Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобретения-повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шярнирно связаны с двумя плечами трехплечего рычага 17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то. что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других-с ползуном 16. расположенным в пазу 14,15 каждой пары , связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. СП с о 00 о 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 11/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4729364/11 (22) 16.08,89 (46) 07.11.91. Бюл. ¹ 41 (71) Специализированное конструкторское бюро по специальным гусеничным тракторам класса 2 (72) Н.М,Чаплыгин (53) 629,113-585.2 (008.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 448981, кл, В 62 0 11/08, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМИ БЕССТУПЕНЧАТЫМИ ТРАНСМИССИЯМИ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобрете„„Я3 „„1689181 Al ния — повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шарнирно связаны с двумя плечами трехплечего рычага

17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то, что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других — с ползуном

16, расположенным в пазу 14,15 каждой пары, связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22, 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

1689181

35

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач.

Цель изобретения повышение эффективности управления и безопасности эксплуатации.

На фиг.1 показано устройство общий вид: на фиг.2 — сечение А-А на фиг,1; на фиг,3-сечение Б-Б на фиг,1.

Трансмиссия гусеничной машины содержит две бесступенчатые трансмиссии 1 (фиг.1) каждая из которых приводит в движение гусеницу своего борта. Бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии осуществляется посредством рычага 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, причем поворот рычагов 2 в одну сторону (например, вверх) приводи к движению вперед со все возрастающей cKOpOGTblo, а поворот в противоположном направлении (например, вниз) приводит к движению задним ходом, Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями содержит рулевое колесо 3 и рычаг 4 управления скоростью (фиг.3), который качается вокруг шарового шарнира 5 в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек машины).

Механизм содержит также две пары зубчатых реек 6 и 7(фиг.1), установленных в направляющих 8 с возможностью перемещения вдоль своей длины и соединенных попарно шестернями 9,установленными на неподвижных осях 10. Оси и направляющие закреплены к плите 1 I, На одной части реек

6 и 7 нарезаны зубья 12, а другие части

Гранями 13 попарно соприкасаются друг с другом и имеют пазы l4 и 15, образующие

Общий паз пары реек, Длина каждого паза не менеедлины ползуна l6, помещенного в каждом пазу, Ползуны 16 шарнирно соединены с двумя плечами трехплечего рычага

17, к третьему плечу которого через тягу 18 присоединен реечный механизм 19 рулевоi о колеса 3. Расстояние между осями ползунов равно расстоянию между гранями 13 пар реек. Пазы 14 и 15 в рейках 6 и 7 выполиены перпендикулярно пинии, соединяющей шарниры присоединения к рычагу 17 тяги 18 рулевого механизма 19 и обоих ползунов 16, т.е. пазы выполнены по касательной к окружности с центром в шарнире. присоединения к рыча у 17 тяги 18, проходящей через шарниры ползунов 16.Это сделано для того, чтобы при случайных поворотах руля 3 на стоянке не происходиiio смещение рычага 17 вдоль пазов, т.е, разблокирование механизма, вызывающего смещение реек 6 и 7 и неожиданный поворот машины, что опасн. . Посередине между ползунами 16 рычаг 17 шарнирно установлен в вилке 20, снабженной хвостовиком 21, часть 22 которого имеет квадратное сечение, На этом месте хвостовика расположено гнездо 23,в отверстии 24 которого размещен нижний конец 25 (фиг.3) рычага 4 управления скоростью. Гнездо 23 прижато к вилке 20 пружиной 26, расположенной на хвостовике 21. Усилие предварительного поджатия пружины больше суммы сил сопротивлений повороту рычагов 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.

Свободный конец хвостовика 21 входит в отверстие кронштейна 27.

В нижней утолщенной части вилки 20 (фиг,2 и 3) в пазу 22 помещены направляющие стаканы 29 с буртиками, в которых помещена пружина 30, удерживающая вилку

20, рычаг 17 и ползуны 16 в нейтрали.

Одна из каждой пары реек (например, 7, как показано на фиг,1)шарнирно соединена тягой 31 с рычагом 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.

Устройство работает следующим образом.

В изображенном на фиг.1 положении устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями заблокировано, Невозможно ни случайно, ни сознательно повернуть руль, что могло бы вызвать неожиданный опасный поворот машины. Усилие, приложение к рулю, стремится сместить длинное плечо трехплечего рычага 17 вправо или влево. При этом короткие плечи трехплечего рычага 17 через ползуны 16 стремятся сдвинуть рейки 6 и 7 в противоположных направлениях. Но, поскольку в этом положении ползуны 16 контактируют одновременно с обеими рейками каждой пары, то они обе стремятся сдвинуться в одном направлении, что невозможно, так как обе рейки G и 7 соединены шестерней 9, установленной на неподвижной оси 10, По этой же причине невозможно перемещение реек 6 и 7 при перемещении рычага 4 в продольной плоскости. Оно приведет только к сжатию пружины 26 и последующему возвращению рычага 4 в исходное положение. Таким образом, оба органа управления заблокированы и случайное воздействие на них не приводит к неожиданному движению машины, Чтобы начать движение нужно сначала переместить рычаг 4 управления скоростью до упора поперек машины вправо или влево в зависимости от желаемого направления движения (вперед или назад), 1689181

Нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 поперек машины. Вместе с ним поперек машины перемещается вилка 20, на хвостовике 22 которой расположено гнездо 23. Вместе с вилкой 20 поперек машины перемещаются рычаг 17 (несколько поворачиваясь вокруг шарнира присоединен тяги 18) и ползуны 16. В перемещенном положении ползуны 16 оказываются полностью утопленными в пазах 14 или 15 одной из реек каждой пары и не препятствуют взаимному смещению реек 6 и 7, Устройство разблокировано и готово к работе.

При перемещении поперек машины вилка 20 скользит по одному из направляющих стаканов 29 и увлекает за собой другой стакан 29, сжимая пружину 30. Возникает усилие, стремящееся вернуть вилку 20 и связанные с ней детали в исходное положение.

Затем рычаг 4 перемещают вдоль машины. При этом нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 вдоль машины. Гнездо 23, действует через пружину 26 на.хвостовик 21 вилки 20, перемещает ее и связанные с ней рычаг 17 и ползуны 16 вдоль машины, Каждый ползун 16 увлекает за собой рейку, в пазу которой он в данном положении находится. При этом шестерни 9 поворачиваются и смещают вторую рейку каждой пары в противоположном направлении. Пазы в соседних рейках оыстро расходятся и ползуны 16 оказываются запертыми в тех пазах, в которых в данном положении находятся.

Вместе с ползунами 16 и рычаг 4 оказывается запертым в смещенном поперек машины положении. Продольное перемещение рычага 4 фиксируется механически на шкале скоростей, не показанной на чертежах.

Перемещение реек 6 и 7 приводит к повороту рычагов 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, и машина начинает движение в выбранном направлении. Дальнейшее перемещение рычага 4 и связанных с ним деталей приводит к увеличению скорости движения машины.

Поворот машины (вправо, влево) осуществляется поворотом рулевого колеса 3 в нужном направлении, т,е. при повороте вправо-вправо, при повороте влево-влево.

Через реечный механизм 19 и тягу 18 поворачивается и рычаг 17 вокруг шарнира присоединения к вилке 20. При этом концы рычага 17, присоединенные к полэунам 16, симметрично перемещаются в противоположных направлениях. Вслед за ними в

5

40 противоположных направлениях перемещаю1ся р"йки 6 и 7 и связанные с ними рычаги 2, которые соответственно изменяют передаточные числа трансмиссиями и скорости движения гусениц.

Если ход рычага 2 одного из бортов связанной с ним рейки в направлении увеличения скорости движения исчерпан, то рычаг

17 будет поворачиваться вокруг ползуна. связанного с этой рейкой. Противоположное плечо рычага 17 и связанная с ним рейка другого борта, а также середина рычага, связанная с вилкой 20, будут перемещаться в сторону уменьшения скорости движения.

При этом уменьшается средняя скорость движения машины на повороте. Перемещаясь вместе с рычагом 17, вилка 20 через хвостовик 21 снижает пружину 26, второй конец которой опирается на гнездо 23. зафиксированное рычагом 4 неподвижно, При обратном повороте руля пружина 26 обеспечивает первоочередное перемещение в сторону увеличения скорости того плеча рычага 17. которое перед этим перемещалось в сторону уменьшения скорости. Это происходит до упора вилки 20 в гнездо 23, после чего рычаг 17 поворачивается вокруг шарнира вилки 20 и симметрично изменяет скорости бортов. Этим восстанавливается исходная скорость движения машины.

Для остановки машины нужно переместить рычаг 4 в исходное положение. В месте с ним в исходное положение возвращаются и рейки 6 и 7.

В м мент совпадения пазов 14 и 15 в рейках пружина 30 возвращает вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в исходное положе- ние и устройство автоматически блокируется, Для движения машины в противоположном направлении (задний ход) рычаг 4 перемещают поперек машины в направлении, противоположном ранее описанному. Ползуны 16 входят в зацепление с другими рейками и при перемещении рычага 4 вдоль машины вперед рейки 6 и 7 перемещаются в противоположных направлениях. На заднем ходу при повороте руля 3 в прежнем направлении рейки перемещаются в противоположном ранее описанному направлению. Таким образом, при повороте, при движении вперед и назад сохраняется стереотип управления; повороты руля 3 вправо и влево для осуществления поворотов вправо и влево.

По сравнению с известным предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность и безопасность движения гусеничной машины.

1 689181

Составитель А.Барыков

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор М,Янкович

Заказ 3777 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Формула изобретения

1, Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусе.ничной машины, содержащее рулевой механизм, рычаг управления скоростью, Шарнирно-рычажный механизм, кинематически связывающий посредством тяг рулеВой механизм и рычаг управления

Скоростью с исполнительными механизмами управления бесступенчатыми трансмисСиями,отл ичà ющеес ятем,что, сцелью повышения эффективности управления и безопасности эксплуатации, шарнирно-рычажный механизм содержит две пары реек с выполненными в них пазами, образующими общий паз пары реек и установленными

6 неподвижных направляющих с возможноСтью относительного перемещения, две шеСтерни, размещенные на неподвижных осях между каждой пары реек и находящиеся с ними в зацеплении, ползуны, размещенные в пазах каждой пары реек, при этом одна из каждой пары реек кинематически связана с

5 исполнительным механизмом управления трансмиссии, трехплечий рычаг, одно плечо которого связачо с рулевым механизмом, два других шарнирно связаны с ползунами, а средняя часть с рычагом управления ско10 ростью, 2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что снабжено реверсивной пружиной, связанной с трехплечим рычагом шарнирно-рычажного механизма.

15 3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждый паз пары реек расположен перпендикулярно линии, соединяющей шарниры соединения плеч трехплечего рычага с рулевым механизмом и ползунами.

Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств и предназначено для использования на быстроходных гусеничных машинах

Изобретение относится к гидравлическим исполнительным механизмам и может быть использовано для дистанционного или автоматического управления гусеничными машинами, сохраняя ручное управление

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к самоходным машинам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к механизмам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к полноприводным транспортным средствам, имеющим передачи, обеспечивающие дифференциальное распределение мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода ведущих колес транспортного средства или механизма управления поворотом

Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами с помощью дифференциального привода движителей, расположенных на противоположных сторонах транспортного средства, использующим гидравлический привод

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоходным транспортным средствам на колесном и гусеничном ходу, в составе трансмиссии которых содержится гидрообъемная передача механизма поворота

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а конкретно к механизмам поворота быстроходных гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве механизма передач и поворота в трансмиссиях, преимущественно гусеничных машин

Изобретение относится к области гидромашиностроения, более конкретно - к регулируемым гидравлическим передачам объемного типа, устанавливаемым в механизмах поворота трансмиссии гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе трансмиссии транспортных средств, преимущественно гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, тягачах и транспортерах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии гусеничной машины
Наверх