Резьбовое соединение

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений. Цель изобретения - повышение надежности стопорения путем улучшения качества заделки стопорного элемента. Нажимное кольцо 6 размещено в кольцевой канавке 5 головки болта. Торцовая поверхность 12 кольца 6 выполнена винтовой. Стопорный элемент выполнен в виде цилиндрического пояска 8 с фаской 9 в детали 2. При завинчивании болта 1 нажимное кольцо 6 своим скосом 7 воздействует на цилиндрический поясок 8, обеспечивая его завальцовку в кольцевую канавку 4 на резьбовом стержне болта 1. Винтовая поверхность 12 нажимного кольца 6 обеспечивает постепенное воздействие скоса 7 на цилиндрический поясок, что приводит к снижению усилия на гаечном ключе и повышению качества завальцовки. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 щ)5 Р 16 В 39/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Q Ц иг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4297537/25-27 (22) 14.08.87 (46) 30.06.90. Бкл. ¹ 24 (72) В.М.Столбов и .Г.С.Курасов (53) 621.882.55(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1 208341, кл . Р 1 6 В 39/02, 1984. (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопореник резьбовых соединений. Цель изобре- тения — повышение надежности стопорения путем улучшения качества заделки стопорного элемента. Нажимное кольцо 6 размещено .в кольцевой канав2 ке 5 головки болта. Торцовая поверхность 12 кольца .6 выполнена винтовой.

Стопорный элемент выполнен в виде цилиндрического пояска 8 с Фаской 9 в детали 2. При завинчивании болта 1 нажимное кольцо 6 своим скосом 7 воздействует на цилиндрический поясок

8, обеспечивая его завалъцовку в кольцевую канавку 4 на резьбовом стержне болта 1. Винтовая поверхность ) 2 нажимного кольна 6 обеспечивает постепенное воздействие скоса 7 на цилиндрический поясок, что приводит к снижению усилия на гаечном ключе и повышению качества завальцовки, 3 з.п.

Ф-лы, 7 ил.

1574935

Изобретение относится к машино, строению и может бьггь применено для стопорения крепежных деталей машин

,с повышенными требованиями к надежности соединения.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения путем улучшения качества заделки стопорного элемента.

На Фиг. 1 изображено резьбовое со- )0, еДинение в затянутом и застопоренном !

1 положении; на Фиг. 2 — резьбовое сое динение перед стопорением," на фиг.3 разрез А-А на Фиг. 1 (контур винтовой, линии на нажимном кольце); на Фиг.4 — 15

; резьбовое соединение с нажимным коль: цом, выполненным за одно целое с го1 ловкой болта на Фиг. 5 †. резьбовое .,соединение перед стопорением, на, Фиг. б — вид Б-на Фиг. 5; на Фиг. 7, . цилиндрический поясок с прорезями.

Резьбовое соединение состоит ,,(Фиг.1) из болта 1, установленного в

: соосных отверстиях соединяемых дета:лей 2 и 3, Болт имеет кольцевую ка- 25 навку 4 на стержне под головкой, а .на опорной поверхности головки болта, ..выполнена кольцевая проточка 5 с конической наружной боковой поверхностью, сопряженной с ответной кониче- 30 . ской наружной боковой поверхностью

:на торце нажимного кольца 6, обращенном к головке бол га. Пругой торец ,"кольца б выполнен со скосом 7. Нажим -ное коль цо б опирается на стопорный элемент 8, выполненный в виде цилиндрического пояска, соосного оси болта с Фаской 9 на. торце, образованного кольцевой проточкой 10 в детали 2. Нажим— ное кольцо 6 может быть вьполнено в виде кольцевого выступа 11 за од о целое с. головкой болта.

Кольцевой выступ может быть выполнен с прорезями. Нажимное колъцо 6 выполнено с винтов ой пов ерхнос тью 1 2 на торце, расположенной со стороны скоса

7, Дно кольцевой проточки 5 в головке болта может быть выполнено в виде винтовой поверхности ) 3. В результате такого выполнения в проточке имеется уступ 14 (cM.разрез А-А). B этом случае нажимное кольцо выполнено разрезным, торец 15 смещен относительно торца 16 и укладывается в проточку в головке болта так, что торец 15 упирается в уступ 14 в- проточке 5 головки болта, Кольцо при этом принимает

Форму спирали.

Внутренняя боковая поверхность 7 кольца 6 может быть выполнена винтовой, .т.е. с переменным углом с (наклона образующей конуса.

Резьбовое соединение работает следующим образом.

Нажимное кольцо 6 устанавливрется концентрично на стопорный элемент 8.

Болт 1 вводится в отверстия соединяемых деталей и ввинчивается по резьбе, приближаясь опорным торцом головки к нажимному кольцу б,,сопрягается с ним по коническим поверхностям, которые центрируют нажимное кольцо, не дают ему смещаться в сторону. Дальнейшее вращательно-поcòóïàòåëüíoå движение, головки болта действует на нажимное кольцо, скос которого обращен к стопорному элементу и воздействует на него, вначале сопрягаясь с фаской кольцевого пояска, а затем, скользя по цилиндрической поверхности и углубляясь постепенно в кольцевую проточку в детали, завальцовывает цилиндрический поясок на коническую поверхность кольцевой канавки 4 на.стержне болта 1 Причем, при завинчивании болта нажимное кольцо сначала касается цилиндрического пояска 8 выступающей частьк винтовой поверхности и начинают с ним взаимодейстовать, завахп— цовывая его, постепенно увеличивая сопряжение по винтовой поверхности 1 2.

При выполнении нажимного кольца 6 разрезным, а дна кольцевой проточки

5 в виде винтовой поверхности 12, упор 14 не позволяет кольцу остановиться или заклинить при вращении .болт 1.

Стопорный элемент 8 в виде завальцованного кольцевого пояска, внутренний диаметр которого меньше наружного диаметра болта, препятствует отвинчиванию болга, обеспечивая надежное стопорение резьбового соединения, .что особенно важно при воздействии на соединения вибрационных нагрузок.

Нажимное кольцо может быть выполнено разрезным, а кольцевая про гочка

10 в детали — с наружной конической поверхностью. В этом случае нажимное кольцо 6, опускаясь в.проточку 10 под воздействием головки болта, сколь— зит своей наружной поверхностью по конической поверхности кольцевой проточки в детали и, постепенно сжи— маясь, еще более надежно завальцовывает цилиндрический поясок.

157

Аналогично в усгройстве, в котором нажимное кольцо выполнено за одно целое с головкой, болта, функции его выполняет кольцевоФ выступ Il, который своей конической или винтовой поверхностью скоса 7 воздействует постепенно на стоп0рный элемент

8, сопрягаясь в начале соприкосновения с фаской 9 цилиндрического пояска 8 и завальцовывая его при поступательно-вращательном движении головки болта 1 на поверхность .кольцевой канавки

4, которая образуется одновременно с проточкой 5 на выступе 11 болта 1 или винтовой поверхности на выступе

11.

Таким образом, наличие винтовой поверхности 12 на торце нажимного кольца или на дне кольцевой проточ ки 5 в головке болта I обеспечивает возможность постепенного воздействия на цилиндрический поясок, т.е. постепенное включение в работу скоса 7, что уменьшает усилие на гаечном ключе, улучшает качество завальцовки цилиндрического пояска.

Обеспечение равномерности завальцовки и небольшого усилия происходит за счет переходного участка от максимально углубленной части винтавой поверхности к минимально углубленной. Наличие конических поверхностеФ в проточке 5 головки болта I u на нажимном кольце 6 обеспечивает возможность центрирования нажимного кольца 6 при завинчивании..

° Выполнение нажимного кольца в виде . кольцевого выступа за одно целое с болтом обеспечивает упрощение конструкции за счет сокращения количества деталей.

Ф о р м у л а и з о б.р е т е н и я!. Резьбовое соединение, содержащее установленный в соосных отвер4935 б стиях деталей болт с кольцевой канавкой на резьбовом стержне под головкой, стопорный элемент в виде соосного оси болта пояска с фаской а торце, образованного кольцевой l1p0точкой на обращенноФ к опорному

/ торцу головки болта поверхности присоединяемой детали, стоп орное сред10 ство в виде нажимного кольца с обращенным к оси стержня скосом на одном из торцов, связанного другим торцом с, опорным торцом головки болта, причем нажимное кольцо размещещено в кольцевой проточке детали, а стопорныи элемент в кольцевой канавке болта, о т л и ч à ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения путем улучшения каче20 ства заделки стопорного элемента, нажимное кольцо выполнено с винтовой торцовой поверхностью со стороны скоса, 2. Реэьбовое соединение по п. 1, 25 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что

/ на опорной поверхности головки болта выполнена кольцевая проточка с конической наружной боковой поверхностью, нажимное кольцо установлено в упомя30 нутой проточке и выполнено с ответной конической наружной боковой поверхностью со стороны торца противоположного скосу.

3. Резьбовое соединение по пп.! и

2, о т л и ч а ю m е е с я тем, что дно кольцевой проточки болта выполнено в виде винтовой поверхности с уступом, нажимное кольцо выполнено разрезным с разведенными концами и

40 установлено с упором торца одного конца в уступ проточки.

4. Резьбовое соединение по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, на45 жимное кольцо выполнено за одное целое с головкой болта.

Фиг.1

А-А

Фиг. Л

/2

1574935

Составитель Е. ЕФремова .

Техред И.Дидык Корректор Т. Палий. Редактор И. Касарда

Заказ 1773 Тираж 556 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединению деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самостопорящемуся резьбовому элементу

Изобретение относится к маиино-

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , в частности к крепежным элементам

Болт // 1425368
Изобретение относится к мащиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соеди-- нениям деталей резьбовыми крепежными элементами

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов
Наверх