Устройство для обучения быстрому чтению

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Целью изобретения является повышение качества обучения, Устройство для обучения быстрому чтению содержит корпус 1 с ппозрачпым экраном 2 для чтения текста и отвег стием 3 для света. В корпусе размещены основной источник света 5, носи

: СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5 l ) 5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

S ASXOrceOvv Ca pavea e aV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И 01НРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (6l) 125932б (21) 4641858/12 (22) 25.01.89 (46) 23.05.91. Бюп. Р 19 (71) Таганрогский радиотехнический институт им,В.Д.Калмыкова (72) В.П.Медведев, F..III, ГончароЪа, Л.В.Демина, Л.В.Лебедева, В.А.Наза--,ренко, С.Л.Власюк и А.Е .Пилецкий (53) 681 3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1259326 кл. С 09 В 17/02, 1977.

2 (54) VCTPOPCTBO 3HH 01 HII5I BblCTPOу чтению (57) Изобретение относится к техни-. ческим средствам обучения и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Целью изобретения является повышение качества обучения.

Устройство для обучения быстрому чтению содержит корпус 1 с прозрачным экраном 2 для чтения текста и отверстчем 3 для света. В корпусе размещены основной источник света 5, носи1651308 тель текста 6, блок предъявления учебной информаций 7 и блок задания времени 8, через блок изменения освещенности 9 связанный с дополнительным источником света 10. Электричес5 кая часть схемы устройства содержит

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к средствам обучения чтению, может быть использовано для обучения быстрому чтению и является усовершенствованием изобретения по авт.св.N - 1259326, Целью изобретения является повышение качества обучения.

На фиг.l представлена блок-схема устройства; на фиг.2 — блок задания времени.

Устройство конструктивно размещено в непрозрачном .корпусе 1 с прозрачным экраном 2 для чтения текста и отверстием 3. Внутри корпуса 1 за экраном 2 установлены отражатель 4, в качестве которого используется частично прозрачное стекло, основной ис30 точник 5 света, носитель 6 текста, соединенный с блоком 7 предъявления учебной информации. Блок 8 задания времени подключен первым выходом к блоку 7 предъявления информации, вторым выходом — к блоку 9 изменения ос- 35 вещенности, дополнительный источник 10 света.

В устройство входят регистратор 11 времени блок l2 вычисления скорости

Э

40 чтения, блок 13 памяти, блок 14 ввода информации, блок 15 анализа отве" тов и блок 16 вычисления глубины освоения текста. Третий и четвертый выходы блока 8 соединены соответственно с первым и вторым входами блока 11 регистрации времени, четвертый выход блока 8 соединен с третьим входом блока Il с вторым управляющим входом блока 12 вычисления скорости

50 чтения и вторым управляющим входом блока 16 вычисления глубины освоения текста. Выходы регистратора ll времени соецинены соответственно с выходом блока 8 задания времени и .с вторым

55 информационным входом блока 12 вычисления скорости чтения, к первому информационному входу которого подключен информационный выход блока 14 также регистратор времени 11,. блок вычисления скорости чтения 12, блок памяти 13, связайный с блоком вводаинформации 14, блоком анализа ответов 15 и блоком вычисления глубины освоения текста 16. 2 э.п.ф-лы, 2 ил.

Г ввода информации, а к второму управляющему входу — управляющий выход блока 14. Третий информационный выход блока 14 связан с первым входом блока 15 анализа качества ответов непосредственно, а второй информационный выход блока 14 связан с вторым информационным входом блока 15 через блок памяти 13.

Управляющий выход блока 14 связан с третьим управляющим входом блока 12 и вторым управляющим входом блока 16 вычисления глубины освоения текста, к третьему управляющему входу которого подключен выход блока 15.

Регистратор 11 времени содержит последовательно включенные генератор 17 тактовых импульсов, счетчик 18 импульсов, дешифратор 19 и индикатор 20 времени.

Блок 12 вычисления скорости чтения состоит иэ последовательно включенных узла 21 памяти (например, К573, РФЗ), регистра 22 (например, К 155 ИР13), дешифратора 23 и индикатора 24.

Блок 13 памяти выполнен на основе микросхем К155РУ5. Блок 14 ввода ин" формации содержит два регистра {текста и вопроса) с четырьмя группами кнопок: кнопок ввода кода текста (код текста соответствует количеству знаКоВ в тексте), подключенных к регистру текста, кнопок ввода кода вопроса, подключенных к регистру вопроса, кнопок ввода ответа по числу предлагае- мых к вопросу ответов и кнопки "Результат ". Блок 15 анализа качества ответов содержит дешифратор 25, узел 26 схем совпадения и индика" тор 27 °

Блок 16 вычисления глубины усвоения текста содержит последовательно включенные счетчик 28, дешифратор 29 и индикатор 30.

Блок 8 задания времени (фиг ° 2) содержит переключатели 31 времени, 165

1308

10 в положение б {генератор 17 запирается и тактовые импульсы не проходят на счетчик 18), переключатель 34 также ставится в положение б и, учитывая, что переключатель 37 также нахо,дится в положении б, на выходе элемента 35 появляется логическая едини20 ца, которая через блок 9 обеспечивает включение источника 5 и выключение источника 10 — пластина отражателя становится прозрачной. После этого нажатием кнопки 39 через блок 7 обес25 печивается подача носителя 6 с первым вопросом к первому прочитанному тексту.

На носителе 6 помимо первого вопроса и предлагаемых к нему ответов приводится код (шифр) прочитанного текста и код первого вопроса. В блоке 14 обучаемый набирает с помощью соответсгвующих кнопок код текста, который чере3, еоответствующнй регистр блока 14 поступает на второй вход узла 2! памяти, на первый вход которого поступает сигнал о времени, затраченном на чтение текста (от счетчика 18). Узел 21 памяти на основании

40 этих двух сигналов производит вычисление скорости чтения следующим образом.

На первый вход узла 21 памяти (третий вход блока 12) поступает двоичный код текста (код, соответствующий количеству знаков в тексте), а на второй вход узла 21 (второй вход блока 12) - код затраченного времени на чтение текста от счетчика 18, Узел 21 памяти осуществляет деление этих кодов по заданной стандартной программе и на ее выходе получаем результат в размерности количество знаков в секунду. Оба входа подключе55 ны к адресным входам узла 21 памяти, а его выходы являются выходами узвыходы которых подключены к входам логического элемента 4И 32. Выход элемента 32 подключен к первому входу логического элемента 2И-НЕ 33, второй вход которого соединен с переключателем 34 режима работы (PP), а выход — с первым входом логического элемента 2И 35, у которого второй выход соединен с переключателем 36 окончания экспозиции (ОЭ), соединен„ным последовательно с переключателем 37 включения (ВК). В состав блока 8 входит также кнопка 38 смены текста {СТ), кнопка 39 смены вопроcos (СВ) и переключатель 40 вызова вопросов (ВВ).

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии все переключатели и кнопки блока 8 находятся в положении а, в результате чего на выходе логического элемента 35 будет логический ноль. Этот сигнал поступает в блок 9, обеспечивая свечение источника 10, адаптированное к внешнему освещению, и в счетчик 18, запрещая запись в него сигналов из генератора 17. Нри обучении быстрому чтению в регламентированном режиме интервал, необходимый для предьявления текста, устанавливается переключателями 31, нажимается кнопка 38, в результате чего сбрасывается регистр 22 и счетчик 18 в исходное состояние, а также блок 7 подает носитель 6 с первым текстом. Затем переводится переключатель 37 в положение б (производится контрольный сброс счетчика 18), при этом на выходе элемента 35 появляется логическая единица, которая поступает на блок 9, обеспечивая выключение источника 10 и включение источника 5, свечение которого также адаптировано к внешнему освещению, и в счетчик 18, разрешая запись в него тактовых импульсов от генератора 17. В этом случае пластина отра" жателя 4 становится прозрачной для .обучаемого и он видит текст.

По истечении времени, заданного переключателями 31, сигнал со счетчика 18 через дешифратор 19 поступает на входы элемента 32 блока 8 в.виде логической единицы, в результате чего этот же сигнал с выхода элемента 32 через элемент 33 поступает на элемент 35, на выходе которого..появляется логический нуль, следова6 тсльнo Гаснет источник 5 и загорает ся источник 10, Пластина отражателя 4 вновь становится непрозрачной для обучаемого, и он не может считывать текст. В тот же момент останавливается счет импульсов в счетчике 18.

Во время чтения индикатор 20 показывает текущее время работы над текстом, а после истечения времени — время, затраченное на чтение текста. После этого переключатель 40 становится ла 21.

Программа составляется так, чтобы каждой кодовой комбинации на адрес1651308 ных входах узла 21 соответствовал на выходе код, представляющий результат деления двух чисел. Напри.мер, пусть на первом входе число 70— ему соответствует двоичный код

1000 1! О, а на втором — число 10, т.е. 010 IO. На выходе должно быть число, соответствующее результату деления двух чисел, т.е.7, двоичный код 0 которого 0000111. Однако запись полученного значения скорости в регистр 22 не Производится, так как нет сигнала разрешения.из блока 14. Затем обучаемый набирает с помощью соответ- 15 ствующих кнопок код первого вопроса, который, через соответствующий регистр поступает в блок !3 памяти. В блоке 13 на основании кода вопроса

{адреса) находится код правильного 20 ответа на этот вопрос, который с выхода блока 13 через дешифратор 25 ( поступает на первые входы узла 26 схем совпадения. После изучения первого вопроса к прочитанному тексту и предлагаемых к нему ответов обучаемый .выбирает тот ответ, который он считает верным, и вводит его номер нажатием соответствующей кнопки, сигнал от которой с 30 четвертого выхода блока 14 поступает на вторые входы узла 26.

В случае правильного ответа,т.е. сов, падения сигналов с дешифратора 25 и блока

:14, а в rxopeуэла 26появляется сиг- 35 нал, который поступает в счетчик 22, где запоминается, и на индикатор 27, где в этом случае обеспечивается подсчет надписи "Верно" .Если же ответ ,был дан неверно, то сигнала на выходе узла 26 не будет. После ответа на первый вопрос обучаемый вновь на4 жимает кнопку 39 и таким образом вызывает следующий вопрос и предлагаемые к нему ответы. Затем повторяет все описанные манипуляции по ответу на вопрос и такой цикл проделывается для всех вопросов, предлагаемых к первому тексту. По мере ответов обучаемого на вопросы в счетчике 28 накапливается информация о числе правильно отвеченных вопросов, которая поступает. на дешифратор 29, выходы которого заранее коммутируются в соответствии с заданной шкалой оценок (например, при числе вопросов 10: за

I-2 верньер ответа — "1", за 3-4—

"2", за 5-6 - "3", за 7-8 — "4" за 9-10 — "5"). .Однако индикатор 30 не выдает оценку до окончания ответов на все вопросы, т.е. до поступления сигнала разрешения с третьего выхода блока 14. По завершению ответов на все вопросы к первому тексту, обучаемый нажимает кнопку "Результат в блоке 14, в результате чего на третьем выходе блока 14 появляется сигнал, который поступает на регистр 22, разрешая запись и индикацию достигнутой обучаемым скорости чтения, и на индикатор 30, разрешая индикацию оценки глубины усвоения текста обучаемым.

Для перехода к следующему тексту обучаемый возвращает переключатели 34 и 40 s положение а и нажимает кнопку 38, в этом случае счетчик 18, регистр 22 и счетчик 28 устанавливаются в исходное состояние, а блок 7 обеспечивает подачу носителя 6-с вторым текстом. Затем повторяется весь описанный ранее цикл работы с устройством.

Если, согласно методике обучения навыкам быстрого чтения, возникает необходимость работы обучаемого в свободном нерегламентированном временном режиме, то он устанавливает пере-. ключатель 34 в положение О. В этом случае, при переводе переключателя 37 в положение б и нажатии кнопки 38, обучаемому будет предъявляться текст (горит источник 5) до тех пор, покаон не переведет переключатель 36 в положение б и все это время также будет идти счет импульсов в счетчике 18. После того, как обучаемый прочел текст, он переводит переключа-. тель 36 в положение б, и в этом случае гаснет источник 10, а на индикаторе 20 видно время, затраченное на чтение текста.

Для дальнейшей работы с вопросами к тексту следует повторить все операции, описанные при иллюстрации работы устройства в регламентированном режиме.

Для возврата устройства в регламентированный режим необходимо вновь перевести переключатель 34 в положение а и повторить все манипуляции.

Таким образом, изобретение значительно улучшает психологические условия обучения навыкам быстрого чтения за счет создания стимулирующего фактора — оперативной оценки приобретенных навыков как в регламентированном, 1651308

10 так и в нерегламентированнои режимах работы, Формула и э о б р е т е н и я

1. Устройство для обучения быстрому чтению по авт.св. Р !259326, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества обучения, в него введены дополнительно блок ввода информации, блок вычисления скорости чтения, блок анализа ответов,,блок памяти и блок вычисления глубины освоения текста, причем соответствую" щие информационные выходы блока ввода информации соединены с первыми информационными входами блока вычисления скорости чтения, блока анализа ответов и блока памяти, выход которого

20 связан с вторым информационным входом блока анализа ответов, при этом управляющий выход блока ввода инфор= мации свя -à í . с п еeрpв ы tм управляющим входом блока анализа глубины усвоения . 2S текста и первым управляющим вхоцом блока вычисления скорости чтения, вторые управляющие входы указанных блоков соединены с соответствующим входом блока задания времени, информационный выход регистратора времени связан с вторым информационным входом блока вычисления скорости чтения, а выход блока анализа ответов соединен со счетным входом блока вычисления глубины освоения текста.

2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок вычисления скорости чтения содержит последовательно соединенные узел памяти, регистр, деючфратор и индикатор, причем первый н вчорой входы узла па= мяти являются первым и вторым информационными входами блока, а выходы регистра — управляющими входами блока.

3. Устройство по п.l, о т л и— ч а и щ е е с я тем, что блок анализа глубины освоения текста содержит послецовательно соединенные счетчик, денифратор и индикатор, причем вход индикатора является первым управляющим входом блока, а вход счетчика является вторым управляющим входом бло" ка.

Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в различных педагогических системах для усвоения техники чтения

Изобретение относится к устройствам для обучения динамичному чтению , может быть использовано для обучения переработке ускоренным методом текстовой информации различной трудности и предназначено для повышения эффективности обучения путем управления заданием темпа чтения текстовой информации

Изобретение относится к способам считывания информации и может быть использовано в эргономических системах, где предусмотрена интенсивная выдача визуальной информации

Изобретение относится к устройства для обучения быстрому чтению и может быть использовано для преодоления привычки мысленного произношения текста и увеличения угла зрения

Изобретение относится к учебным пособиям и позволяет приобрести навыки быстрого чтения

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для обучения быстрому чтению

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Наверх