Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для тракторов и аналогичных машин. Цель изобретения - расширение технологических и эксплуатационных возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном улучшении условий эксплуатации. Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4 и 5, двумя коронными шестернями 6 и 7 и связывающими их сателлитами 8 с венцами 9 и 10, установленными на осях 11 в водиле 12, три муфты 13-15. Муфта 13 установлена на валу 2 для его выборочной связи с шестерней 7, водилом 12 или шестерней 5, а муфта 14 установлена относительно корпуса 16 для выборочной связи с ним шестерни 6 или водила 12. Муфта 15 выполнена в виде двух гидроуправляемых фрикционных элементов 17 и 18 для выборочной связи шестерен 4 и 5 с промежуточным валом 19, связанным с валом 1 через планетарный механизм 20. Последний содержит коронную шестерню 22, связанную с валом 1, водило 23, связанное с валом 19, а также с солнечной шестерней 24 посредством муфты 26. Шестерня 24 связана посредством тормоза 25 с корпусом 16. Управляются элементы 17 и 18, а также тормоз 25 и муфта 26 посредством распределителя 27, связанного с рычагом 28 управления и установленного между магистралями 29-32 управления с одной стороны и источником 33 рабочей жидкости и гидробаком 34 с другой. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„ 1 588 (5!) В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4383661/31-.!1 (22) 26,02..88 (46) 30,08.90. Бюл. N- 32 (7l) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, А.А.Трич, В.Л.Николаенко и А.И.Бобровник (53) 629.1!3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М - 1508504, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс-. портному машиностроению, в частнос2 ти к коробкам передач для тракторов и аналогичных машин. Цель изобретения — расширение технологических и эксплуатационных возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном улучшении условий эксплуатации, Коробка пер!едач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4 и 5, двумя коронными шестернями 6 и 7 и связывающими их сателлитами 8 с венцами 9 и 10, установленными на осях 1! в водиле

1 588577 следний содержит коронную шестерню

22, связанную с»илом 1, водило 23, связанное с валом 19, а также с солнечной шестерней 24 посредством муф5 ты 26. !!!естерня 24 связана посредством тормоза 25 с корпусом !6. Управ— ляются элементы 17 и 18, а также тормоз 25 и муфта 26 посредством распределителя 27, связанного с рычагом 28 управления и установленного между магистралями 29 — 32 управления с одной стороны и источником 33 рабочей жидкости и гидробаком 34 с другой. 1 ил„

Изобретение относится к транспортному машиностроению,в частности к ко- — 20 робкам передач для,тракторов и аналогичных машин.

Целью изобретения является расширеНие эксплуатационных возможностей и улучшение условий эксплуатации путем увеличения числа обеспечиваемых передач.

На чертеже представлена принци— пиальная схема предлагаемой коробки передач транспортного cðåäñòâà. 30

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4 и 5, двумя коронными шестернями 6 и 7 и

35 связывающими их сателлитами 8 с венцами 9 и 10, установленными на осях

11 в водиле 12, три муфты 13 — 15„

Муфта 13 установлена на выходном валу 2 для его выборочной связи с коронной шестерней 7, водилом 12 или солнечной шестерней 5, а муфта !4 установлена относительно корпуса 16 для выборочной связи с ним коронкой шестерни 6 или водила 12. Муфта 15 . 4 выполнена в виде двух фрикционных элементов 17 и 18 для выборочной связи в солнечных шестернях 4 и 5 с промежуточным валом 19, связанным с входным валом 1 через двухступенчатую пе-. редачу 20. Передача 20 выполнена в виде планетарного механизма 21 с коронной шестерней 22, связанной с вхоцным валом 1, водилом 23, связанным с промежуточным нилом 19 и солнечной

55 шестерней 24, выборочно связанной или посредством тормоза 25 с корпусом 16., или посредством «<у< ты 26 < води< ом

23, Возможно и другое выполнение пе40

12, три муфты 13 — 15. Муфта 13 установлена на валу 2 для его выборочной связи с шестерней 7, водилом !2 или шестерней 5, а муфта 14 установлена относительно корпуса 16 для выборочной связи с ним шестерни<

6 или водила !2. Муфта 15 выполнена в виде двух гидроуправляемых фрикционных элементов 17 и 18 для выборочной связи шестерен 4 и 5 с промежуточным валом 19, связанным с валом ! через планетарный механизм 20, lloФ редачи 20, а также и другое число обеспечиваемых ею передач. Фрикционные элементы 17 и 18, а также тормоз 25 и муфта 26 передачи 20 управляются посредством распределителя 27, связанного с дополнительным рычагом 28 управления, Распределитель 27 установлен между магистралями 29 и 30 управления, 31 и

32 фрикционными элементами 17 и 18 муфты !5, тормоза 25 и муфты 26 с одной стороны и источником 33 рабочей жидкости и гидробаком 34 с другой стороны, Прещтагаемая коробка передач в приведенном исполнении обеспечивает двенадцать передач переднего хода и четыре передачи заднего хода. Элементы, с которыми связывает муфта 13 выходной вал 2,элементы, которые связаны посредством муфты 13 с корпусом 16,а также включаемыефрикционные элементы

17 или 18, тормоз 25 или муфта 26 для обеспечения получаемых передач приведены в таблице.

Как следует из приведенной таблицы посредством муфт 13 и 14 обеспечиваются три диапазона передач переднего хода и один диапазон заднего хода, переключение четырех, расположенных в порядке возрастания передач, осуществляется на ходу транспортного средства за счет распределителя 27 посредством рычага 28, что улучшает скоростной ряд транспортного средства, а также условия труда оператора„

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Коробка передач транспортного сред< Tâà, содержащая корпус, входной и «ыПереда ча оны

2

4

6

8

10 5

ll

)2

1,3.Х, 2.3.Х. 7

З.З.Х.

4.3.Х.

14 17 18 25 26

12 б

12 +

15 ходной валы, дна планетарных механизма, коронная шестерня первого из которых жестко связана с входным валом, водило соединено через первую гидроуправляемую фрикционную муфту с солнечной шестерней и через вторую гидроуправляемую фрикционную муфту — с двумя солнечными шестернями второго планетарного механизма, связанными с двумя коронными шестернями посредством двухвенцовых сателлитов, установленных на осях в водиле, две зубчатые муфты, первая из которых выполнена двухпозиционной для выборочной связи коронной шестерни с большим числом зубьев или водила второго планетарного механизма с корпусом, вторая, выполненная трехпозиционной, для выборочной связи коронной шестерни с меньшим числом зубьев, водила или солнечной шестерни с большим числом зубьев с выходным валом, рычаг управления коробкой, гидравлический распределитель, источник давления, предохранительный клапан, напорную гидролинию и слив, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и улучшения условий эксплуатации путем увеличения числа обеспечиваемых передач, она снабжена гидроулравляемым фрик ционным тормозом для связи солнечной шестерни первого планетарного механиз88577

6 ма с корпусом, дополнительным рычагом управления распределителем, выполненным четырехпозиционным, причем вторая фрикционная муфта выполнена с двумя полостями управления, при этом в первой позиции распределителя напорная гидролиния соединена с фрикционным тормозом и с первой полостью управ1О ления второй фрикционной муфты, связанной с солнечной шестерней, имеющей меньшее число зубьев, вторая полость управления второй фрикционной муфты и первая фрикционная муфта сое15 динены со сливом, во второй позиции распределителя напорная гидролиния соединена с первой фрикционной муфтой и с первой полостью управления второй фрикционной муфты, а фрикцион29 ный тормоз и вторая полость управления второй фрикционной муфты сообщены со сливом, в третьей позиции распределителя напорная гидролиния соединена с фрикционным тормозом и вто25 рой полостью управления второй фрикционной муфты, первая полость управ- ления которой и первая фрикционная муфта. сообщены со сливом, в четвер" той позиции распределителя напорная

30 гидролиния связана с первой фрикционной муфтой и с второй полостью управления второй фрикционной муфтой, первая полость управления которой и фрикционный тормоз сообщены со сливом,

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх