Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к области эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения степени снижения эффективности охлаждения радиаторными секциями холодильника двигателя внутреннего сгорания вследствие загрязнения их внутренних полостей. Цель изобретения - повышение точности измерения и достоверности получаемых результатов. Поставленная цель достигается тем, что теплоноситель в системе охлаждения на режиме, обеспечивающем такую скорость движения воды в системе охлаждения, что при прохождении ее по радиаторным секциям, загрязненным выше допустимого уровня, в них будет ламинарный режим движения воды, а в радиаторных секциях чистых или загрязненных ниже допустимого уровня - турбулентный. При этом скорость движения теплоносителя определяется соотношением V = 2300 ν/D<SB POS="POST">э.загр</SB>, м/с, где ν - кинематическая вязкость теплоносителя, м<SP POS="POST">2</SP>/с

D<SB POS="POST">э.загр</SB> - эквивалентный диаметр предельно загрязненного канала, м. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (sg 4 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

@Р. О ЕМ.-г,ц.. угУщ,"qggfQ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4316766/25-06 (22) 16.10.87 (46) 07.10.89. Бюл. Р 37 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С.М. Кирова (72) Г.Б.Розенблит, В.И.Перелет, В.Г.Алексеев и B.À.Никонова (53) 621.436.001.6(088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1260714, кл. G 01 М 15/00, 1986. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОРАССЕИВАЮ:ЩЕЙ СПОСОБНОСТИ РАДИАТОРНЫХ СЕКЦИИ

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения степени снижения эффективности охлаждения радиаторными .секциями холодильника двигателя внутИзобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения степени снижения эффективности охлаждения радиаторными секциями холодильника двигателя внутреннего сгорания вследствие загрязнения их внутренних полостей.

На чертеже проведен график зависимости расхода жидкости G (м /ч) от напора Н (м) при разных частотах,вращения 9l вала дизеля.

Способ контроля теплорассеивающей . способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего

2 реннего сгорания вследствие загрязнения их внутренних полостей. Цель изобретения — повышение точности измерения и достоверности получаемых результатов. Поставленная цель достигается тем, что теплоноситель в системе охлаждения на режиме, обеспечивающем такую скорость движения воды в системе охлаждения, что при прохождении ее по радиаторным секциям, загрязненным выше допустимого уровня, в них будет ламинарный режим движения воды, а в радиаторных секциях чистых или загрязненных ниже допустимого уровня — турбулентный. При этом скорость движения теплоносителя определяется соотношени- д

Щ ем V = 2300-7- — м/с, где 0 — кинез.злгР матическая вязкость теплоносителя, м /с; и „ р- эквивалентный диаметр предельно загрязненного канала, м.

1 ил. сгорания осуществляют следующим образом.

Теплоноситель в системе охлажде ния прогревают при работе двигателя до номинального теплового режима с выключенным вентилятором холодильника и закрытыми жалюзи, после чего, вклю:чив вентилятор холодильника и открыв жалюзи, резко охлаждают теплоноситель, стараясь получить его температуру не выше 0,65-0,70 номинапьной, что определяется допустимым температурным перепадом, позволяющим избежать роста температурных напряжений в двигателе и в радиаторных секциях, а такля V, на основании которых о редел. . ется необходимая производительность водяного насоса системы охлаждения:

G=Р V

На основании подсчитанной производительности, пользуясь известными графиками, определяют необходимую частоту вращения вала двигателя.

Контроль теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя осуществляют на примере системы охлаждения тепловозного дизеля 1А-5 Д49, установленного на тепловозе 2ТЭ 116.

Закрыв жалюзи холодильной камеры тепловоза и выключив вентилятор, выводят дизель на номинальную частоту вращения д = 1000 об/мин) и нагревают воду в системе охлаждения до температуры номинального теплового режима. За номинальный тепловой режим прио нята температура, которая на 5 С ниже предельно допустимой температуры 95 С, которая, в свою очередь, определяется настройкой существующих систем защиты.

После нагрева воды в системе охлаждения до температуры-88-90 С откры0 вают жалюзи, включают вентилятор холодильника и резко (с максимально возможной скоростью) охлаждают воду в системе охлаждения до 60 С, причем, о частота вращения вала двигателя, а следовательно, и кинематически связанного с ним водяного насоса системы охлаждения выбраны так, что в трубках радиаторных секций, загрязненных ниже допустимого уровня, имеет место турбу- лентное движение воды, а в загрязненных выше допустимого уровня — ламинарное. Расчетно экспериментальные исследования позволяют определить искомую частоту вращения вала двигателя данной марки, которая составляет 350360 об/мин.

После охлаждения теплоносителя в системе охлаждения до 60 С при данной частоте вращения двигатель останавливают и производят замер температуры поверхностей радиаторных секций со стороны выхода из них теплоносителя, при этом разность температур различно загрязненных радиаторных секций (выше или ниже -допустимого уровня) достигает 12 С.

Большинство радиаторных секций 1 контура (охлаждение дизеля) имеют со стороны выхода теплоносителя темпера3 1513385 же обеспечить возможность получения различных температур радиаторных секций с различной степенью загрязнения.

Охлаждение теплоносителя ведут на частоте вращения вала двигателя, при которой в трубках радиаторных секций с предельно допустимой степенью загрязнения скорость движения теплоносителя V 2300 — г — м/с, что обеспечиl0

d э,рЛ>Р вает в трубках радиаторных секций, загрязненных ниже предельно допустимого уровня, турбулентное движение теплоносителя, а в загрязненных вьппе до- 15 пустимого уровня — ламинарное движение.

Охладив теплоноситель, двигатель останавливают и производят измерение температуры радиаторных секций со сто-20 роны выхода из них теплоносителя, при этом радиаторные секции, имеющие охлаждения во внутренних полостях, имеют и меньшее проходное сечение для тепло-, носителя и, как следствие, после рез- 25 кого охлаждения имеют более низкую температуру. Дополнительное увеличение перепада температур между радиаторными секциями с ламинарным и турбулентным движениями в них теплоносителя 30 обеспечивается за счет различной величины теплоотдачи от теплоносителя. к стенкам трубок при ламинарном и турбулентном движении жидкости.

Сравнивая полученные значения тем- 35 ператур с температурой, которую определяют путем исследования тепловозов перед постановкой на ремонт и статистической обработкой полученных данных, выявляют радиаторные секции, имеющие 40 степень загрязнения выше допустимой, эти радиаторные секции подлежат демонтажу и последующей очистке и ремонту.

Предельно допустимую степень загрязнения определяют из соотношения 45

4Q = дп Qxy>, где Qpg — максимально возможное тепловыделение из двигателя в систему охлаждения; Q тепловыделение из холодильника в окружающую среду; д Q — допустимый1уровень падения 50 г теплорассеивающей способности, определяющий предельно допустимую степень загрязнения, а частоту вращения вала двигателя, на которой ведут охлаждение теплоносителя, определяют исходя из минимального проходного сечения радиаторных секций Р (с учетом пре1 дельно допустимой степени загрязнения), скорости движения теплоноситегде

I э. ЗлгР.

ЗО

5 15133 туру 57-58 С (чистые), и лишь загряэо ненные выше допустимого уровня имеют температуру со стороны выхода.из них теплоносителя на 8-12 C меньше. По

5 окончании работ их снимают и отправляют на промывку.

В качестве измерительной аппаратуры может быть использован ниэкотемпературный пирометр ПНТЭ-15, соединенный1О с регулирующим регистрирующим прибором

Щ 4316.

Использование предлагаемого способа контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы ох- 15 лаждения двигателя внутреннего сгорания обеспечивает по сравнению с известным повышение точности измерения и достоверности получаемых результатов за счет использования режима охлажде- 2О ния, позволяющего добиться увеличения разности температур радиаторных сек- .. ций, загрязненных соответственно выше ипи ниже допустимого уровня, что дает возможность исключить (или сущест- 25 венно уменьшить) влияние посторонних факторов на результаты измерения.

Формула из обретения

Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы ахлаждекл =..;вигате"л внутреннего сгорания, закл:.счающийся в том, что теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя до номинального теплового режима, затем теплоноситель резко охлаждают до температуры, равной 0,65-0,70 номинальной, после чего измеряют температуру каждой радиаторной секции со стороны выхода теплоносителя в заданный эталонный момент времени и по измеренной температуре судят о теплорассеивающей способности радиаторных секций путем сравнения с эталоном, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности, охлаждение теплоносителя производят при частоте вращения вала двигателя, при которой в трубках радиаторных секций с предельно допустимой степенью загрязнения скорость движения теплоносителя определяется соотношением кинематическая вязкость теплоносителя, м /с, эквивалентный диаметр предельно загрязненного кана-. ла, м.

40 Е0 80 таа гр Ю Ь|п /. с)

Составитель Н.Патрахальцев

Редактор Н.Гунько Техред А.Кравчук Корректор В.Кабаций

Заказ 6075/45 Тираж 789

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к способам и устройствам для испытания почвообрабатывающих рабочих органов

Изобретение относится к металлообработке, в частности касается электрической приработки трущихся кинематических пар

Изобретение относится к способам испытания двигателя внутреннего сгорания и может найти применение в автоматизированных системах управления технологическими процессами испытания двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ресурсных испытаниях дизелей с целью сокращения их продолжительности

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытательным стендам, и может быть использовано для испытаний гидроцилиндров

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием технического решения по основному а.с

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх