Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей и способ его разборки

 

Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых деталей. Цель изобретения - повышение надежности . Изготавливают охватывающую 1 и охватываемую 2 детали, на сопрягаемых поверхностях которых образуют соответственно согласованные винтовые канавки 3 и 4. На охватывающей детали 1 в зоне винтовой канавки 3 получают щель, а на охватываемой детали 2 в зоне винтовой канавки 4 - отверстие. Совмещают щель и отверстие . Пропускают проволоку 7 через щель и устанавливают ее конец в отверстии. Затем выполняют вращение с осевым перемещением одной из деталей, образуя при этом многовитковое кольцо типа пружины. Для условий передачи больших крутящих моментов свободный конец проволоки защемляют , например, гайкой. 2 с. и 4 з.п. ф-лы. 7 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ 4 Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 1/06

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I! ( и 4

О ,Ql

0л (л)

Ъ (21) 4422584/27 (22) 06,05.88 (46) 15.01.92, Бюл. М 2 (71) Рижский политехнический институт им, А.Я, Пельше (72) В,А, Ведмедовский, А.M. Давыдов, В.В. Ведмедовский и Ю.B. Жегар (53) 621.88(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1375877, кл. F 16 D 1/06, 1986. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ

ОХВАТЫВАЮЩЕЙ И ОХВАТЫ ВАЕМОЙ

ДЕТАЛЕЙ И СПОСОБ ЕГО РАЗБОРКИ (57) Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых

„„. Ы„„1705635 А1 деталей, Цель изобретения — повышение надежности. Изготавливают охватывающую 1 и охватываемую 2 детали, на сопрягаемых поверхностях которых образуют соответственно согласованные винтовые канавки 3 и

4. На охватывающей детали 1 в зоне винтовой канавки 3 получают щель, а на охватываемой детали 2 в зоне винтовой канавки

4 — отверстие. Совмещают щель и отверстие, Пропускают проволоку 7 через щель и устанавливают ее конец в отверстии. Затем выполняют вращение с осевым перемещением одной из деталей, образуя при этом многовитковое кольцо типа пружины. Для условий передачи больших крутящих моментов свободный конец проволоки защемляют, например, гайкой. 2 с. и 4 з.п, ф-лы, 7 ил. 7

1705635

Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых деталей.

Целью изобретения является повышение надежности соединения при увеличении его грузоподъемности и повышение удобства разборки, На фиг, 1 показана охватывающая деталь, продольный разрез; на фиг. 2 — охватываемая деталь; на фиг, 3 — начало образования соединения; на фиг. 4 — конец образования соединения; на фиг, 5 — образование соединения корпус — полая деталь; на фиг. 6 — образование соединения с многозаходными винтовыми канавками; на фиг. 7 — вариант закрепления проволоки, Способ осуществляют следующим образом.

Изготавливают охватывающую 1 и охватываемую 2 детали, На внутренней поверхности охватывающей детали 1 и на наружной поверхности охватываемой детали 2 (на сопрягаемых поверхностях) образуют соответственно согласованные (ответные) винтовые канавки 3 и 4, На охватывающей детали 1 в зоне винтовой канавки

3 получают щель 5, а на охватываемой детали 2 в зоне винтовой канавки 4 — закрепляющий элемент в виде отверстия 6. Взаимно устанавливают обе детали так, чтобы щель

5 и отверстие 6 были совмещены. Пропускают проволоку 7 через щель 5 и устанавливают ее конец в отверстии 6. Затем выполняют вращение с осевым перемещением одной из деталей (1 или 2) или обоих одновременно, образуя при этом многовитковое кольцо

8 типа пружины. Конец проволоки 7 срезают заподлицо с наружной поверхностью охватывающей детали 1, Для условий передачи значительных крутящих моментов свободный конец проволоки защрмляют, например, для этого используют мерную проволоку с резьбовым концом, После образования многовиткового кольца 8 на свободный конец проволоки навертывают гайку 9 (фиг. 4).

Для условий соединения корпус 10— полая деталь 11 закрепляющий элемент выполняют в виде торцовой выемки 12 на корпусе 10, а щель 13 — на полой детали 11. При этом конец проволоки в совмещенные щель

13 и выемку 12 подают со стороны полой части, а после образования многовиткового кольца 8 проволоку обрезают заподлицо со внутренней поверхностью 14, С целью исключения операции обрезки проволоки 7 после образования соединения она может выполняться мерной. Полученное соединение обеспечивает высокую надежность осе5

55 вой фиксации при существенном повышении грузоподъемности соединения в осевом направлении. Соединение может быть образовано (в зависимости от потребности) кэк неразборным, так и разборным. Для случая образования разборного соединения отверстие 6 выполняется сквозным, При разборке в это отверстие вводится пруток и конец закрепленной проволоки 7 выбивается (фиг. 4), Затем осуществляют вращение охватывающей детали 1 в обратную сторону, при этом происходит ее свинчивание совместно с многовитковым кольцом 8. Может быть использован и другой метод разборки, Для этого, например, охватывающую деталь

1 следует довернуть в том же направлении до тех пор, пока свободный конец проволоки 7 уложится в винтовых канавках 3 и 4.

Затем осуществляют вращение детали 1 в обратную сторону. При этом происходит свинчивание только детали 1, а многовитковое кольцо 8 остается в винтовой канавке 4 детали 2. Возможен вариант разборки, когда под воздействием обратного вращения многовитковое кольцо 8 выпрямляется и превращается в проволоку.

С целью повышения способности соединения воспринимать большие крутящие моменты на сопрягаемых поверхностях деталей 1 и 2 выполняют многозаходные согласованные (ответные) винтовые канавки, при этом угол наклона канавок Р выбирают не меньшим угла трения. Количество щелей

5 и отверстий 6 выполняется по количеству винтовых канавок. Подготавливают такое

I же количество проволок 7. При вращении, например, детали 1, образуется количество многовитковых колец по количеству проволок (фиг. 6). Образованное соединение с учетом фиксации способно передавать значительные моменты. При этом угол наклона /3 по возможности следует выбирать большим (P =30 — 45 ).

В ряде случаев предварительно конец проволоки загибают под углом 90 (фиг, 7), B этом случае требуется несколько большая щель 5 под проволоку 7. Но полезный эффект заключается в том, что повышается надежность закрепления проволоки и имеется воэможность несколько снизить усилие при вращении одной из деталей. Возможно также изготовление проволоки 7 с утолщением

15 на другом ее конце, функция которого та же, что и гайки 9.

Способ может быть осуществлен в условиях нагрева проволоки.

Получение и работа соединения могут осуществляться следующим образом (на примере соединения вала и ступицы греб1705635 ного винта). На конце вала гребного винта 2 и гайке 1 выполняются согласованные винтовые канавки 4 и 3 и под проволоку 7 с диаметром 6 мм. Соответственно на гайке 1 образуют щель 5, а на конце вала — сквозное отверстие 6, На коническую посадочную поверхность устанавливают ступицу гребного винта, а затем собирают соединение деталей 2 и 1, образуя при этом многовитковое кольцо 8, Для улучшения посадки ступицы на последнюю торцовой поверхностью гайки 1 действуют с силой, превышающей в

1,4 — 1,5 раза силу, предусмотренную для известного резьбового соединения. При работе ходового винта соединение в силу своей большей грузоподъемности воспринимает (без отрицательных нарушений) большие критические осевые нагрузки, чем резьбовое соединение (нагрузки, вызванные от действия осевых вибраций гребного винта).

Соединение может быть использовано для условий. используемых при следующих режимах, Если соединение использовано в сборной протяжке, то воспринимаемая осевая сила составляет до 400 КН при диаметре проволоки 6 мм и диаметре оправки протяжек 35 — 50 мм. Протяжки при этом работают при скоростях 3 — 11 M/ìèí.

Формула изобретения

1, Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей, заключающийся в выполнении на цилиндрических сопрягаемых поверхностях деталей согласованных канавок. введении через выполненное в одной из соединяемых деталей сквозное отверстие заходного конца соединительного проволочного элемента в зону канавок, закреплении указанного конца в фиксирующем отверстии, выполненном гс второй детали. и формировании из соеди ительного элемента многовиткового коль. а типа пружины путем относительного перемещения соединяемых деталей, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения надежности соединения при увеличении его грузо7 5 подъемности, канавки выполняют винтовыми с углом подъема не менее угла трения материалов пары соединяемые детали— проволочный элемент, а относительное пе5 ремещение деталей осуществляют посредством приложения по меньшей мере к одной из деталей внешнего осевого усилия.

2. Способ по п. 1, о тл ич а ю щи и с я тем, что, с целью снижения энергозатрат

10 при сборке при повышении производительности последней, одновременно с осевым усилием по меньшей мере к одной из деталей прикладывают внешний крутящий момент, 15 3.Способпопп.1и2, отличающийс я тем, что винтовые канавки выполняют многозаходными, а количество соединительных элементов устанавливают в соответствии с числом заходов на одной из

20 деталей.

4. Способ по пп, 1 и 3, о тл и ч а ю щи йс я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности при восприятии крутящего момента. задний свободный конец каждого

25 соединительного элемента крепят к поверхности соответствующей детали в зоне сквозного отверстия.

5. Способ по пп. 1 и 4, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что фиксирующее отверстие выпол30 няют сквозным на охватываемой детали.

6. Способ разборки соединения, охватывающей и охватываемой деталей. заключающийся в раэмыкании жесткой кинематической связи одной иэ соединяе35 мых деталей с заходным концом соединительного элемента путем вывода указанного конца иэ фиксирующего отверстия и последующем разъединении деталей, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения

40 удобства разборки соединения типа валвтулка, перед выводом конца соединительного элемента охватываемую деталь перемещают в осевом направлении до выхода фиксирующего отверстия эа пределы

45 охватывающей детали, а разъединение осуществляют путем вывинчивания охватываемой детали из охватывающей.

1705635

Составитель В,Иванов

Техред М.Моргентал

Корректор Л.Патаи

Редактор Ю.Середа

Производсгсанно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 185 Тираж Подписное

ВНИИПИ Гос;:.арственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей и способ его разборки Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей и способ его разборки Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей и способ его разборки Способ получения соединения охватывающей и охватываемой деталей и способ его разборки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с обеспечением угловой и осевой фиксации, Цель изобретения - повышение надежности осевой фиксации ступицы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа вал-втулка, труба-труба

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям с натягом ступицы с валом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям детали с валом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу соединения гребного винта с гребным валом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для осевой фиксации кольцевой детали на цапфе вала, и может быть использовано для установки внутреннего цилиндра гидравлического приспособления для съема подшипника прокатного валка

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях ступицы с валом на его консольной части, воспринимающих рабочие однонаправленные крутящие моменты без реверсирования и осевые усилия, направленные от конца вала, особенно при необходимости быстросъемности в труднодоступных местах и компактности

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх