Коробка передачи транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины. Цель изобретения - снижение габаритов и материалоемкости, путем повышения компактности. В коробке передач шестеренный редуктор выполнен ввиде планетарного механизма 4. первая коронная шестерня 8 которого связана с входным валом 2, а водило 9-с выходным валом 3, первая пара синхронизаторов 5 установлена между второй коронной шестерней 10 с одной стороны и первой солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой, вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной-стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой, при этом предпочтительно механизм управления коробкой передач выполнять в виде рычага управления 16, взаимодействующего его концом 17 с лунками 18-20 трех ползунов 21-23, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов 5 и средний - с второй, и ограничительной кулисы 25 перемещения рычага управления 16, снабженной Z-образной прорезью. 1 з.п. флы, 2 ил.елС

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТЙЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4784065/11 (22) 19.01,90 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Белорусский политехнический институт (72) Q.К,Довнар, А,А.Черкас, О.Н.Протасеня и М.И,Трофимович (53) 629.113(088.8) (56) Патент ФРГ

N 3012661, кл. В 60 К 17/08, 1980. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины, Цель изобретения— снижение габаритов и материалоемкости, путем повышения компактности. В коробке . передач шестеренный редуктор выполнен в

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как тракторы, комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы и шестерен ный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного соединения входного и выходного валов с четырьмя различными передаточными отношениями.

Недостатками данной коробки передач являются повышенные габариты и материалоемкость из-за несоосной передачи крутящего момента.,!Ы, 1710373 А1 виде планетарного механизма 4. первая коронная шестерня 8 которого связана с входным валом 2, а водило 9- с выходным валом

3, первая пара синхронизаторов 5 установлена между второй коронной шестерней 10 с одной стороны и первой солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой, вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной-стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой, при этом предпочтительно механизм управления коробкой передач выполнять в виде рычага управления 16, взаимодействующего его концом 17 с лунками 18 — 20 трех ползунов

21 — 23, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов 5 и средний — с второй, и ограничительной кулисы

25 перемещения рычага управления 16, снабженной Z-образной прорезью. 1 з,п. флы, 2 ил.

Цель изобретения — снижение габаритов и материалоемкости путем повышения компактности.

Поставленная цель достигается тем, что . в коробке передач транспортного средства шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов, и вторую коронную шестерню. зацепленную с дополнительным сателлитом, установленном на одном водиле с сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая коронная шестерня связана с входным валом, а водило — с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и

1710373

55 первой солнечной шестерней и корпусом с другой, и вторая пара синхронизаторов ус. тановлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.

При этом предпочтительно механизм управления коробкой передач транспортного средства выполнять в-виде рычага управления, взаимодействующего концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхро= низаторов, а средний — с второй, и ограничительной кулисы перемещения рычага управления, снабженной Z-образной прорезью.

Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает снижение ее габаритов и материалоемкости путем повышения компактностии.

На фиг.1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 — планетарный механизм.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной

3 валы, планетарный механизм 4, две пары синхронизаторов 5 и 6, механизм 7 управления. Планетарный механизм 4 состоит из коронной шестерни 8, связанной с входным валом 2, водила 9, связанного с выходным валом 3, а также коронной шестерни 10 и двух солнечных шестерен 11 и 12. Коронные

8 и 10 и солнечные 11 и 12 шестерни связаны посредством установленных на осях 13 в водиле 9 двухвенцовых 14 и одновенцовых

15 сателлитов. Первая пара синхронизаторов 5 установлена между коронной шестерней 10 с одной стороны и солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой. Вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой.

Целесообразна унификация пар синхронизаторов 5 и 6. Механизм 7 управления состоит из рычага 16 управления, взаимодействующего концом 17 с лунками 18, 19 и

20, выполненными соответственно на ползунах 21, 22 и 23. Ползуны 21 и 23 связаны между собой планкой 24, и, в свою очередь, с,первой парой синхронизаторов 5,-а ползун

22 связан с второй парой синхронизаторов

6. Перемещения рычага 16 определены ol.раничительной кулисой 25, снабженной Zобразной прорезью 26.

Предлагаемая коробка передач транспортного средства обеспечивает четыре передачи, Для обеспечения первой, низшей, - посредством первой пары синхронизаторов

5 с корпусом 1 связывается коронная шестерня 10, для обеспечения второй, средней пониженной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом I связывается солнечная шестерня 12, для обеспечения третьей, средней повышенной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом 1 связывается солнечная шестерня

11 и для обеспечения четвертой, высшей, посредством первой пары синхронизаторов 5 коронная шестерня 10 связывается с солнечной шестерней 12. Положения рычага 16 управления, определяемые Z-образной прорезью 26, при включении различных передач указаны на ограничительной кулисе 25.

Таким образом, выполнение шестеренного редуктора в виде планетарного механизма, первая коронная шестерня которого связана с входным валом, а водило — с выходным валом, установка первой пары синхронизаторов между второй коронной шестерней с одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом с другой, установка второй пары синхронизаторов между корпусом.с оной стороны и солнечными шестернями с другой обеспечивают снижение габаритов и материалоемкости коробки передач транспортного средства путем повышения компактности.

Формула изобретения

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, и шестеренный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного соединения входного и выходного валов с четырьмя различными передаточными отношениями, о т л и ч а ю ща я с я тем, что, с целью снижения габаритов и материалоемкости путем повышения компактности, шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов и вторую коронную шестерню, зацепленную с дополнительным сателлитом, установленным на одном водиле с упомянутым сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая коронная шестерня связана с входным валом, а водило — с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом — с другой, и вторая пара синхронизаторов установлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.

2. Коробка передач по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что ее механизм управления выполнен в виде рычага управления, взаи1710373 Пt?., i

50

55 модействующего его концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов, а средний — с второй, и ограничительный кулисы перемещения рычага управления, снабженной

Z-образной прорезью, 1710373

45

Составитель А. Черкас

Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Редактор М, Янкович

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 302 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передачи транспортного средства Коробка передачи транспортного средства Коробка передачи транспортного средства Коробка передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортнс^му машиностроению, преимущественно к гусеничным трактораг*

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к трансмиссиям автомобилей с удвоенным числом передач, которое достигается комбинацией основной коробки передач с дополнительным планетарным редуктором

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей, тракторов и универсальных мобильных энергетических средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх