателлитом крайнего левого положения жидкость из полости между торцом поршня и дном кольцевой проточки втулки стравливается через отверстия, выполненные в наружной и внутренней цилиндрических поверхностях втулки 17, а также через паз, выполненный в оси сателлита. Под действием пружины 15 сателлит, поршень и втулка возвращаются в исходное правое положение. Цикл непрерывно повторяется. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Н 3144

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.-У

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2 1 ) 4304778/25-28 (22) 13.07.87 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А. А. Бобров, Л. H. Лаврушкина, С. Н. Поддубко и О. П. Царев (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 914846, кл. F 16 Н 57(IO, 1978. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА IlEPE—

ДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автотракторостроению, и позволяет повысить надежность планетарного короба передач, в кото„„SU„„1499009 А1

2 рых роль коронных шестерен выполняют зубчато-фрикционные диски, Рабочая жидкость, попадая в полость между торцом поршня 16 и дном кольцевой проточки втулки 17, заставляет их перемещаться влево, перемещая при этом сателлит 6. При достижении сателлитом крайнего левого положения жидкость из полости между торцом поршня и дном кольцевой проточки втулки стравливается. через отверстия, выполненные в наружной и внутренней цилиндрических поверхностях втулки 17, а также через паз, выполненный в оси сателлита. Под действием пружины 15 сателлит, поршень и втулка возвращаются в исходное правое положение. Цикл непрерывно повторяется.

1 ил.

1499009

Формула изобретения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности коробки передач путем выравнивания условий износа по всей длине зубьев сателлитов.

На чертеже показан планетарный ряд коробки передач.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1, центральное колесо с наружными зубьями 2, водило 3 с пустотелой осью 4, внутренняя полость которой служит для подвода масла под давлением к подшипнику 5 сателлита 6 посредством радиальных отверстий 7 и 8, выполненных в теле оси 4. Ось 4 имеет паз 9, соединенный с внутренней полостью коробки передач, а также радиальное отверстие 10 с втулкой

11, имеющей калиброванное отверстие.

Центральное колесо выполнено в виде ведущих зубчато-фрикционных дисков 12, связанных с ведомыми дисками 13 при помощи гидравлического поршня 14. Сателлит 6 оперт с одной стороны на торец пружины

15, а с другой — на торец поршня 16, установленного в кольцевой проточке втулки

17, образуя между дном кольцевой проточки и торцом поршня 16 полость, в которой установлена пружина 18. Поршень 17, установленный в полости водила 3, в которой имеются окна 19 и 20, соединенные между собой, выполненные таким образом, что правый торец окна 19 совпадаеT с торцом полости водила, имеет стопорное кольцо 21 и отверстия 22 — 24, причем правый край отверстия 22 совпадает с левым торцом поршня 16, а расстояния от оси отверстия 24 до паза 9 оси 4 водила 3 и от оси отверстия 22 до стопорного кольца 21 равны половине требуемого хода сателлита 6.

Коробка передач работает еле ующим образом.

Рабочая жидкость, использукнцаяся для смазки подшипников 5 сателлита 6, поступает внутрь оси 4 сателлита 6 через отверстие 7. Через отверстие втулки 11 рабочая жидкость, поступающая в полость водила и через отверстие 23 в полость между поршнем 16 и дном кольцевой проточки втулки 17, воздействует на торцы поршней 16 и 17, которые под действием пружины 15 находятся в крайнем правом положении. Вследствие воздействия пружины 18, а также равенства площадей свободHbtx торцовых lloBppxностей поршней !6 и 17 под действием давления рабочей жидкости первым начинает движение поршень 16, который перемещает сателлит 6 влево, сжимая пружину

l5, и, кроме того, перекрывает воей цилиндрической поверхностью отверстие 22.

Поршень 16 движется до упора в стопорное кольцо 21, после чего начинаеT .д ви5

35 жение поршень 17. При этом вткрывается окно 18. Так как давление в полости между поршнем 16 и дном кольцевой проточки втулки 17 не убывает, поршень 16 остается уперт в стопорное кольцо 21, т.е. происходит совместное перемещение поршней 16, 17 и сателлита 6 влево. При достижении поршнем 17 крайнего левого положения отверстие 24 совмещается с пазом

9 оси 4 водила 3, вследствие чего давление в полости между поршнем 16 и дном кольцевой проточки втулки 17 падает.

Под действием пружины 15 начинается перемещение поршня 16 вправо до упора его в стенку поршня 17, находящегося пока в крайнем левом положении. При этом открывается отверстие 22, совмещенное с окном

20, вследствие чего происходит падение давления в полости водила перед торцом поршня 17 и начинается совместное движение под действием пружины 15 сателлита 6 и поршней 16 и 17 вправо до крайнего правого положения, при котором перекроется окно 19.

Для быстрого снятия давления в полости между поршнем 16, дном кольцевой проточки втулки 17 в полости водила отверстия

22 и 23 имеют больший диаметр, чем отверстие втулки 11.

После возвращения поршней 16 и 17, а также сателлита 6 в крайнее правое (исходное) положение цикл повторяется.

Таким образом, сателлит 6 находится в непрерывном возвратно-поступательном движении вдоль оси 4 водила 3, что способствует равномерному износу зубьев сателлита 6 по всей длине. Канавки на зубьях сателлитов не вырабатываются, затруднений при включении фрикциона не наблюдается.

Таким образом, надежность коробки передач возрастает.

Планетарная коробка передач, содержа щая корпус, по меньшей мере один плане тарный ряд, включающий центральное колесо с внешними зубьями, водило, размещенные в нем на осях сателлиты и центральные колеса с внутренними зубьями, выполненные в виде зубчато-фрикционных дисков для взаимодействия с корпусом или сателлитами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности коробки передач путем выравнивания износа зубьев сателлитов по всей длине их, сателлиты подпружинены к водилу в осевом направлении, в по леднем выполнены соединенные между собой окна и полость, коробка передач сн абже H а размещен н ы ми в полости двумя поршнями, один из которых выполнен в виде втулки с кольцевой проточкой на одном из торцов, другой размещен в ней и подпружннен к дну кольцевой проточки в осе1499009

Состави1сль И. Бовен

Редактор Л. Зайцева Техред И Верее Корректор И. Марека

Заказ 4667/31 Тираж 721 1! одп и с нос

ВН ИИ11И Государственного комитета по изобретениям и открьпням прн ГКНТ (. (:(:Р

1 l 3035, Москва. Ж -- 35, Рауьпская наб., д 4, 5

Производственно-издательский комбинат «11атент», г. Ужгород, 1л. Гагарин;i. I I вом направлении и другим торцом оперт на торец сателлита, в каждой оси выполнены радиальные отверстия для соединения полос ти водила с маслосистемой коробки передач и паз для слива масла из полости между дном кольцевой проточки и торцом второго поршня, а для соединения последней и полости водила с маслосистемой коробки и со сливом во втулке выполнены отверс5 тия.

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам для транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , С целью повышения нагрузочной способности передачи путем равно мерного распределения нагрузки на ведомые конические колеса в передаче, содержащей две муфты 15 и 16, два тормоза 7 и 8 и два ппанетарных механизма , включающих каждый центральные колеса с наружньпчи и внутренними зубьями и водило с сате,т1литами, вращение от входного вала 2 с ведущим коническим колесом 3 при включении тормоза 7 и муфты 16 передается ведомым коническим колесам 4 и 5 от колеса 4 - водилу 11 центральному колесу 9 и выходному валу 6, а от ко леса 5 через муфту 16 - на выходной вал 6

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению ., С целью упрощения конструкции коробки и ее управления путем уменьшения числа элементов управления и рациональной последовательности их переключения планетарная коробка передач имеет пять элементов управления: две муфты 4 и 5 и три управляемых тормоза 6-8, четыре планетарных ряда, каждый из которьсх соответственно включает центральные колеса 9, 13, 17 и 21 с внешними зубьями, центральные колеса 12, 16, 20 и 24 с внутренними зубьями, водила 10, 14, 18 и 22 с сателлитами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к планетарным коробкам передач, KOTOpbie могут быть использованы в различных Отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных ман1ин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в машиностроении, станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленности, при выпуске высокопроизводительного станочного оборудования с возвратно-поступательным перемещением рабочего инструмента непрерывного действия

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств
Наверх