Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в поршневых двигателях и позволяет упростить технологию изготовления и сборки картера поршневого двигателя путем упрощения конструкции, сохраняя при этом соосность и цилиндричность опор коренных подшипников . Картер поршневого двигателя содержит опоры коренных подшипников (ОКП), каждая из которых образована поперечной перегородкой (ПП) 1 и крышкой (К) 2. Боковые поверхности (БП) 3 К 2, установленной в гнезде ПП 1, снабжены выступами (В), размещенными в пазах (П) ПП 1. К 2 прикреплена к ПП 1 резьбовыми крепежными элементами (РКЭ) 6, проходящими с зазором 7 через отверстия в К 2. В К 2 поперек В выполнен П 9. В последнем размещен центрирующий элемент, который может быть выполнен в виде цилиндрического установочного пояска (ЦУП) 10 РКЭ 6 или установочной втулки (УВ), размещенной в ПП 1. При сборке ОКП К 2 надевают на РКЭ 6 и перемещают вдоль РКЭ пока В не входят в соответствующие П в ПП 1, образуя при этом соединение без зазора. К 2 доходит до ЦУП 10 РКЭ 6 или до УВ и П в К 2 образует с ЦУП 10 или УВ соединение с натягом. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. W е

СОЮЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ С к ИХ

РЕСПУБЛИК

„„. Ж,, 1694965 A l (я)5 F 02 F 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР жит опоры коренных подшипников (ОКП), каждая из которых образована поперечной перегородкой (ПП) 1 и крышкой (К) 2. Боковые поверхности (БП) 3 К 2, установленной в гнезде ПП 1, снабжены выступами(В), размещенными в пазах (П) ПП 1. К 2 прикреплена к ПП 1 резьбовыми крепежными элементами (РКЭ) 6, проходящими с зазором 7 через отверстия в К 2. В К 2 поперек

В выполнен П 9. В последнем размещен центрирующий элемент, который может быть выполнен в виде цилиндрического установочного пояска (ЦУП) 10 РКЭ 6 или установочной втулки (УВ), размещенной в ПП

1. При сборке ОКП К 2 надевают на РКЭ 6 и перемещают вдоль РКЭ пока В не входят в соответствующие П в ПП 1, образуя при этом соединение без зазора. К 2 доходит до

ЦУП 10 РКЭ 6 или до УВ и П в К 2 образует с ЦУП 10 или УВ соединение с натягом. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. (21) 4786085/06 (22) 26.01.90 (46) 30.11.91. Бюл, N. 44 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей

{72) В.С.Скороходов и В.А.Богатов (53) 621.43(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1315636, кл. F 02 F 7/00, 1986, (54) КАРТЕР ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в поршневых двигателях и позволяет упростить технологию изготовления и сборки картера поршневого двигателя путем упрощения конструкции, сохраняя при этом соосность и цилиндричность опор коренных подшипников. Картер поршневого двигателя содер3

1 г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .": и

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1694965

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания, Известен блок-картер поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащий разъемные опоры коренных подшипников, каждая из которых образована межцилиндровой -перегородкой и установленной в ее гнезде с натягом по боковым плоскостям крышкой, закрепленной в межцилиндровой перегородке при помощи шпилек, проходящих с зазором через отверстия в крышке овального поперечного сечения с малой осью овала, расположенной параллельно общей оси опор коренных подшипников и равной 1,005 — 1,01 наружного диаметра резьбы шпильки, и большой осью вала, величина которой по меньшей мере равна 1,05 наружного диаметра резьбы шпильки, при этом каждая шпилька в зоне разъема коренного подшипника снабжена цилиндрическим пояском, диаметр которого равен наружному диаметру резьбы шпильки.

Недостатком этого блок-картера является то, что в данной конструкции из условия собираемости опоры коренного подшипника шпильки проходят через отверстия в крышке с зазором, а это увеличивает отклонение от соос ности и цилиндричности опор коренных подшипников при их сборке. Кроме того, овальные отверстия с точным их координированием выполнять технологически гораздо сложнее, а значит, и дороже, чем круглые.

Известен картер поршневого двигателя, содержащий разъемные опоры коренных подшипников, каждая из которых образована поперечной перегородкой и установленной в ее гнезде с посадкой по боковым плоскостям крышкой, закрепленной в поперечной перегородке при помощи резьбовых крепежных элементов, проходящих с зазором через отверстия в крышке, которая сцентрирована относительно перегородки при помощи штифта.

Недостаток указанного картера в том, что при центрированнии крышки относительно перегородки штифтом необходимо точно выдерживать координаты отверстий под штифт относительно боковых установочных плоскостей, что ведет к увеличению количества технологических операций, а именно; необходимо выполнять точно скоординированные отверстия под штифт как в крышке, так и в поперечной перегородке.

Но даже при высокой точности выдерживания координаты отверстия под штифт в данной конструкции не обеспечивается хорошая собираемость опоры коренного подшипника, поскольку при посадке крыш5

55 ки по боковым плоскостям будет затруднено центрирование по штифту, так как выполнение отверстия под штифт в разных деталях (в поперечной перегородке и крышке) всегда будет различаться на величину допуска перпендикулярности относительно плоскоСти разъема коренного подшипника. Следствием этого является нарушение соосности опор коренных подшипников при их сборке. Если же штифт устанавливать в отверстие с зазором, то также увеличится отклонение от соосности и цилиндричности опор коренных подшипников при их сборке.

Известен картер двигателя внутреннего сгорания, содержащий поперечные перегородки с гнездами и крышки коренных подшипников коленчатого вала с установочными боковыми поверхностями и вертикальными и горизонтальными резьбовыми элементами крепления, установленными в гнездах перегородок, причем установочные боковые поверхности крышек снабжены выступами, а в перегородках выполнены соответствующие пазы. В выступах крышек и в перегородках выполнены соосные горизонтальные отверстия, оси которых расположены параллельно оси коленчатого вала, а горизонтальные резьбовые элементы крепления размещены в соосных отверстиях крышек и перегородок.

Недостаток указанного картера в том, что соосное выполнение отверстий в крышках и перегородках технологически затруднено из-за необходимости станочной переналадки при обработке этих отверстий в разных деталях.

Кроме того, для надежной и долговечной работы двигателя необходимо точно выдерживать размер от горизонтальной плоскости коленчатого вала до осей соосных отверстий. Выполнение этого требования затруднено из-за того, что во-первых, плоскость разъема коренного подшипника в крышке и перегородке картера практически всегда не совпадает с горизонтальной плоскостью коленчатого вала на величину допуска; во-вторых, плоскость контакта крышки и перегородки картера может отличаться от горизонтальной плоскости коленчатого вала на суммарную величину допуска плоскостности крышки и перегородки картера.

Таким образом, соосное выполнение отверстий под горизонтальные элементы крепления практически не достижимо.

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления и сборки путем упрощения конструкции — достигается тем, что в картере поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащем разъемные опоры коренных подшипников, каждая из которых

1694965

25

35

55 образована поперечной перегородкой и установленной в ее гнезде крышкой, на боковых поверхностях которой выполнены выступы, размещенные в соответствующих пазах перегородки, крышка которого закреплена при помощи резьбовых крепежных элементов, проходящих с зазором через отверстия в ней, эта крышка снабжена выполненным поперек выступов пазом, в котором размещен центрирующий элемент в виде цилиндрического установочного пояска крепежного элемента или установочной втулки, размещенной в поперечной перегородке. Расположенные на боковых поверхностях крышки выступы могут быть образованы штифтами, установленными в крышке.

Выполнение в крышке картера паза поперек выступов, с которым контактирует центрирующий элемент в виде установочного пояска крепежного элемента или установочной втулки, размещенной в поперечной перегородке, позволяет упростить технологию достижения сосности и цилиндричности за счет упрощения изготовления и сборки опор коренных подшипников.

Это достигается следующим. При изготовлении пазов s поперечной перегородке и выступов в крышке необходимо выдержать одинаковым размер по ширине. Это технологически выполнить несложно, так как обработка в каждой из деталей ведется за одну установку.

Выполнение паза в крышке не зависит от точности изготовления выступов, необходимо лишь выдержать размер до оси коренного подшипника, что не зависит от станочной переналадки при обработке крышки. И, кроме того, налицо упрощение конструкции из-за снижения количества элементов и технологических операций, поскольку взамен двух отверстий (см. прототип) под горизонтальные крепежные элементы в крышке, двух отверстий в перегородке, выполненных соосно отверстиям в крышке, двух горизонтальных резьбовых элементов, двух гаек, контактирующих с горизонтальными резьбовыми элементами появляются один паз в крышке, один цилиндрический установочный поясок на резьбовом крепежном элементе, либо одна установочная втулка.

Выполнение выступов в виде штифтов, установленных в крышке, еще более упрощает конструкцию и технологию изготовления.

На фиг.1 изображен картер с опорой коренного подшипника в случае крепления крышки шпильками, на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.1; на фиг.5— картер с опорой коренного подшипника s случае крепления крышки болтами; на фиг.6— разрез Г-Г на фиг,5.

Картер поршневого двигателя содержит опоры коренных подшипников, каждая из которых образована поперечной перегородкой 1 и крышкой 2, установленной в гнезде поперечной перегородки 1. Боковые поверхности 3 крышки 2 снабжены выступами 4, которые размещены в пазах 5 поперечной перегородки 1. Крышка 2 прикреплена к поперечной перегородке 1 резьбовыми крепежными элементами 6 — шпильками (фиг.1) или болтами (фиг,5), проходящими с зазором 7 через отверстия 8 в крышке 2. В крышке 2 выполнен паз 9, который расположен поперек выступов 4. B пазу 9 размещен центрирующий элемент, который может быть выполнен в виде цилиндрического установочного пояска 10 (фиг.1) крепежного элемента 6 или установочной втулки 11 (фиг.5), размещенной в поперечной перегородке 1. Выступы 4 могут быть выполнены в виде штифтов 12 (фиг.5).

При сборке опоры коренного подшипника крышку 2 надевают на шпильки 6, при этом крышка 2 получает предварительную ориентацию относительно гнезда в поперечной перегородке 1. Крышку 2 перемещают вдоль стержня шпильки 6 до тех пор, пака выступы 4 благодаря выполненным на них заходным фаскам 13 не войдут в соответствующие пазы 5 в поперечной перегородке 1, тем самым крышка 2 получает окончательную ориентацию в осевом направлении относительно гнезда в поперечной перегородке 1.

Выступы 4 крышки 2 образуют с пазами 5 поперечной перегородки 1 соединение без зазора. При этом крышка 2 доходит до цилиндрического установочного пояска 10 шпильки 6 или до установочной втулки 11 и пазом 9 образует с цилиндрическим установочным пояском 10 или установочной втулкой 11 соединение с натягом и получает окончательную ориентацию в поперечном направлении относительно гнезда в поперечной перегородке 1, которую сохраняет до полной установки в гнездо.

Выполнение картера предлагаемым образом позволяет за счет упрощения технологии изготовления и сборки опоры коренного подшипника облегчить достиже- ние соосности и цилиндричности опоры коренного подшипника, что, в свою очередь, повышает надежность и долговечность двигателя.

Формула изобретения

1. Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащий разъемные

1б94965 опоры коренных подшипников, каждая из которых образована поперечной перегородкой и установленной в ее гнезде крышкой, на боковых поверхностях которой выполнены выступы, размещенные в соответствующих пазах перегородки, закрепленной при помощи резьбовых крепежных элементов, проходящих с зазором через отверстия в крышке, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и сборки путем упрощения конструкции, крышка картера снабжена выполненным поперек выступов пазом, в котором размещен дополнительный центрирующий элемент.

5 2, Картер по п,1, отличающийся тем, что центрирующий элемент выполнен в виде цилиндрического установочного пояска на крепежном элементе или втулки, установленной в поперечной перегородке.

10 3. Картерпоп1,отличающийся тем, что каждый выступ образован штифтом, установленным в крышке, 1694965

I=r

Составитель В.Лобанов

Техред М.Моргентал Корректор А,Осауленка

Редактор АДолинич

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 4146 Тираж Подписное

ВНИИПИ государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям двигателя, и позволяет повысить жесткость и прочность двигателя

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала и позволяет устранить монтажные деформации корпуса распределительного вала путем компенсации величины смещения верхних плоскостей головок от посадочной плоскости

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к изготовлению двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность, при малой себестоимости изготовления путем повышения жесткости коленчатого вала и блока

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах смазки двигателей с диафрагменными топливными насосами

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности, к корпусным деталям двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающим эффективный теплоотводящий, антивибрационный и антишумовой эффект

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в корпусных деталях ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям ДВС

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в корпусных деталях ДВС

Изобретение относится к двигателестроению и может быть применено в корпусных деталях ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям ДВС

Изобретение относится к конструкции корпусных деталей ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям ДВС
Наверх