Транспортное средство

 

Изобретение относится к многогусеничным транспортным средствам. , /Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем уменьшения сопротивления движению и 1 уплотнения грунта перед дополнительной гусеницей. Транспортное средство включает раму 1, на каждом из бортов которой при помощи осей 2 и 3 смонтированы попарно передние 4 и задние 5 поворотные рычаги с выступающими под днище рамы ограничительными упорами 6 и 7, ведущие звездочки и гусеничные цепи 11 бортовых движителей . Между упорами 6 и 7 рычагов 4 и 5 бортов под днищем вдоль рамы 1 смонтирована дополнительная гусеница 17, перед которой и перед упорами рычагов 4 по всей ширине этой гусеницы 17 выполнен заостренный обтекатель 27, причем нижняя ветвь обвода гусеницы 17 расположена ниже задней кромки обтекателя 27 и упоров 6 и 7. 6 з.п. ф-лы, 14 ил. с (О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 В 62 0 55/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4660772/11 (22) 10. 03. 89 (46) 30.05.91. Бюл, Р 20 (71) Центральный научно-исследова тельский и проектно-конс трукторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (72) Н.Н.Горбачев (53) 629.113.032{088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1118576, кл. В 62 D 55/08, t983. (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к многогусеничным транспортным средствам.

: Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства путем уменьшения сопротивления движению и уплотнения грунта перед дополнительИзобретение относится к многогусеничным транспортным средствам.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства пу.тем уменьшения сопротивления движе нию и уплотнения грунта перед дополнительной гусеницей.

На фиг. 1 показано предлагаемое транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 — бортовой движитель, ограничительный упор переднего рычага и дополнительную гусеницу (обтекатель условно снят), вид спереди; на фиг. 3 - то же, с приводом дополнительной гусеницы, на фиг. 4 — то же,,вид снизу; на фиг. 5-12 — варианты ,исполнения обтекателя; на фиг. 13— вариант подвески дополнительной ry„„ЯУ„„1652171 А 1

2 ной гусеницей. Транспортное средство включает раму 1, на каждом из бортов которой при помощи осей 2 и 3 смонтированы попарно передние 4 и задние 5 поворотные рычаги с выступающими под,днище рамы ограничительными упорами 6 и 7, ведущие звездочки и гусеничные цепи i1 бортовых движителей. Между упорами 6 и 7 рычагов 4 и 5 бортов под днищем вдоль рамы 1 смонтирована дополнительная гусеница

17, перед которой и перед упорами рычагов 4 по всей ширине этой гусеницы

17 выполнен заостренный обтекатель 27, причем нижняя ветвь обвода гусеницы

17 расположена ниже задней кромки обтекателя 27 и упоров б и 7. б э.п. ф-лы, 14 ил. сеницы на дополнительных звеньях, шарнирно закрепленных на раме транс" портного средства с образованием че- © тырехзвенного механизма, в поднятом Ю положении, вид сбоку; на фиг,14 — ro M же, в опущенном положении дополнительной гусеницы, Транспортное средство включает ра- ю и му 1, на каждом из бортов которой при помощи осей 2 и 3 смонтированы попарно передние 4 и задние 5 пово. ротные рычаги. При необходимости каж-,Ь дый борт может нести и более чем па-, ру указанных рычагов, однако, по крайней иере рычаги 4 и 5 по каждому борту снабжаются ограничительными упоупорами 6 и 7, выступающими под днище рамы 1. В случае, когда предус1652171 матринается более двух поворотных рычагов по каждому борту, промежуточные рычаги при необходимости также могут быть снабжены ограничительными упорами.

Непосредственно на рычагах 4 и 5 либо на закрепленных на них поворотных балансирах 8, снабженных осями 9, установлены опорные катки 10. Опорные 10 катки 10 опираются на грунт через гусеничные цепи 11 бортовых движителей которые включают также ведущие звездочки 12, связанные через трансмиссию с силовой установкой (двигателем) 15 транспортного средства, направляющие колеса 13 с пружинными амортизаторами 14 и винтами 15 для натяжения цепей 11, расположенных по обоим бортам рамы 1. При необходимости, на- 20 пример, для повышения скоростей движения, транспортное средство может включать рессоры 16, устанавливаемые между упорами 6 передних поворотных рычагов 4 и рамой 1.. Аналогичные 25 рессоры могут быть установлены между упорами 7 рычагов 4. Могут быть использованы и другие варианты подрессоривания рамы 1 транспортного с средства за счет установки рессор то- 30

ro или иного типа, например торсионных между поворотными рычагами 4 и

5 и рамой 1, между смежными опорными катками 10 и другие.

Между упорами 6 и 7, смонтирован-> ными по крайней мере на рычагах 4 и

5 и выступающими под днище рамы 1, под днищем вдоль рамы i смонтирована дополнительная гусеница 17. Она состоит, например, из корпуса 18, выполненного из двух параллельных балок, расположенных вдоль днища рамы 1 и разнесенных по ее ширине, между которыми на осях 19 установлены опорные 45 катки 20, на которые надет гусеничный обвод. Последний может быть собран, например, иэ отдельных траков 21, снабженных грунтозацепами 22 и соединенных пальцами 23 либо выполнен в виде гибкой, например, резиновой нли реэино-металлической ленты, или набран из цепей. Катки 20 могут быть выполнены в виде колес илн роликов, Катки 20 и гусеничный обвод снабжены ребордами, канавками, огра» ничителями того или иного типа, препятствующими их относительному поперечному смещению и выполненными по общеизвестным конструктивным решениям, Корпус 18 подвешен к днищу рамы 1, например, при помощи передних 24 и задних 25 кронштейнов, размещенных попарно с каждого борта рамы 1. Коли" чество пар этих кронштейнов может быть и более двух и определяется размерами гусеницы 17 и воспринимаемыми ею нагрузками. Для натяжения гусеничного обвода гусеницы 17 задняя пара кронштейнов 25 может быть выполнена,на пример, подвижной совместно с крайним задним катком вдоль днища рамы 1 с фиксацией кронштейнов 25 в необходимом для натяжения гусеничного обвода положении при помощи болтов 26. Noгут быть использованы и другие способы натяжения гусеницы 17, например, за счет раздвижения балок корпуса 18 вместе с крайним задним катком, играющим в данном случае роль натяжного колеса.

На днище рамы 1 перед гусеницей 17 и упорами 6 передней пары рычагов 4 по всей ширине гусеницы 17 смонтирован обтекатель 27, передняя входная часть которого выполнена заостренной.

Заострение обтекателя 27 может быть выполнено различным образом. В качестве вариантов обтекатель может по всей ширине заострения в продольной плоскости иметь плоское днище и представлять собой клин (см. фиг. 5), иметь треугольное в поперечном сечении днище (см. фиг. 6), криволинейное (см. фиг. 7), со ско" сами внутрь (см, фиг. 8). Он может быть также выполнен с меньшей шириной передней части по сравнению с задней, например, в виде трапеции (в плане) или треугольника (см. фиг. 9-12).

Обтекатель 27 своей задней тыльной частью примыкает к упорам 6 передних рычагов 4 с некоторым минимально возможным зазором, обеспечивающим возвратно-поступательное смещение упоров 6 относительно обтекателя 27. Аналогичный зазор, необходимый лишь для вращения гусеницы 17, предусмотрен также между последней и упорами 6 передних рычагов 4. Кроме того, обязательным является то условие, что гусеница 17 должна быть смонтирована на кронштейнах 24 и 25 таким образом, что нижняя ветвь ее гусеничного обвода располагается ни5 i 6521 же как задней кромки обтекателя 27, так и нижней кромки упоров 6 передних рычагов 4, Гусеница 17 может быть выполнена как пассивной, неприводной, так и активной, снабженной приводом. Привод ее может быть автономным от отдельной силовой установки или от двигателя транспортного средства через трансмиссию подобно применяемому в аналоге. В случае автономного привода и в качестве силовой установки может быть использован, например, гидромотор 28 крутящий момент от коЭ

15 торого через редуктор 29 передается на последний каток гусеницы 17, который играет в данном случае роль ведущей звездочки. Корпус редуктора 29 выполняет в данном случае также функ- 20 цию заднего кронштейна, поддерживающего заднюю часть корпуса 18 гусеницы 17. На раме 1 корпус редуктора 29 .может быть смонтирован с помощью болтов 30 с возможностью смещения вдоль рамы 1 и последующей фиксации для натяжения гусеничного обвода гусеницы 17.

Корпус 18 гусеницы 17 может быть подвешен на раме 1 с возможностью перемещения относительно нее в продольной вертикальной плоскости за счет перестановки в кронштейнах 24 и 25 на ту или иную высоту или посредством привода. Для этого кронштейны 24 и 25 могут быть снабжены рядом отверстий для корпуса 18 и, например, крайних катков 20 гусеницы 17 или вертикальными пазами с фиксаторами положения корпуса 18.

При этом предусматривается также наклонное положение гусеницы 17 с большей осадкой задней части. В качестве привода перемещения гусеницы 17 может быть использован гидроцилиндр 31 (см. фиг. 13). При этом может быть

45 предусмотрен также такой вариант подвески гусеницы 17» когда передняя часть ее корпуса 18 шарнирно закреплена на раме транспортного средства

50 с помощью кроншт.ейнов 24, а задняя шарнирно подвешена к раме 1 на звеньях 32, шарнирно закрепленных на раме и связанных с приводом перемещения корпуса гусеницы 17 в продольной вертикальной плоскости, например, в виде гидроцилиндра 31.

Возможен также вариант, когда передняя и задняя части корпуса 18

71 гусеницы 17 шарнирно подвешены к раме 1 на дополнительных звеньях 32

33, шарнирно закрепленных па раме 1 с образованием четырехзвенного, в "..:астности, направляющего механизма, связанного с гидроцилиндром 31 перемещения корпуса 18 гусеницы 17 в продольной вертикальной плоскости, причем на дополнительных звеньях 33 подвески передней части корпуса 18 дополнительной гусеницы смонтирован дополнительный обтекатель 34. При этом гусеница 17 может быть также вы» полнена как пассивной, неприводной, так и активной, снабженной приводом.

Транспортное средство работает следующим образом.

При работе на грунтах с низкой несущей способностью с ростом количества проходов и колеи под гусеничными цепями 11 основных бортовых движителей, когда сопротивление движению преодолевается за счет тягово-сцепных качеств, по уже приближается к предельному вследствие осадки транспортного средства в контакт с грунтом в межколейном пространстве входит первоначально гусеница 17. За счет роста опорной поверхности и при этом снижения удельного давления на грунт на определенной период работы транспортное средство вновь сохраняет необходимую проходимость. Однако, по мере дальнейшего роста числа проходов по одному и тому же пути (волоку) за счет повторных нагрузок, а следовательно, разрушения грунта при этом вновь возникает осадка транспортного средства. На этом этапе включается в работу обтекатель 27. В отличие от известного он, во-первых, устраняет лобовое сопротивление движению, создаваемое передней (лобовой) частью гусеницы 17, а, во-вторых, плавно внедряясь в грунт вследствие заострения, при движении транспортного средства уплотняет грунт перед гусеницей 17, Вследствие чего под гусеницу 17 поступает уплотненная поверхность, более прочная: с увеличенной несущей способностью, т.е. с улучшенными физико-механическими характеристиками, чем создаются вновь более благоприятные условия для проходимости. В приводном режиче гусеницы

17, который может потребоваться, например, при уклоне местности, последняя работает на уплотненном грунте, 1652171 более эффективно, без перемешивания частиц грунта, что, в свою очередь, исключает затягивание транспортного средства в почву. Кроме того, 5 обтекатель 27 за счет наклона создает подъемную силу, способствующую самовытягиванию транспортного сред-. ства.

Играющие отрицательную роль упо" щ ры 6 передних рычагов 4 (когда они внедряются в почву в межколейном пространстве и подобно якорям за счет бульдозерного эффекта создают столь значительное сопротивление) при наличии обтекателя 27, закрывающего их, не оказывают какого-либо тормозящего действия. Более того, они начинают выполнять новые положительные функции„ так как постоянно перемещаясь вверх-вниз вместе с поворотными рычагами 4 при движении транспортнorо средства, очищают пространство между задней кромкой обте.— кателя 27 и лобовой частью гусеницы, 17 от частиц грунта, который может попасть в указанное пространство.

Это особенно необходимо в зимнее время,. когда влажный грунт может обледенеть, препятствуя вращению гусеницы 30

17. Перемещаясь, упоры 6 скалывают грунт в указанной зоне с наименьшими зазорами и в этот период времени.

Наличие обтекателя 27 перед упорами 6 передних рычагов 4 и гусеницы

1? перед упорами 7 задних рычагов

5 исключает эадевание этими упорами различных препятствий (пней, камней, валежника), что также улучшает качество транспортного средства по про- 41) ходимости.

При наличии на лесосеке часто встречающихся локальных заболоченностей вследствие выхода, например, на поверхность почвенной воды, т.е. в наиболее неблагоприятных экстремальных условиях, гусеницу 17 опускают перед входом на такой участок на почву с помощью гидроцилиндра 31 на поворотных звеньях 32 и 33 направляющего четырехзвенника, тем самым резко увеличивая опорную поверхность, и преодолевают этот участок без его разрушения.

После прохода такого участяса с особо тяжелыми условиями гусеницу 17 с помощью гидроцилиндра 31 поднимают на поворотных звеньях 32 и 33 в верхнее положение (см. фнг, 13), Это положение обеспечивает необходимые условия движения транспортного средства по грунтам с высокой несущей способностью, при наличии препятствий, дорогам.

При движении по глубокому снежному покрову последний либо раздвигают в стороны, либо приминают. Для раздвижения снега на днище рамы транспортного средства 1 монтируют обтека« тель 27, например, с треугольным в поперечном сечении днищем (см.фиг.10).

При необходимости проминки трассы на днище рамы 1 транспортного средства монтируют клиновой обтекатель 27 (см. фиг. 5) или обтекатель 27 со скосами внутрь (см. фиг. 8). Гусеница 17 при этом выполняет аналогичные функции, что и при движении по слабому грунту: снижает удельное давление, в приводном режиме обеспечивает дополнительную силу тяги, работая на уплотненной обтекателем 27 среде с улучшенными физико-механическими свойствами.

Формула изобретения

Тран спортное ср едств о, содержащее раму, две основные и закрепленную между ними на .рычагах с возможностью вертикального перемещения передней и задней частей дополнительную гусеницу с элементами перемещения, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения проходимости путем уменьшения сопротивления движению и уплотнения грунта перед дополнительной гусеницей, оно снабжено клиновым обтекателем с передней заостренной частью, закрепленным на днище рамы перед дополнительной гусеницей и выступающими наиболее низкими частями рамы, при этом задняя кромка обтекателя расположена выше нижней ветви обвода дополнительной гусеницы.

2. Транспортное средство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено дополнительным обтекателем, установленным на передних рычагах дополнительной гусеницы.

3. Транспортное средс тво по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что обтекатель выполнен с плоским днищем е

4. Транспортное средство по пп. 1 и3, отличающееся тем, 10

1652171

Фиа2 что обтекатель выполнен с расширением от передней части к задней.

5. Транспортное средство по пп.1 и4, отличающееся тем, что обтекатель выполнен с днищем в виде двух плоских поверхностей с общим ребром наружу.

6. Транспортное средство по пв.4 и5,отличающееся тем, что поверхности вогнуты внутрь.

7. Транспортное средство по пп. 1 и4, отличающееся тем, что обтекатель выполнен с днищем в виде двух плоских поверхностей с об" щим ребром внутрь.

1652171

1652171

1652171

Составитель Е.Гучкова

Техред C,Èèãóêîâà

Редактор Т.Горячева

КоРРектоР Н.Король

» »«4» /

° Ф» «» ° «»

Заказ 2180 Тираж 34В Подписное

ЙНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ъа»

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к ходовой части и натяжным устройствам преимущественно рамных транспортных средств с гусеничным ходом

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение долговечности путем самоочистки межвенцового пространства

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает равномерное распределение нагрузки

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам, в частности к ходовым системам с треугольной схемой

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает улучшение маневренности, снижение энергозатрат при повороте

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу и позволяет повысить производительность и улучшить тягово-сцепные качества транспортного средства путем равномерного распределения нагрузок по длине опорной поверхности гусеничной цепи

Изобретение относится к транспртному машиностроению и обеспечивает увеличение долговечности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и повышает долговечность путем обеспечения постоянного натяжения гусеничного обвода

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при создании пневмогусеничных шасси и бронепоездов

Изобретение относится к области наземного транспорта, конкретно к гусеничным движителям транспортных средств, главным образом длиннобазовых гусеничных тягачей и вездеходов для тундровых районов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам блокировки гусеничных лент при креплении гусеничных машин на грузовых платформах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости
Наверх