Кузов складного веломобиля

 

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, и касается кузова веломобиля, имеющего возможность складывания в нерабочее положение. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации путем облегчения транспортировки в нерабочем состоянии. Кузов выполнен с центральной загзагообразной трубой 1, расположенной в вертикальной продольной плоскости веломобиля, двумя поперечными трубами 5, каждая из которых прикреплена своей средней частью к концу зигзагообразной трубы , а также с двумя скобообразными трубами 10, соединенными с пружинной подвеской колес и по бокам веломобиля с концами поперечных труб 5с возможностью поворота. 9 з.п. ф-лы, 15 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РНХ1УБЛИН

„„ЯО„„1711662

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

РигЗ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И СТИРУ"ИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4679328/11 (22) .18.04.89, (46) 07.02.92. Бюл. Н 5 (75) Г.А. Чикин (53) 629.118.3 (088.8) (56) Патент Великобритании М 1204981, кл. В 62 К 15/00, 1970.

Авторское свидетельство СССР 749727, кл. 8 62 K 15/00. (54) куз0В cKJ1AnHoro sEnmosuae (57) Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, и касается кузова веломобиля, имеющего возможность складывания в нерабо(51)5 В 62,К 15/00, В 62 D 23/00

2 чее положение, Цель изобретенияповывение удобства в эксплуатации путем облегчения транспортировки в нерабочем состоянии. Кузов выполнен с центральной загзагообразной трубой

1, расположенной в вертикальной продольной плоскости веломобиля, двумя поперечными трубами 5, каждая из которых прикреплена своей средней частью к концу зигзагообразной трубы, а также с двумя скобообразными трубами 10, соединенными с пружинной подвеской колес и по бокам веломобиля с концами поперечных труб 5 с возможностью поворота. 9 з..п. ф-лы, 15 ил.

1711662

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, и касаеткузова веломобиля, имеющего возможность складывания в нерабочее положение.

Предлагаемый кузов, разложенный в рабочее состояние, имеет вид малогабаритного бездверного салона, где в основу положен трубчатый каркас нижней части и составные полотна лобовой и верхней частей, взаимосвязанные кольцеобразной связкой. Этот малогабаритный облегченный вариант двухместного крытого мышечного транспорта (транспорта при себе), легкоподъемный, с удобными складными габаритами предназначен для прогулочно-туристических и хозяйственно-деловых поездок.

Известные аналоги со складными рамами представляют собой одноместные конструкции и, как правило, без защитных и амортизационных средств.

Например, в основу известного нетранспортируемого в нерабочем состоянии складного кузова положена сложная многозвенная рычажно-шарнирная структура, а поворотные на раме сред- 30 ства защиты не имеют эксплуатационно удобных складных форм.

Целью изобретения является повышение удобства в эксплуатации путем облегчения транспортировки в нерабо- чем состоянии.

Для достижения поставленной цели применены складывающаяся по бокам рама с поперечно-поворотными на ней кузовными частями и способ транспор40 тировки и хранения в перевернутом, поставленном на колеса виде.

На фиг.1 изображен кузов складного веломобиля в рабочем состоянии, вид сбоку(тонким пунктиром отмечены 45 положение руля при складывании и изгиб центральной зигзагообразной трубы рамы, а жирным пунктиром отмечен контур сиденья с наложенным сверху полотном лобовой части кузова)

° 5P на фиг.2=кузов в сложенном состоянии, перевернутый и поставленный на колеса, вид сбоку; на фиг.3 - схема шарнирно-кузовной кинематики нижней части веломобиля в соединении с картером привода; на фиг.4 - схема соединения концов центральной зигзагообразной трубы с поперечными трубами; на фиг.5 - схема шарнирного соединеHHR боковых скобообразных труб с попе-. речными трубами; на фиг.6 - схема двухместной кузовной взаимосвязи нижней трубчатой части с полотнами верхней части, причем на правой стороне показана натяжка полотен, а на левой (в пунктирном очертании) лобовое полотно уложено на сиденье, отмеченное точечным пунктиром, вид свер ху; на фиг.7 - сложенная кузовная конструкция со сложенными внутри частями привода и крыши, вид сверху; на фиг.8 - кузов с показом веерной механики крыши и габаритов наклонных полотен лобовой части кузова, а также габаритов матерчатых сидений в огибании верхней части трансформаторов, вид,сзади; на фиг..9 - то же, для сложенного кузова; на фиг.10-15схемы последовательности складывания веломобиля.

К концам центральной зигзагообраз" ной трубы 1 (фиг.1-3) с помощью углубленных внутрь Håå концов шаровых стяжных опор (фиг.4), содержащих внутренние нарезные отверстия с опорными штифтами 3 и перпендикулярно им центральное нарезное отверстие под соединительные болты 4, присоединены поперечные трубы 5 в серединных местах. Для прочности соединений торцы зигзагообразной трубы сделаны с выемками, а в серединные соединительные участки поперечных труб запасованы цилиндрические опоры 6 со сквозными поперечными отверстиями для болтовых соединений с шаровыми опорами.

Зигзагообразностью центральная труба закреплена в верхних боковинах 7 картера 8 приводного механизма, причем закреплена шпилечными болтами 9 при строго перпендикулярном -положении поперечных труб относительно плоскообразного картера . В составе рамы поперечные трубы соединены с боковыми скобообразными трубами 10

/ шарнирно,с фиксированным поворотом их на 90, которые могут быть установлены относительно плоскости зигзагообразной трубы перпендикулярно (разложенное состояние веломобиля) или параллельно (складное состояние веломобиля). На этих трубах рамы крепятся узлы и детали привода, подвески и поворотная конструкция верхней части кузова. Для прочности соединений рамы в концы поперечных и боковых скобообразных труб запрессованы ста-

5 канообразные вставки 11 (фиг 5) с торцовыми одинарными 12 и двойными (вилочными) 13 пластинчатыми деталями, которые для поворота труб на прямой угол выполнены по краям со скруглениями 14 и выступающими угловыми частя- . ми 15. Запрессовка вставок упрочнена сваркой соединительно-торцового шва

16. Соединительные оси пластинчатых деталей закреплены от смещения шпоночными (потайными) винтами 17 с од" ной стороны, где нарезные углубления.

18 под винты проходят в границе разъема осей с вилочными пластинчатыми деталями. По бокам скобообразных труб перпендикулярно их плоскости закреплены в хомутной связке 19 стальные пластинчатые кронштейны 20 (фиг.l и 7) с осевыми выступами 21 (не по-казаны) с каждой стороны под осевые трубы 22 крепления трансформаторов и осевые трубы 23 маятниковых рычагов 24 подвески задних, ведущих колес

65. Параллельно кронштейнам, на рас- 25 стоянии диаметра трансформаторов 26 на боковых скобообразных трубах, пер" пендикулярно их плоскости закреплены " брызговики 25 колес. С целью упрощения технологии, жесткостного упрочне- 3О ния и облегчения веса маятниковые рычаги подвески колес выполнены в виде п-образно согнутых пластинчатых элементов, где сгиб проходит по верх; ней кромке 27. В места между стенок 35 рычагов вклепаны крайние кольцевые и средние полукольцевые 28 распорки с соединительными гнездами, причем полукольцевые гнезда изнутри выполнены сферическими в соответствии с наружным диаметром концевых опорных подшипников 30 задних колес и снабжены односторонними шариковыми фиксаторами 29 для предотвращения отсоединения колес на ходу веломобиля..В задние распорки вставлены резиновые втулки 31 под оси .32 проушин,, проходящих внутри задних рычажных концов промежуточных пластинчатых шарнирных звеньев 33, имеющих две степени свободы. Для хода пластинча- . тых звеньев в распорках сделаны внутренние долевые пропилы, а соеди нение их со штоками амортизаторов 34 осуществлено выходящими наружу поперечными вилками 35 звеньев. Отно 55 сительно рычагов подвески амортизаторы в рабочем (разложенном) состоянии веломобиля повернуты вверх и соедине62 ны со скобообразными боковыми трубами, Выступы 36 на торцах амортизаторных цилиндров размещены в отверстиях скобообра зных труб, а параллельно амор тизаторам маятниковые рычаги подвески связаны с указанными трубами гибкими ограничителями 37 хода. Задние поперечные участки боковых скобообразных труб несут поворотные валики 38 (фиг.l, 6 и 8), на которых повешены в кольцевом охвате задние края матерчатых сидений 39. Передние края сидений расположены над трансформаторами привода веломобиля и закреплены в шар- . нирных соединениях 40» выполненных на ножных педальных площадках привода 41. Полотна 42 лобовой части кузова при нераскрытой верхней механике крыши сложены на сиденья и частично скручены на рейках 43, проходящих поверх поворотных валиков вдоль задних поперечных участков труб рамы °

Передние кольцевые края полотен соединены шнурами 44 (фиг.6) с концами

П-образных пружинных поворотный стержней 45, установленных шарнирно на концах ножных педальных площадок веломобиля. В поднятом по фиг.l положении полотен лобовой части кузова их рейки соединены в одну посредством стержневого кронштейна 46, а боковые края полотен соединены застежкой 47

"молния" для создания горизонтальной фиксации. В общей кузовной взаимосвязи составная рейка соединена зацепными соединениями 48 и шнурами 49 со средними стойками трубчатого каркаса крыши 50, а П-образные поворот-we стержни лобовой части кузова в наклонном натяжении полотен перемещены в крайнее переднее положение за,фиксаторы 51 ножных педальных площадок.

Веерообразный трубчатый каркас крыши кузова смонтирован на шарнирнохомутной связке, проходящей по задней поперечной трубе рамы (фиг.8), и состоит из двух хомутов 52, соединенных боковой пластинчатой перемычкой 53, дополняющей стенку в разъемах.

За торцами перемычки в хомутных плас" тинах шарнирно закрепленЫ концы средних и крайних трубчатых стоек 54 с возможностью их поворота вдоль хомутной связки. В прорезях противоположных концов стоек закреплены шарнирно долевые пластины 55 продольного натяжения полотна крыши. Между стоек

1711662 в той же шарнирной связке расположены промежуточные стержни 56 с сидящими на них подвижными втулками 57, соединенными пружинами с хомутами, где связь втулок со стойками осущест- влена пластинчатыми шарнирными распорками 58, а средних стоек - складной перекладиной 60. Крыша в поднятом положении зафиксирована от перед-. .него наклона упором хомутной перемычки в зигзагообразную трубу рамы, а от заднего наклона ее удерживает связь с полотнами лобовой части кузова, натянутыми П-образными пружинными стержнями, установленными на ножных,педальных площадках веломобиля, которые соединены с нижней частью ра мы через поворотно-сцепные пластинчатые опоры (фиг.1) и трансформаторы. В такой круговой сцепке кузов имеет переднюю, верхнюю, тыльную и нижнюю защиту.

Эксплуатация разложенного, приведенного в рабочее состояние веломоби- > ля допускается как со спущенным на сиденья полотном лобовой части кузова и опущенной назад веерной конструкцией крыши, так и с поднятыми этими верхними частями кузова: в первом случае седок (седоки) сбоку скобообразной трубы рамы садится на спущенное на матерчатое сиденье полотно, во втором случае седок (седоки) подни. мает сзади за стойки сложенную вдоль и поперек крышу, распрямляет pacrtnp35 ки -59 и устанавливает долевые пластины 55 в Г-образное относительно стоек положение, при этом поперечное раскрытие крыши с общей натяжкой полотна делается автоматически за счет пружинных перемещений на промежуточных стержнях подвижных втулок 57, а складная перекладина .60 распрямляется вручную. Далее седок. соединяет рейки. 43 трапециевидных лобовых тентовых полотен, предварительно освободив их от намотки, и скрепляет полот- на застежкой 47 "молния". После этого производят натяжку полотен с фиксацией крыши отводом П-образных пружинных стержней 45 за фиксаторы 51 ножных педальных площадок и зацеплением рейки зацепами 48 шнуров 49, отходящих от средних стоек крыши.

Перекомпоновка кузова веломобиля

55 из рабочего состояния (фиг.1, 6 и 8) в складное (фиг.2, 7 и 9) происходит следующим образом., Предварительно нужно убрать в полости ножных педальных площадок 41 педали 61, повернув их на стержневых опорах назад и подсунув заостренными передними концами под зацепы на дне педальных площадок (фиг.3). 3атем резким усилием нужно отсоединить вниз задни ведущие колеса 65 (фиг 10) от маятниковых рычагов 24 подвесок.

После этого надо отвести шарнирные полуоси с колесами назад (фиг.11), поднять и пропустить под задними поперечными участками боковых скобообраэных труб (отмечено пунктиром) с последующим фиксированием полуосей в пружинных захватах вилочных кронштейнов 66 картера и установкой колес в вертикально-продольном положении по бокам центральной зигзагообразной трубы 1 рамы. Нажимом вниз амортизаторных цилиндров 34 вывести их выступы на торцах из отверстий боковых скобообразных труб,и отвести амортизаторы на промежуточных шарнирных звеньях 33. Далее следует установить рычаги 24 маятниковых подвесок колес вдоль этих труб и сложить верхние части кузова, т.е. утопить на ножных педальйых площадках фиксаторы 51, переместить П-образные пружинные поворотные стержни 45 в крайние задние положения, произвести осадку полотен лобовой части кузова на сиденья, отсоединив их от зацепов 48 и в застежке "молния" с раэьединением реек 43, скрутить лишнюю часть полотен на рейки, а провис матерчатых сидений выбрать поворотом валиков

38, сложить угловые распорки 59, сжать продольно и поперечно веерную конструкцию крыши и повернуть ее на шарнирно-хомутной связке 52.в заднее нижнее положение 62. После этого нужно сложить раму и соединенные с ней части, а именно: отсоединить осевые трубы 2? от трансформаторов 26, повернуть ножные педальные площадки на шарнирных концах 40 вверх до углубления их заподлицо с боковыми скобообразными трубами (фиг.13), а трансформаторы на шарнирах внутренних валов отклонить в обратную сторону с прижимом к картерному углообразному поддону 6 (фиг.3). Прямоугольная фор3 1 ма складного состояния кузова придается поворотом боковых скобообразных труб вместе с ножными педальными пло1711662

10 щадками и установкой их на расстоянии поперечных труб рамы параллельно плоскости центральной зигзагообразной трубы 1 (фиг.14). Возвышающиеся над рамой перемещенные задние колеса 65 и перевернутое на рулевой колонке переднее колесо 64 обеспечивает,складному кузову, поставленйому на колеса три точки опоры (на фиг.14 ножная педальная площадка снята).

Сложенный, поставленный на колеса кузов (фиг.15 и 2) скрепляется со стороны валиков, реек и амортизаторов . стяжными ремнями - эспандерами, кото- 15 рые проходят по краям .внутренней угловой ниши 63, образованной складной механикой крыши..формула изобретения

1. Кузов .складного веломобиля, со держащий трубчатую раму, связанные с рамой с возможностью поворота относительно нее для обеспечения складывания лобовую часть и крышу, по 25 крайней мере одна из которых выполнена в виде тентового полотнища, закрепленного М трубчатом каркасе, о тличающийся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуата30 ции путем облегчения транспортировки в нерабочем состоянии, рама выполнена в виде центральной зигзагообразной трубы, расположенной в вертикальной продольной плоскости веломобиля, двух поперечных труб, каждая из которых прикреплена средней частью к концу зигзагообразной трубы, двух скобообразных труб, соединенных с пружинной подвеской колес, присоединенных по бокам веломобиля к концам поперечных

40 труб с возможностью поворота из горизондального в вертикальное потюже- ние и имеющих на передних поперечных участках шарнирные соединения для крепления ножных педальных площадок . веломобиля, а на боковых продольных участках - хомуты для крепления перпендикулярно плоскости скобообразных труб пластинчатых кронштейнов осевых опор маятниковых рычагов подвески,и трансформаторов привода веломобиля через соединительные патрубки, крыша, выполнена в виде трубчатых стоек, установленных веерообразно посредством, хомутов вдоль поперечной трубы рамы поворотно относительно нее, и поворотных пластин для продольного натя жения тентового полотнища, прикреп ленных к свободным концам трубчатых стоек, а лобовая часть кузова, обра зующая с крышей пространства для наблюдения за дорожной обстановкой, выполнена в виде продольных полотен, прикреплейных между П-образными пру" жинными поворотными стержнями, установленными на ножных педальных площадках веломобиля, и трубчатыми стой" ками и соединенных с ними посредством, реек и шнуров с зацепами.

2. Кузов по и..1, о т л и ч а юшийся тем, что поперечные трубы скреплены с центральной зигзагообразной трубой перпендикулярно ее плоскости, концы центральной трубы выпол" нены с торцовыми выемками и с закрепленными на стенках боковыми нарезными штифтами внутренними шаровыми опорами со сквозными продольными нарезными отверстиями под стяжные болты соединения центральной трубы с внутренними цилиндрическими опорами поперечных труб в их средних местах, а концы поперечин и боковых скобообразных каркасных труб рамы снабжены запрессованными внутрь стаканообразными вставками с внешними одинарными и двойными соединенными осями пластинчатыми петлями, которые для ограниченного .на прямой угол пово" рота труб выполнены по краям со скругленными и выступающими угловыми час" тями фиксирования рамы в разложенном положении.

3. Кузов по п.1,. о т л и ч а юшийся тем, что перпендикулярно сгибам на боковых скобообразных трубах рамы закреплены брызговики колес.

4. Кузов по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что маятниковые рыча-. ги подвески задних колес выполнены в виде A-образно согнутых пластинчатых элементов, упрочненных вклепанными между .стенок в местах соединительных гнезд крайними кольцевыми и средними полукольцевыми распорками, причем изнутри полукольцевые распорки выполнены сферическими в соответствии с наружным диаметром концевых опорных подшипниковых задних колес и снабжены односторонними шариковыми фиксаторами для предотвращения отсоединения колес.

5. Кузов по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что средние стойки крыши связаны складной перекладиной, 1711662

12 ями, выполненными в виде матерчатых полотен, расположенных над трансформаторами привода веломобиля и закрепленных верхними кольцеобразными концами на задних поперечных участках скобообразных труб рамы посредством поворотных валиков, а нижними — в шарнирных соединениях, выполненных

1п на ножных педальных площадках привода ° а крайние раздвижные стойки соедине. ны с ними, пластинчатыми шарнирными распорками через пружинные подвижные втулки, установленные на промежуточных стержнях.

6. Кузов по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что соединение штоков амортизаторов с маятниковыми рычагами подвески осуществлено через промежуточные шарнирные звенья с двумя степенями свободы, состоящие из поперечных вилок в соединении со штоками и долевых проушин, установленных внутри концов маятниковых рычагов,и размещенных на демпфируемых резиновыми втулками осях, причем в крайних кольцевых распорках маятниковых рычагов выполнены прорези для упомянутых проушин.

7. Кузов по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что с торцов цилинд-. ров амортизаторов подвески выполнены выступы, размещенные в отверстиях боковых скобообразных труб рамы, а параллельно амортизаторам маятниковые рычаги с указанными трубами связаны гибким ограничителем хода.

8. Кузов по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен сидень"30

1!

9. Кузов по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что лобовые тентовые полотна выполнены трапециевидными и верхней кромкой соединены с рейками, причем рейки соединены между собой кронштейнами, а полотна лобовой части кузова сердечника снабжены застежками "молния" для создания при их боковом соединении горизонтальной фиксации.

10, Кузов по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что центральная зигзагообразная труба рамы закреплена

B герметизированном картере цепной передачи привода, являющегося связующим звеном с трансмиссионно-силовым и рулевым механизмами. веломобиля.

19 27

1711662

25 10 Я 27

1 7>166"

Я, 45

Фив. 8

Ю фЯ

58

Я

Я

О

52

Риг. N ф

Йг.9

1711662

1711б6"

Составитель Г> Чикин

Редактор И. Горная Техред л Ол„ 1„ьк Корректор И. Самборская .Заказ 350 Тираж Подписное ,ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, $-35, Раувская наб;, д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Гагарина, 191

Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля Кузов складного веломобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к велостроению, а именно к устройствам, позволяющим разъединять велосипед на две составные части

Изобретение относится к двухколесным транспортным средствам и может быть использовано в складных роллерах при их транспортировке и хранении

Изобретение относится к мускульным транспортным средствам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к кузовостроению для педальных машин

Изобретение относится к кузовам легковых автомобилей и может быть использовано в автомобилях особо малого класса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в констрз кциях транспортньк средств с низкорасположенными грузовыми платформами и малогабаритных тягачей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при макетировании кузова из пластичных материалов

Изобретение относится к транспортным средствам с рамными конструкциями силовых каркасов несущего кузова
Наверх