Фрикционная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тракторои автомобилестроению . Целью изобретения является повышение срока службы путем стабилизации передаваемого крутящего момента и компенсации износа. Указанная цель достигается тем, что фрикционная муфта содержит маховик 1, опорный диск 2, нажимной механизм 3, нажимной 4 и промежуточный 5 диски, ведомые фрикционные диски 6, включающие дискодержатели (ДД) 8 с закрепленными на них фрикционными накладками 11, в зоне расположения которых между ДД 8 установлен с предварительным -натягом упругий элемент, выполненный в виде тарельчатых, например диафрагмекных, пружин, 10 с отверстиями, в которых размещены заклепки 14. На последних с зазором относительно ДД 8 установлены выполненные в виде втулок упоры. Головки заклепок 14 расположены с зазором относительно ДД 8 в нормально замкнутом положении муфты. Предварительное поджатие пружин 10 и расположение головок заклепок с зазором относительно ДД 8 позволяет выбрать требуемый участок характеристики устройства для компенсации износа фрикционных дисков. 2 з. п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 0 13/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

13

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4661126/27 (22) 10.03.89 (46) 07.12.91. Бюл. М 45 (71) Чебоксарский агрегатный завод им, XXIV съезда КПСС (72) B.À. Галягин, Г.А. Зверев и П.И. Ванькин (53) 621-825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

f4 1344981, кл. F 16 0 13/64, 1986, (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению. а именно к тракторо- и автомобилестроению. Целью изобретения является повышение срока службы путем стабилизации передаваемого крутящего момента и компенсации износа. Указанная цель достигается тем, что фрикционная муфта содержит маховик 1, опорный диск 2, нажимной механизм 3, нажимной 4. и промежуточный

„„Ы „„ 1696778 А1

5 диски, ведомые фрикционные диски 6, включающие дискодержатели (ДЩ 8 с закрепленными на них фрикционными накладками 11, в зоне расположения которых между ДД 8 установлен с предварительным натягом упругий элемент, выполненный в виде тарельчатых, например диафрагменных, пружин, 10 с отверстиями, в которых размещены заклепки 14. На последних с зазором относительно ДД 8 установлены выполненные в виде втулок упоры. Головки заклепок 14 расположены с зазором относительно ДД 8 в нормально замкнутом положении муфты. Предварительное поджатие пружин 10 и расположение головок заклепок с зазором относительно ДД 8 позволяет выбрать требуемый участок характеристики устройства для компенсации износа фрикционных дисков. 2 з. и. ф — лы, 6 ил.

1696778

40

Изобретение относится к машиностро, eHMIQ, а именно к устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в тракторо- и автомобилестроении.

Цель изобретения — повышение срока службы путем стабилизации передаваемого крутящего момента и компенсации износа.

На фиг„1 представлена двухдисковая фрикционнэя муфта с витыми цилиндрическими нажимными пружинами и устройством для компенсации износа фрикционных пар в виде кольцевого ряда диафрагменных пружин в ведомых дисках, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 — диафрагменная пружина; на фиг, 4 — однодисковая фрикционная муфта с тарельчатой нажимной пружиной и устройством для компенсации износа фрикционных пар в виде центрально расположенной диафрагменной пружины, общий вид; на фиг. 5 — узел l на фиг. 4; на фиг. 6 — диаграмма зависимости перемещений диафрагменных пружин устройства для компенсации износа фрикционных пар от нагрузок во фрикционной муфте.

Фрикционная муфта содержит маховик

1, опорный диск 2, нажимной механизм 3, смонтированный на опорном диске 2, нажимной 4 и промежуточный 5 диски, ведомые фрикционные диски 6, включающие ступицы 7, связанные с дискодержателями

8, -;. также устройство 9 для компенсации износа.

Устройство 9 для компенсации износа фрикционных пар 9 может быть выполнено в виде кольцевого ряда тарельчатых, например, диафрагменных пружин 10; установленных между несущими металлическими дискодержателями 8 ведомого диска 6 s аоне расположения прикрепленных к ним с рабочей стороны фрикционных накладок

l1. Диафрагменные пружины 10 содержат неразрезные части 12 и упругие лепестки i3, служащие для ее сжатия. Пружины 10 установлены между дискодержателями 8 с помощью, например, заклепок 14, проходящих средней частью через центральные отверстия 15 диафрагменных пружин 10 и соответствующие отверстия в дискодержателях 8 (фиг. 1-3).

Вместо кольцевого ряда может быть выполнена одна центрально расположенная диафрагменнэя пружина 16. В этом случае она устанавливается так же при помощи заклепок 14, но проходящих уже через отВерстия 17, образованные на концах пазов (прорезей) 18. Головки заклепок размещены в отверстиях 19 с зазором относительно дискодержателей 8 в нормально замкнутом положении муфты.

Диафрагменные пружины 10 и 16 устройства 9 для компенсации износа фрикционных пар установлены с предварительным поджатием с помощью заклепок 14, размещенных в дискодержателях 8 ведомого диска 6 и проходящих своей средней частью сквозь центральные 15 или периферийные

17 отверстия пазов(прорезей) 18 в диафрагменной пружине 16. Величиной поджатия пружин 10 и 16 заклепками 14 достигается требуемая эона действия ее характеристики (зависимости усилия от деформации).

В устройстве 9 для компенсации износа фрикционных пар на средние части заклепок 14, находящиеся между металлическими дискодержателями 8 ведомого диска 6. установлены с зазором к последним упоры

20, выполненные в виде втулок с буртиком или без него (фиг. 5). Между нажимным диском 4 и опорным диском 2 установлена нажимная пружина 21.

Фрикционная муфта работает. следующим образом.

Под действием силы сжатия, создаваемой so фрикционной муфте нажимной пружиной (нажимными пружинами) через нэжимной 4 и промежуточный 5 диски, фрикционные накладки 11 с дискодержателями 8, преодолевая усилие диафрагменных пружин 10 и 16, сжимаются, образуя единую фрикционную систему.

Работа фрикцион ной муфты с устройством для компенсации износа фрикционных пар отражена на диаграмме (фиг. 6), на которой по оси ординат показана нагрузка (усилие) Р. а по оси абсцисс-перемещение (прогиб) тарел ьчатой пружины 10 или 16: а— . кривая нагрузки — перемещения диафрагменной пружины 10, 16 устройства для компенсации износа фрикционных пар; б— кривая нагрузки — перемещения нажимной пружины 20; в — результирующая кривая.

Номинальные нагрузки пружин 10 и 16 при включенной муфте и неизношенных дисках 6 определяются точкой 3 на диаграмме.

При износе фрикционных дисков 6 рабочая зона смещается в направлении к точке 1.

Рабочая зона стабильного действия на- . грузки во фрикционной муфте без устройства для компенсации износа фрикционных пар характеризуется участком от точки 3 до точки 2 (кривая 0).

Результирующая кривая в построенная с учетом действия устройства для компенсации износа фрикционных пар(кривая а), остается в расширенной зоне рабочих перемещений(отточки 3додоски 1) практически постоянной.

Особенностью тарельчатых пружин 10 и

16 является нелинейная их характеристика (зависимость перемещения — прогиба пружины от нагрузки). При этом наименьшее усилие у этой пружины будет при максимальной величине сжатия при работе на спадающей ветви-характеристики, что имеет место в начальный период эксплуатации муфты при неизношенных дисках 6. При износе фрикционных накладок 11 и соответственном уменьшении силы их сжатия упругие диафрагменные пружины 10 и 16 раздвигают дискодержатели 8, стабилизируя момент трения.

Предварительное поджатие позволяет выбрать требуемый участок характеристики устройства для компенсации износа фрикционных пар диафрагменными пружинами

10 и 16, а упоры 20 снимают с последних нагрузку, Формула изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая нажимной механизм; ведущие диски, ведомь-.е диски, выполненные в виде ступицы, закрепленных на ней дискодержателей с фрикционными накладками упругого элемента, расположенного в зоне размещения накладок между дискодержателями, и заклепок, установленных в дискодержателях, 5 отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы путем стабилизации передаваемого крутящего момента, а также компенсации износа, упругий элемент установлен с предварительным натя10 гом, заклепки размещены в выполненных в нем отверстиях, а их головки размещены в выполненных во фрикционных накладках отверстиях с зазорам относительно дискодержателей в нормально замкнутом поло15 женки муфты.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что она снабжена выполненными в виде втулок упорами, установленными на заклепках с осевым зазором относительно

20 дискодержателей.

3. Муфта по пп, 1 и 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что упругий элемент выполнен в виде расположенного концентрично оси фрикционного диска кольцевого ряда та25 рельчатых пружин.

1696778

Редактор М,Янкович

Заказ 4292, Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Ф

13

1f

У,N г

ФгЕ

Составитель А,Чернышев

Техред M.Моргентал Корректор Т.Малец .

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для фрикционного сцепления в автомобилях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления и может быть использовано в выключаемых фрикционных муфтах сцеплений трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к фрикционным устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в приводе технологического оборудования, например кузнечно-прессового

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх