Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи - это тормоза 5 и 7, для второй - тормоза 4 и 7, для третьей - тормоза 5 и 6, для четвертой - тормоза 4 и 6, для пятой - тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой - тормоз 4 и муфта 9, для седьмой - тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой - тормоз 6 и муфта 8, для девятой - муфты 8 и 9. Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК щ) F 16 H 3/44

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4441109/25-28 (22) 27.04.88 (46) 07.05.90. Бюл. М 17 (72) Ю.И.Фуражов и А.В.Давыдов (53) 621.833.6.062 ° 26(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1071467, кл. Р 16 Н 3/44, 1983.

Авторское свидетельство СССР

У 1054604, кл. F 16 Н 3/44, 1983.

) (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения— увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного

„„SU„„ I 2561 A

2 вращения поверхностей трения управляемых муфты при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи — это тормоза 5 и 7, для второй — тормоза

4 и 7, для третьей — тормоза 5 и 6, для четвертой — тормоза 4 и 6, для пятой — тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой — тормоз 4 и муфта

9, для седьмой — тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой — тормоз 6 и муфта 8, для девятой — муфты 8 и 9.

Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.

3 1562561

Изобретение относится к машинос1троению а именно к автотрактороУ фтроению, и может быть использовано

s качестве коробки передач транспорт5 иого средства.

Цель изобретения — увеличение наДежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхостей трения управляемых муфт при lð беспечении десяти режимов работы коробки передач.

На фиг.l представлена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2— то же, вариант. 15

Коробка передач содержит корпус 1, нходной вал 2, выходной вал 3, четыре управляемых тормоза 4 — 7, где управляемые муфты 8 и 9 и четыре планетарных ряда. Первый планетарный 20 ряд включает центральное колесо .10 с

Наружными зубьями, водило ll с сателлитами 12 и центральное колесо 13 с внутренними зубьями. Второй планетарный ряд включает центральное коле- 25 со 14 с наружными зубьями, центральное колесо 15 с внутренними зубьями и водило 16 с сателлитами 17, имею.щими два венца 18 и 19, причем венец 18 находится в зацеплении с цен- 3р тральным колесом 14 с наружными зубьями, а венец 19 — с центральным колесом 15 с внутренними зубьями. Третий планетарный ряд включает центральное колесо 20 с наружными зубьями, водило 21 с сателлитами 22 и центральное колесо 23 с внутренними зубьями. Четвертый планетарный ряд включает центральное колесо 24 с наружными зубьями, водило 25 с сателлита- gp ми 26 и центральное колесо 27 с внутренними зубьями.

Входной вал 2 жестко связан с центральными колесами 1.0 и 14 с наружными зубьями, а также посредством пер-45 вой управляемой муфты 8 — с водилом

16 второго ряда, соединенного также с первым управляемым тормозом 4. .д: Zgq»

Х Ем 2у Ка

Для включения второй передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 4 и 7 при выключенных прочих элементах управления. При этом останавливаются водило 11 первого ряда, водило 23 третьего ряда и

55 центральное колесо 27 четвертого ряда.

Передаточное отношение коробки 1 К К К, К l -К-К, ! Центральное колесо 13 первого ряда соединено с вторым управляемым тормозом 5, а также с водилом 16 второго ряда. Центральное колесо 15 с внутренними зубьями второго ряда соедине/ но с центральными колесами 20 и 24 третьего и четвертого рядов, а также посредством второй управляемой муфты 9 — с водилом 25 четвертого ряда, жестко соединенного с выходным валом

3. Центральное колесо 23 третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом 6, а центральное колесо 27 с внутренними зубьями четвертого ряда связано с водилом 21 третьего ряда и четвертым управляемым тормозом 7.

Второй планетарный ряд может содержать центральное колесо 14 с наружными зубьями, жестко закрепленном на входном валу 2, центральное колесо 15 также с наружними зубьями и водило 16 с двойными сателлитами 17 и 28, находящимися в зацеплении между собой, причем каждый из сателлитов выполнен двухвенцовым: сателлиты 17 имеют венцы 18 и 19, а сателлиты 28— венцы 29 и 30.

Центральное колесо 14 находится в зацеплении с венцом 18 сателлита 17, а центральное колесо 15 — с венцом

30 сателлита 28.

Коробка передач работает следующим образом.

Для включения первой передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 5 и 7. При этом затормаживаются связанные с этими тормозами центральное колесо 13 и водило 16, а также центральное колесо 27 и водило 21.

Передаточное число коробки пере дач. т =К(1-Ка)

Zи Z у где К

Z„, К,„

Z @7

К

4 К,., Z — число зубьев соответствующего зубчатого колеса (индекс с соответствует номеру позиции зубчатого колеса на фиг.1 и 2).

Для варианта коробки передач по фиг.2

1562561 дач

Для включения третьей передачи включают управляемые тормоза 5 и 6 при прочих выключенных элементах управления. При этом затормаживаются центральное колесо 13 первого ряда, водило 16 второго ряда и центральное колесо 23 третьего ряда °

Передаточное отношение коробки передач 1-К . К р 1-Кд)

1 — к — к

3 4

7.у к

Для включения четвертой передачи включают управляемые тормоза 4 и 6, обеспечивающие остановку связанных с ними водила 11 первого ряда и центрального колеса 23 третьего ряда.

Передаточное отношение коробки передач 1 к (1 кДк, к

3 4) Для включения пятой передачи включают управляемый тормоз 5 и вторую управляемую муфту 9. При этом останавливаются центральное колесо 13 первого ряда и водило 16 второго ряда; а третий и четвертый планетарные ряды блокируются.

Передаточное отношение коробки передач

Г= ка

Для включения шестой передачи включают управляемый тормоз 4, затормаживающий водило 11 первого ряда, и управляемую муфту 9, обеспечивающую блокировку третьего и четвертого рядов.

Передаточное отношение коробки передач г к

6.1-Е

1 к

Дпя включения седьмой передачи (первая передача заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз

7, обеспечивающий остановку центрального колеса 27 четвертого ряда и водила 21 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую связь входного вала 2 и водила 11 первого ряда, т. е. блокировку первого и второго рядов.

Передаточное число коробки пере1 — К м

5 . Для включения восьмой передачи (второй передачи заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз

6, обеспечивающий остановку центрального колеса 23 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую блокировку первого и второго планетарных рядов.

При этом передаточное отношение коробки передач

15 1-К З

VI//. К ! Я

1-1

Для включения девятой передачи

20 (третьей передачи заднего хода) необходимо включить управляемые муфты 8 и 9. При этом коробка передач блокируется и передаточное отношение ;„

25 Десятая передача обеспечивает включение тормозного режима посредством включения управляемых тормозов 6 и 7. При этом третий и четвертый планетарные ряды, а также связанный с

30 ними выходной вал 3 останавливаются.

Таким образом, приведенная коробка передач имеет девять передач, шесть из которых — с отрицательным передаточным отношением, а три — с положительным, а также тормозной ре35 жим работы, На всех передачах встречное вращение поверхностей трения управляемых муфт отсутствует, что способствует увеличению надежности и

40 долговечности коробки передач. формула изобретения

Коробка передач, содержащая кор45 пус, входной и выходной валы, четыре планетарных ряда, каждый из которых включает центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями и водило с сател5р литами, четыре управляемых тормоза и две.управляемые муфты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности коробки передач путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач, входной вал соединен с центральными колесами с внешними зубьями первого и второ."о планеl562561

Составитель И,Бонев

Техред Л,Олийнык Корректор Т,Палий

Редактор N.Áëàíàð

Заказ 1048

Тираж 488

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,10! тарных рядов и посредством первой управляемой муфты — с водилом первого ряда, соединенным также с первым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями первого ряда соединено с водилом второго планетарного ряда, имеющего двухвенцовые сателлиты, и вто рым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями вто- 10

: рого планетарного ряда соединено с . центральными колесами с внешними зубьями третьего и четвертого планетарных рядов и посредством второй управляемой муфты — с выходным валом, с которым соединено водило четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда соединено с четвертым управляемым тормозом и водилом третьего планетарного ряда, а центральное колесо с внутренними зубьями третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом.

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым зацеплениям и может быть использовано в качестве планетарной коробки передач

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к транспортному машиностроению, и позволяет расширить кинематические возможности планетарной коробки передач путем получения двух рядов передаточных отношений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автотракторостроению, и позволяет повысить надежность планетарного короба передач, в которых роль коронных шестерен выполняют зубчато-фрикционные диски

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам для транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , С целью повышения нагрузочной способности передачи путем равно мерного распределения нагрузки на ведомые конические колеса в передаче, содержащей две муфты 15 и 16, два тормоза 7 и 8 и два ппанетарных механизма , включающих каждый центральные колеса с наружньпчи и внутренними зубьями и водило с сате,т1литами, вращение от входного вала 2 с ведущим коническим колесом 3 при включении тормоза 7 и муфты 16 передается ведомым коническим колесам 4 и 5 от колеса 4 - водилу 11 центральному колесу 9 и выходному валу 6, а от ко леса 5 через муфту 16 - на выходной вал 6

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению ., С целью упрощения конструкции коробки и ее управления путем уменьшения числа элементов управления и рациональной последовательности их переключения планетарная коробка передач имеет пять элементов управления: две муфты 4 и 5 и три управляемых тормоза 6-8, четыре планетарных ряда, каждый из которьсх соответственно включает центральные колеса 9, 13, 17 и 21 с внешними зубьями, центральные колеса 12, 16, 20 и 24 с внутренними зубьями, водила 10, 14, 18 и 22 с сателлитами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в машиностроении, станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленности, при выпуске высокопроизводительного станочного оборудования с возвратно-поступательным перемещением рабочего инструмента непрерывного действия

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств
Наверх