Двухступенчатая передача

 

Изобретение относится к: машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является уменьшение габаритов. Двухступенчатая передача содержит вал 9 с шестернями 7,8, муфту переключения и устройство для еэ привода. Привод выполнен в виде штока, на конце которого жестко насажены подшипники, на которых установлена втулка с выполненными на ней вдоль оси зубчатыми рейками, равномерно расположенными по окружности, каждая из которых находится в зацеплении с зубчатыми шестернями в вырезках выходного вала, находящихся в свою очередь в зацеплении с зубчатыми рейками, выполненными на подвижном элементе муфты. 5 ил.

СО!ОЗ СОВЕ1СКИХ

СОЦ1Лллисти {cс :их

РЕСПУБЛИК (я)з В 60 К 17/08

ГОСУД/ РСТВЕФЬЯ КОЫЛТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯ Л И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

СГ1 "4С/ Р 1Е И - "ОБРТЕИИЧ К / ЗТОРСКОЬ1У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д

11

Q (21) 4809648/11 (22) 02.04.90 (4б) 15.01.92. Бюл. 2 (71) Кутаисский политехнический институт им, Н.И.Мусхелvшвили (72) Т.П.Русад.е, А.P.Áàëàí÷èâàäçå, А.Ч.Гегучэдзе и И.С.Качахидзе (53) 629.113(088.0} (56) Авторское с-: лдeтeлbстeо СССР

М 692748, кл. В 60 К 17/08, 1971. (54) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится K машиностроени о и может использоваться в трансмис сиях транспортных средств. Целью изобре„„ 1„„. 17О5141 А1 тения является уменьшение габаритов.

Двухступенчатая передача содержит вал 9 с шестернями 7,8, муфту переключения и устройство для ев привода. Привод выполнен в виде штока, на конце которого жестко насажены подшипники, на которых установлена втулка с выполненными на ней вдоль оси зубчатыми рейками, равномерно расположенными по окружности, каждая из которых находится в зацеплении с зубчатыми шестернями в вырезках выходного вала, находящихся в свою очередь в зацеплении с зубчатыми рейками, выполненными на подвижном элементе муфты. 5 ил.

1705141

10

35

55

Изобретеи(м огносится к транспортному машиностро нию, в (BGTHQGTH к кОнструкции двухступенчатых коробок передач, и может быть ((сг(ользовано го всех отрасJl((x народного хозяйства в качестве механической передачи для преобразования крутящего hloh GHT3 и "астоты вра(цения.

Известны механические ступенчатыс коробки передач транспортных средств, содержащие валы с шестерняии, эацепляющимися между собой, причем шестерни, свободно установленные на валу, блокируются муфтой перекл(очения. подвижные элементы которой установлены на валу и взаимодейству(от с приводси, выполненным в виде тяг, размещенных в отверстиях одной из шестера((и входящих в углубление на другой шестерне.

Однако при взаимодействии тяг, входящих в углубление, затруднено блокирование шестерен из-эа возможного несовпадения, а также возможен при этом скол тяг.

Известна также двухступенчатая передача, содержащая входной вал с шестерней, связанной с шестернями вь1ходного вала, свободно установленными ка последндм, между которыми на шлыцах того же вала сидит муфта переключеиия передач, имеющая подвижный элемент, управляемый при. одом, выполненный в виде тяг, размещенных в отверстиях одной иэ подвижных шестерен и взаимодействующих с подвижным элемектом муфты. а также соединенных с втулкой, установленной на ,ступице шестерни со стороны. противоположной муфте, и подпружиненной относительно ступицы шестерни, при этом связь тяг с подвижным элементом муфты осуществляется посредством буртика, размещенного в полукольцах, жестко соединенных с тягами и разл(е(цснных в кольцевой проточке подвижного зле лента муфты. Однако в известной коробке передач значительно усложнена конструкция привода муфты переключения передач, т е, связь тяг с по;(вижн ым элементом муфты, что может отри. ательно сказываться на долговечности и надежности коробки в целом.

Цель иэобретсния — уменьшение габаритов.

Для достижс(гия поставленной цели в двухступенчатой передаче, содержащей установленные на валу с созл(общность(О вращения шестерни. расположенную между ними подп((жную в ссс вол(иаправлсни(( муфту, связанную с ((ало."., и устройство д I((1 .С Г! РИВОДЛ, СО,,С Р,"(Л(((СЕ СВЯ..":Ht("11 С Л(У(Лтой шток, вал в((((оэнен голы(l. шток pBcfloложск fto О.-.и по lolî г(ала, I:o штоке ti3 подшипниках закреплена втулка, наружная

f(0UcpxI(ocT(которой с((абжена зубчатыми рейкал(1(, св((за((ныл:,и посредством шестерен, установленных в дополнительных радиалы(ых пазах вала, с рейками, выполненны(ли на внутренней поверхности упомянутой муфты.

На фиг.1 показана двухступенчатая(передача. продольный разрез; на фиг.2 — то же, поперечный разрез; на фиг.3 — кинематическая схема; на фиг.4-зубчатая кассета, поперечный разрез; на фиг.5- разрез А-А на фиг.4.

Предложенная двухступенчатая передача содержит корпус 1, в котором установлен входной вал 2 с шестерней 3, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 4 промежуточного вала 5, на котором установлена шестерня 6. Шестерни 4 и 6 зацепляются соответственно с шестернями

7 и 8, которые свободно установлены на выходном валу 9. Муфта переключения передач имеет подвижный элемент 10, взаимодействующий поочередно с шестернями

7 и 8, снабженными шлицами 11, которые связаны со шли цэми 12 вала 9. На втулке 13, насаженной на шток 14 посредством подшипников 15, а также ча подвижном элементе 10 установлены зубчатые рейки 16 и

17, связанные между собой посредством зубчатых кассет 18, состоящих из шестерен

19, 20 с валами 21, 22, установленных в рамке 23, размещенной в продольных вырезках выходного вала 9. В качестве направляющего штока.14 служит отверстие в крышке 24.

Двухступенчатая передача работает следующим образом.

При подаче крутящего момента на вал 2 шестерня 3 вращает шестерню 4, а вместе с ней промежуточный вал 5 и шестерню 6.

При взаимодействии со штоком 14 втулка 13 перемещается вдоль оси вала 9, при этом рейки 16 приводят во вращение шестерни

19, 20 кассеты 18, которые перемещают рейки 17 подвижного элемента 10. Такил(образом.действуя на шток 14, вал 9 посредством подвижногo элел(ента 10 блокируется соответственно шестсрнял(и 7 и 8 поочередно.

Предлагаемая двухступенчатая передаЧа КОНСтРУКтИВНО ПРОСта За СЧЕТ УПРОЩСНИЯ конструкции привода подвижного элсмента МУфтЫ, Чтс, В СВОСО а«(СРСДЬ, ПОЗВОЛЯЕТ уменьшить гэбэриты кораC «I. Простота и надежность связи подвижного элсмента муфты с приводом и (03. 1эж((ость вращсния муфты вокруг штока пО(((4шают надсжность (ДОЛГОВ "(I(OCTb КOPOir. (В l,СЛОМ.

1705141

Формула изобретения

Двухступенчатая передача, содержащая установленные на валу с воэможностью вращения шестерни, расположенную между ними подвижную в осевом направлснии муфту, связанную с валом, и устройство для ее привода, содержащее связанный с муфтой шток, отличающаяся тем. что с целью уменьшения габаритов, вал выполнен полым, шток расположен по оси полого креплена вала, на штоке на подшипниках зак

5 н втулка, наружная поверхность котор снабжена зубчатыми рейками, связанными ои посредством шестерен, установленных в дополнительных радиальных пазах вала, с рейками, выполненными на внутренней поверхности упомянутой муфты.

1705141

Составитель M,Манджавидзе

Техред М,Моргентал Корректор Л.Патэй

Редактор М.Келемеа

Про»зводственно-изб,:;тельский комбинат "Пе гент", г, Унгер.>д, ул.Гагарина. 101

Заказ 160 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113335, Лосьва, ):;-35, Раушская наб., 4/5

Двухступенчатая передача Двухступенчатая передача Двухступенчатая передача Двухступенчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к трансмиссиям автомобилей с удвоенным числом передач, которое достигается комбинацией основной коробки передач с дополнительным планетарным редуктором

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей, тракторов и универсальных мобильных энергетических средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и может использоваться в трансмиссиях технологических самоходных машин типа, например, тракторов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх