Соединение охватываемой и охватывающей деталей

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с обеспечением угловой и осевой фиксации, Цель изобретения - повышение надежности осевой фиксации ступицы. В соединении, включающем вал,ступицу, фиксатор и болт, в отверстии ступицы выполнена проточка, пересекающая резьбовое отверстие на торце , в которой установлен фиксатор. Высота фиксатора не превышает глубины проточки, а на стороне фиксатора, обращенной вглубь проточки, выполнена полукруглая лунка, взаимодействующая с гладкой цилиндрической частью болта. Фиксатор остается неподвижным относительно ступицы и вала даже при частичном вывинчивании болта, что повышает надежность осевой фиксации ступицы. А з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Р 16 D 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4734557(27 (22) 04.09.89 (46) 15.09.91. Бюл. ¹ 34 (71) Производственное объединение по горному машиностроению "Донецкгормаш" (72) Л.M.Ðàñêèí (53) 621,825,5(088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования.

M. Машиностроение, 1977, кн. 3, с. 263, рис. 519. (54) СОЕДИНЕНИЕ ОХВАТЫВАЕМОЙ И

ОХВАТЫВАЮЩЕЙ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с обеспечением угловой и осевой фиксации.

Целью изобретения является повышение надежности осевой фиксации.

На фиг. 1 изображено крепление ступицы на валу, продольный разрез; на фиг. 2— то же, поперечное сечение (вариант с концентричной проточкой); на фиг, 3 — то же, с эксцентричной проточкой; на фиг. 4 — устройство в положении с фиксатором, выведенным из паза валo"; на фиг. 5 — вариант устройства с радиуснои формой поперечного паза вала, Предложенное крепление ступицы на валу состоит иэ вала, ступицы, фиксатора и болта. Перечисленные выше конструктив ные элементы выполнены следующим образом.

„„5U„„1677395 А1 обеспечением угловой и осевой фиксации, Цель изобретения — повышение надежности осевой фиксации ступицы. В соединении, включающем вал,ступицу, фиксатор и болт, в отверстии ступицы выполнена проточка, пересекающая реэьбовое отверстие на торце, в которой установлен фиксатор. Высо а фиксатора не превышает глубины проточки, а на стороне фиксатора, абра. ценной вглубь проточки, выполнена полукру:-лая лунка, взаимодействующая с гладкой цилиндрической частью болта. Фиксатор остается неподвижным относительно ступицы и вала даже при частичном вывинчивании болта, что повышает надежность осевой фиксации ступицы. 4 э.п, ф-лы, 5 ил, Гладкий, бесступенчатый вал 1 выполнен с поперечным пазом 2, который. может быть либо прямолинейным в виде плоской лыски, как показано на фиг, 2, 3 и 4, либо радиусным с центром, отнесенным в сторону, противоположную центру вала, как показано на фиг. 5.

На валу 1 установлена с возможностью осевого перемещения ступица 3, в центральном отверстии которой имеется проточка 4. Эта проточка 4 может быть или концентричной, как показано на фиг, 2, 4 и

5, или эксцентричной, как показано на фиг.

3. Торцы проточки 4 совпадают с торцами 5 и 6 поперечного паза 2 вала 1. В торце ступицы 3 имеется реэьбовое отверстие с гладкой передней частью, в котором установлен болт 7, имеющий также гладкий участок 8 и реэьбовой участок 9.

Глубина кольцевой проточки 4 такова, что она пересекает торцевое отверстие с

1677395 резьбой. В кольцевой проточке 4 установлен с возможностью радиального перемещения фиксатор 10, выполненный в виде пластины толщиной, равной ширине лыскового паза 2 и кольцевой проточки 4. 5

Дли> а фиксатора 10 выполнена не меньше, чем длина паза 2, а высота — в пределах глубины кольцевой проточки 4.

На стороне, обращенной вглубь кольцевой канавки 4, фиксатор 10 снабжен по- 16 лукруглой лункой 11, контур которой

" сопряжен с поверхностью гладкого участка

8 болта 7. Внешний контур фиксатора 10 выполнен сопряженным с внутренней цилиндрической поверхностью проточки 4 в 15 ступице 3.

Соединение собирается и работает следующим образом.

До введения в центральное отверстие охватывающей ступицы 3 вала 1 в это отвер- 20 стие вводится фиксатор 10, который вставляется в кольцевую проточку 4 так, чтобы полукруглая лунка 11 перекрыла наполовину торцовое отверстие для крепежного болта. При этом фиксатор 10 полностью 25 утоплен в кольцевой проточке 4. Удерживая в таком положении фиксатор, прижимая его сквозь торцовое отверстие охватывающей детали, в последнюю вводят вал 1, сориентировав его поперечный 30 паз 2 относительно торцового отверстия.

Затем, совместив торцы 5 и 6 лыскового паза 2 с фиксатором 10, отпускают его, при этом фиксатор 16 опускается в паз 2 вала

1. Этому опусканию можно помочь, подтал- 35 кивая фиксатор 10 сквозь торцовое отверстие до полного совпадения его с контуром лунки 11, после чего вводят крепежный болт

7, вворачивая его резьбовую часть 9 до конца. При этом фиксатор 10 оказывается рас- 40 пертым между гладкой частью 8 крепежного болта 7 и торцом паза 2 вала 1. Ступица зафиксирована и от осевых и от угловых перемещений, Очевидно, что надежность осевой фик- 45 сации обеспечивается при ослаблении резьбы болта или даже при его частичном вывинчивании,ибо фиксатор 10 и в этом случае останется одновременно и в проточке 4 ступицы 3 и в поперечном пазу 2 вала 1.

Формула изобретения

1. Соединение охватываемой и охватывающей деталей, содержащее охватываемую деталь с поперечным пазом, охватывающую деталь с торцовым реэьбовым отверстием, ось которого параллельна оси этой детали, реэьбовой элемент и фиксатор, установленный в указанном пазу и поджатый резьбовым элементом, о тл и ч а ю ще ес я тем, что, с целью повышения надежности, на внутренней поверхности охватывающей детали выполнена проточка, диаметральная плоскость которой перпендикулярна оси реэьбового отверстия и пересекает ее, ширина проточки равна ширине паза охватываемой детали, фиксатор. выполнен длиной, равной длине указанного паза, высотой не больше глубины проточки и с цилиндрической открытой лункой на стороне, обращенной к охватывающей детали, размещен в совмещенных пазу и проточке и контактирует поверхностью лунки с наружной поверхностью реэьбового элемента, установленного в укаэанном резьбовом отверстии, причем реэьбовой элемент выполнен в виде болта с гладкой цилиндрической поверхностью, примыкающей к головке болта.

2, Соединение поп. 1, отл ича ющее с я тем, что проточка в охватывающей детали выполнена концентрично ее осевому посадочному отверстию.

3. Соединение по и, 1, отл и ч а ю щее с я тем, что проточка в охватывающей детали выполнена эксцентрично ее осевому посадочному отверстию.

4. Соединение по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что сторона фиксатора, обращенная в сторону проточки, выполнена цилиндрической, ответной поверхности проточки.

5. Соединение по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что паэ вала выполнен в виде лыски, а обращенная к пазу поверхность фиксатора — ответной по форме и размерам, 1677395

pQE. 5

Составитель Б. Баранов

Редактор И. Бокарева Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор О. Кундрик

Заказ 3100 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Соединение охватываемой и охватывающей деталей Соединение охватываемой и охватывающей деталей Соединение охватываемой и охватывающей деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа вал-втулка, труба-труба

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям с натягом ступицы с валом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям детали с валом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу соединения гребного винта с гребным валом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для осевой фиксации кольцевой детали на цапфе вала, и может быть использовано для установки внутреннего цилиндра гидравлического приспособления для съема подшипника прокатного валка

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях ступицы с валом на его консольной части, воспринимающих рабочие однонаправленные крутящие моменты без реверсирования и осевые усилия, направленные от конца вала, особенно при необходимости быстросъемности в труднодоступных местах и компактности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения вала с вращающейся на нем деталью

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх