Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле собранных подшипников качения. Цель изобретения - повышение точности измерения радиального зазора и надежности прибора. На основании 1 установлен корпус 2 узла измерения, на котором закреплена оправка 3, в пазах которой размещены упругие элементы 6 с шаровыми наконечниками 5 для фиксации испытуемого подшипника. На плавающей скобе 7, связанной с корпусом пластинчатым параллелограммом (элементы 8 и 9), установлен опорный наконечник 14 и две каретки 10 и 11. Каретка 10 может перемещаться вертикально, а каретка 11 с отсчетным устройством 12 может перемещаться по каретке 10 горизонтально. На скобе 7 установлено также устройство 15 блокировки, предохраняющее измерительный наконечник 13 от боковых ударов при установке подшипника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (g1) 4 G Oi И 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4177386/25-27 (22) 08.01.87 (46) 07.10.89. Бюл. Р 37 (71) Первый государственный подшипниковый завод (72) Г.В.Часовников (53) 658.562 ° 012.7 (088.8) (56) Описание прибора AN 107, ВНИПП, 1980.

2 (54) ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле собранных подшипников качения. Цель изобретения— повышение точности измерения радиального зазора и надежности прибора.

На основании 1 установлен корпус 2

3 1513380 узла измерения, на котором закреплена оправка 3, в пазах которой размещены упругие элементы 6 с шаровыми наконечниками 5 для фиксации испытуе, 5 мого подшипника. На плавающей скобе

7, связанной с корпусом пластинчатым параллелограммом (элементы 8 и

9), установлен опорный наконечник

14 и две каретки 10 и 11. Каретка 10 может перемещаться вертикально, а катерка 11 с отсчетным устройством

12 может перемещаться по каретке

10 горизонтально. На скобе 7 установлено также устройство 15 блокировки, предохраняющее измерительный наконечник 13 от боковых ударов при установке подшипника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь- 15 зовано на подшипниковых и машиностроительных заводах при контроле собранных подшипников.

Цель изобретения — повышение точности измерения радиального зазора и надежности прибора.

На фиг. 1 показан предлагаемый прибор, вид сбоку; на фиг.2 — кинематическая схема прибора; на фиг.3 †. ° вид А на фиг.2. 25

Прибор для измерения радиального зазора в шариковом или роликовом подшипнике имеет основание 1, на площадках которого размещен корпус 2 узла измерения. В передней части кор- 30 пуса 2 установлена оправка 3, на коротую надевается внутренним кольцом

4 контролируемый подшипнйк, поджимаемый к торцу оправки 3 двумя шаровыми наконечниками 5, установленными 35 на упругих элементах 6, расположен- . ных друг против друга в пазах оправ ки 3.

Узел измерения выполнен в виде .плавающей скобы 7, связанной с корпу- 40 сом 2 пластинчатым параллелограммом— элемента 8 и 9, на скобе раземещена первая настроечная каретка 10, имеющая возможность перемещения в плоскости, перпендикулярной к оси под- 45 шипника. На первой каретке 10 установлена вторая настроечная каретка

11, перемещаемая в плоскости парал.лельно оси оправки 3 с отсчетным устройством 12 и измерительным наконеч- 50 ником 13. Узел имеет опорный наконечкик 14, рычажное устройство 15 блокировки, установленное в нижней части настроечной каретки 10, одно плечо 16 которого связано с измери 55 тельным наконечником 13 отсчетного устройства, а другое плечо 17 — с торцом внутреннего кольца 4 подшипника, пружину 18 растяжения, от усилия которой осуществляется контакт опорного наконечника 14 с отверстием внутреннего кольца 4 подшипника, при этом контактное усилие наконечника

14 регулируется винтом 19, ограничивающим ход плавающей скобы 7 путем захода конической части винта в призматический упор 20, установленный на скобе 7.

Прибор имеет вибрационную пластину 21, являющуюся промежуточным звеном между контролируемым подшипником и механизмом, вибрации (фиг.2), уровень 22, вмонтированный в основание

1., для установки оправки 3 в строго горизонтальное положение при базировании контролируемого подшипника.

Прибор работает следующим образом.

Подшипник насаживается на оправку 3. Внутреннее кольцо 4, пройдя заходную чать оправки и позицию измерения, нажимает на наконечник плеча 17 рычага блокирующего устройства

15. Второе плечо 16 рычага плавно опускает измерительный наконечник 13 до соприкосновения с наружным нольцом 23 подшипника. В этот момент шаровые наконечники 5, упираясь в радиусную фаску внутреннего кольца 4, поджимают подшипник к базовому торцу оправки 3..Стрелка отсчетного устройства 12 устанавливается на одно из делений шкалы (настроечное положение), Производя нагружение подшипникасилой P наружное кольцо 23, шарики, расположенные в дорожке качения наружного кольца, и сепаратор 24 поднимаются. Осуществляется механическая вибрация пластины 21, которая передается на наружное кольцо, спо:собствуя самоцентрированию шариков по дорожкам качения, ликвидировав за зор между дорожками качения наружного и внутреннего колец подшипни5 15133 ! ка, насаженного на оправку. Опорный наконечник 14 контактирует в центре отверстия с внутренним кольцом 4, а наконечник 13 отсчетного устройства—

5 с наружным кольцом 23 в одной совмещенной вертикальной плоскости и регистрирует перемещение наружного кольца подшипника, отмечая величину перемещения по отсчетному устройству.

Таким образом получают первое значение радиального зазора от настроечного.

Далее производится нагружение 15 наружного кольца 23 сверху силой P и его вибрация. Наконечники 13 и 14 регистрируют перемещение наружного кольца вниз до соприкосновения его . дорожки качения с шариками, удержи- 2(> ваемыми сепаратором 24 в дорожке качения внутреннего кольца подшипника.

Получаем второе предельное значение радиального зазора в контролируемом подшипнике.

Радиальный зазор в подшипнике определяется как среднее арифметическое значение двух измерений зазора по двум взаимно перпендикулярным направлениям в радиальной плоскости подшипника или трех измерений после каждого поворота на 120 наружного о свободного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца.

Наличие блокировочного устройства 15 позволяет исключить боковые удары на измерительный наконечник

13 при установке подшипника на оправку 3, что повышает надежность прибо, ра. Возможность горизонтального. перемещения каретки 11 позволяет совместить конец измерительного наконечника 13 с плоскостью, проходящей через

1 центральную линию дорожки качения и контактную точку опорного наконечника 14, что существенно повышает точность измерений.

Использование предлагаемого прибора позволит упростить и ускорить измерения радиального зазора с одновременным повышением их точности.

Формула изобретения

1, Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения, содержащий корпус, установленную на нем неподвижно оправку с заходным конусом и продольным пазом для базирования испытуемого подшипника„ плавающую скобу, связанную с корпусом пластинчатым параллелограммом, на базовой вертикальной поверхности которой установлен опорный наконечник, входящий в паз оправки с воэможностью контакта с внутренним кольцом испытуемого подшипника, и две настроечные каретки, одна из которых установлена с воэможностью вертикального перемещения перпендикулярно оси оправ. t ки, а вторая установлена подвижно на первой каретке, отсчетное устройство с измерительным наконечником, установленное на второй каретке с возможI ностью контакта измерительного наконечника с наружным кольцом испытуемого подшипника в плоскости, проходящей через ось оправки и контактную точку опорного наконечника, вибратор наружного кольца испытуемого подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения и надежности прибора, он снабжен блокировочным устройством, выполненным в виде Г-образного рычага, установленного шарнирно на первой каретке с возможностью контакта одним концом с измерительным наконечником отсчетного устройства, другим концом — с испытуемым подшипником, а вторая каретка установлена с возможностью горизонтального перемещения вдоль оси оправки.

2. Прибор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что оправка снабжена парой упругих элементов, например пластинчатых пружин, с шаровыми наконечниками, установленными в предусмотренных для этого .диаметрально рас-, положенных продольных пазах с возможностью контакта с внутренним кольцом испытуемого подшипника.

1513380

Вид 4

Фиг.2

Фиг,3

Составитель А.Серов

Техред А.Кравчук Корректор В.Кабаций

Редактор Н.Гунько

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 6075/45 Тираж 789 Подписное

Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения Прибор для измерения радиального зазора в подшипниках качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к контролю подшипниковых узлов, и может быть использовано для диагностирования подшипниковых узлов электрических машин в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к стендам для исследования параметров уплотнений

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки, а также режимов работы подшипниковых узлов различных приборов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничного и полусухого трения при смазывании пластичной смазкой

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для сортировки подшипников качения по моменту сопротивления вращению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при оценке качества прецизионных подшипников качения по моменту трения, например, при входном контроле

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипников качения

Изобретение относится к области испытаний на износ неподвижных соединений вал-внутреннее кольцо подшипника качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при экспериментальных исследованиях гибких подшипников волновых передач

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения работоспособности подшипников электрических машин

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх