Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины

 

Изобретение относится к способам диагностики состояния поверхностей ротора турбомашин, в частности бандажированных рабочих лопаток, в аэродромных условиях и позволяет повысить надежность определения дефектов. Способ заключается в том, что перпендикулярно проверяемой поверхности рабочей лопатки 2 направляют кольцевую струю с образованием внутри нее замкнутой полости 9 с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют измерительным прибором 8. Затем перемещают замкнутую полость 9 вдоль поверхности и по изменению давления на измерительном приборе 8 судят о наличии деформации на проверяемой поверхности и величине радиального зазора между ротором и статором турбомашины. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2I) 4664355/06; 4664354/06 (22) 21.03.89 (46) 30.10.91. Бюл. № 40 (71) Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева (72) М., Ш. Гилязов, Ф. М. Валиев, Л. П. Домрачева, К. В. Каховский и А. Е. Сергеев (53) 62! .438-55(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 282340, кл. F 01 D 5/20, 1970. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к способам диагностики состояния поверхностей ротора,Л0„„1688142 А 1

2 турбомашин, в частности бандажированных рабочих лопаток, в аэродромных условиях и позволяет повысить надежность определения дефектов. Способ заключается в том, что перпендикулярно проверяемой поверхности рабочей лопатки 2 направляют кольцевую струю с образованием внутри нее замкнутой полости 9 с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют измерительным прибором 8. Затем перемещают замкнутую полость 9 вдоль поверхности и по изменению давления на измерительном приборе 8 судят о наличии деформации на проверяемой поверхности и величине радиального зазора между ротором и статором турбомащины. 2 ил.!

688142

10

Формула изобретения

Изобретение относится к турбостроению, в частности к способам предварительной, диагностики состояния поверхностей ротора турбомашин в аэродромных условиях или на стендах.

Целью изобретения является повышение надежности определения дефектов и упрощение.

На фиг. 1 представлена турбомашина с датчиком для определения дефекта по по" верхности бандажированных лопаток турбомашин, поперечный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.

На корпусе 1 турбомашины над рабочей лопаткой 2 установлен датчик 3 давления.

Датчик 3 давления содержит цилиндрический корпус 4, на торце которого по его периферии выполнена кольцевая щель 5, ссюбщенная с источником 6 высокого давления.

В центре по оси датчика 3 выполнено отверстие 7, сообщенное с измерительным прибором 8, например пьезометром, связанным с замкнутой полостьк> 9.

Способ реализуют следующим образом.

Датчик 3 давления устанавливают над рабочей лопаткой 2. В кольцевую щель 5 подают воздух высокого давления от источника 6. Кольцевая струя 5 образует сплошную воздушную завесу, внутри которой создается замкнутая полость 9 с постоянным давлением. Установившееся давление в полости 9 замеряется через отверстие 7 в центре датчика 3 измерительным прибором 8, на п р. мер пьезометром. Перемещают ротор турбомашины в окружном направлении и замеряют давление в замкнутой полости на всех бандажированных лопатках 2. Если замкнутая полость попадает в место трещины или дефекта на поверхности бандажной

Полки, то давление на измерительном приборе 8 резко падает. По изменению давления судят о наличии трещины или деформации на проверяемой поверхности.

Для того, чтобы внутри кольцевой струи, натекающей на поверхность, гарантированно образовывалась замкнутая полость с постоянным давлением (при отсутствии дефекта), должно соблюдаться соотношение

h ,0,5« — 1, где b — ширина кольцевой щели;

h — ширина канала между корпусом турбомашины и бандажными полками и лопаток.

При значениях b/h)(1,5 независимо от значений b/D, где D — внутренний диаметр кольцевой струи, давление внутри замкнутой полости распределяется равномерно. При значениях b/h<0,5 давление внутри замкнутой полости распределяется неравномерно, так как при увеличении расстояния h размеры зоны повышенного давления уменьшаются и кольцевая струя, еще не дойдя до поверхности, может слиться в одну общую струю, что и происходит при попадании полости внутри кольцевой струи в место дефектаа.

Однако значение Ь/Ь не должно превышать 1, так как увеличение ширины кольцевой щели b приводит к увеличению расхода воздуха высокого давления, не улучшая качества проводимой операции, а также к увеличению неравномерности течения в самой струе.

Кроме того, представляется возможным предварительно оттарировать датчик 3 давления по номинальному зазору между ротором и статором турбомашины при постоянных параметрах выдуваемой струи (давление, расход, температура), а по измеренному давлению определить по тарировочной зависимости величину зазора между ротором и статором по всему периметру обода ротора турбомашины. Особенно эффективно применение данного способа в аэродромных условиях, так как не требуется использования сложной электронной аппаратуры и высокой квалификации обслуживающего персонала.

Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины путем измерения давления в канале радиального зазора между ротором и статором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности определения дефектов и упрощения, в канал радиального зазора перпендикулярно проверяемой поверхности направляют кольцевую струю под давлением, превышающем давление в канале радиального зазора, с образованием замкнутой полости, ограниченной сверху корпусом турбомашины, снизу — поверхностью ротора, а с боков — кольцевой струей, с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют, перемешают замкнутую полость вдоль поверхности ротора и по изменению зарегистрированного давления судят о наличии дефекта в проверяемой поверхности.

1688142

9ие г

Составитель A. Щеткин

Редактор А. Лежи и на Техред А. Кравчук Корректор Н. Ревская

Заказ 3704 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретенияч и откргятпям прп ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, l01

Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической диагностике механизмов циклического действия , в частности двигателей внутреннего сгорания, С целью повышения эффективности устройства в работе за счет значительного уменьшения аппаратурных затрат для реализации, а также за счет повышения достоверности получения статистической информации , производительности, коэффициента использования оборудования и большей функциональной гибкости в устройство введены многофункциональный формирователь 9 импульсов, универсальный селектор 7 интервалов, счетчик-накопитель статистической информации, реализованный с помощью синхронизатора 10, регистра 11 кодов, блока 12 оперативной памяти и сумматора 13, причем работа формирователя 9 импульсов синхронизирована сигналами датчика 2 углового положения, а выход селектора 7 интервалов разделен на управляющий и счетный

Изобретение относится к испытанию двигателей транспортных средств и стационарных установок

Изобретение относится к стендам для испытания роторных экскаваторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях колесных машин

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для изучения рабочих органов подборщиков хлопка Целью изобретения является повышение эффективности проведения лабораторных исследований рабочих органов подборщика путем более полного воспроизведения реальных агротехнических условий

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх